Сочи: к открытию концертного сезона Allemande Читать медленно, с выражением томной грусти: «Семь!!! Тридцать восемь, сорок семь! Сорок семь, сорок шесть, сорок три… Семь!!!» Узнали мелодию? Пардон, не мелодию – конечно, ритм! Все верно: это фрейлехс, более известный в массах, как «Семь- сорок». Так вот: «Семь- сорок» на сочинской набережной уже давно не играют! - Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку! - светлоглазая узкобедрая гимнастка с ловкостью мартышки взбирается на вертящуюся цепную лестницу. Впрочем, и это «соло на трапеции» также вряд ли имеет непосредственное отношение к музыкальной культуре Сочи! Во всяком случае, летом 2009 года… А вот на тумбе, что на Платановой аллее, и на фанерном щите, по дороге на Джубгу, висит плотная мозаика афиш «попсовиков», чьи гастроли выпадают на самый разгар курортного сезона. Присмотримся к тумбе внимательнее! Итак, 16 августа в Зеленом театре, в парке «Ривьера» ожидается группа «Бутырка», которая обещает умыть сентиментальную публику романтическими притчами о горькой жизни в советском ГУЛАГе. Там же – несколькими днями ранее – вид из отверстия космического вояджера грозятся описать неувядаемые «Земляне». Валерий Меладзе, Дима Билан, Александр Серов, Юрий Шатунов, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Надежда Кадышева, Александр Барышников, Вячеслав Малежик, Александр Глызин, Александр Малинин и даже пошловатая, но в чем-то очень даже сочинская «Наша Russia»? Эти ребята несколько серьезнее: они, как правило, ангажируют Концертный зал «Фестивальный». Вы, кстати, знаете, что КЗ «Фестивальный» построен в аккурат в том самом Турецком овраге, где произошло первое вооруженное столкновение российского экспедиционного корпуса и отрядов убыхов? То есть, на чьих, собственно, костях теперь вытанцовывают Дима Билан и Юрик Шатунов? Но – в сторону! Ах, да – есть еще Зимний театр на одноименной площади, в просторечии именуемый «Зимик»! В июне, в годовщину рождения Николая Гоголя, силами местного театра-студии «Веселая душа» в Зимнем были поставлены «Записки сумасшедшего»: очень любопытная пьеска!; июле - состоялся вечер памяти Иосифа Бродского; в августе, где-то в районе проспекта Курортного я видел афишу «Notre-Dame de Paris» (ее, как раз, заклеивали плакатом телевизионной программы «Кривое зеркало»). Спрашивается, зачем сочинцам телевизор? - Я оканчиваю Краснодарский государственный университет культуры и искусств, занимаюсь режиссурой. Много раз приходила в администрацию Зимнего театра с просьбой взять меня на работу. Мечтала участвовать в сочинских театральных постановках. Но всякий раз мне говорили, что сочинский театр – это филармоническое учреждение и он не содержит труппу, а только предоставляет площадку для гастролей «раскрученных» артистов. - А что вы хотели? «Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку»! Между прочим, пешеходная «тропа», тянущаяся два километра от Морского вокзала до проспекта Пушкина, сочинские музыканты, по аналогии с Сан-Тропе, называют «Променад». И то сказать: каких только наигрышей не услышишь на торном пути от кафе «Малибу» до ночного клуба «Платформа»! Джаз, правда, здесь почти не услышишь! (Его изредка исполняют в парке «Ривьера».) «Металхэ́ды» тоже отнюдь не гремят! Как и первоклассные рокеры, и мелодичные барды!… «Курортная специфика»! Море?… Море на Набережной еще и не увидишь! Зато песни «раннего» Макаревича, хриплого Михаила Круга, неувядаемой Аллы Пугачева времен «Один лишь только раз в году бывает май…» и даже неутомимого Иосифа Кобзона разыгрываются на «Променаде» самыми разными голосами!… Однажды, проходя мимо «Фестивального», я услышал профессиональнейшую Тамару Гвердцители. Не поверите: «петуха» дала уже на третьем такте! А как же? Вышеупомянутая «курортная специфика» (любимая «отмазка» сочинских «чесал»!) Вы, кстати, слышали выражение «играть на минусах»? Это когда оцифрованную музыку предварительно переводят в формат МР3, записывают на жесткий диск или иной компьютерный носитель, а затем озвучивают вокалом, как в «Караоке»! Так вот, в смысле «минусов», Сочи – очень и очень музыкальный город! - Видишь, вон тот ресторан? В нем «лабают» настоящие москвичи! А знаешь, как они копируют Rolling Stone? Тютелька в тютельку! В Сочи так не умеют! «Я думал, что остановилось время. Я не знал новый для себя мир. Услышь новость, она лилась, как музыка! Она внутри меня» - это композиция сочинской рэп-группы «Up Town» (стили: Hip-hop/Rap; излюбленные ритмы: 2 Step, Breaks, Drum & Bass, R&B, Reggae, Trip-Hop). Признаться, я вовсе не силен в рэпе! Но ведь «up town», означает «окраина американского городишки», не так ли? И причем здесь Сочи? А, между прочим, в Сочи музыка бывает разной: привозной и, назовем ее так, «автохтонной». Как, кстати, называется инструмент, издающий резкие высокие резкие звуки в армянской мелодике? Кто не знает, сегодня армянские наигрыши исполняют, по большей части, на синтезаторе – сам видел! А барабан (или как он у армян называется?) – барабан он «природный»: «бум-бум»! И вокруг четкого ритма – узорчатая финифть многообразных песенных вариаций. В прошлом году в Сочи я случайно попал на празднование Дня России на улицу Советскую (бывшие Мингрельская и Садовая). Какие только мелодии не звучали на импровизированной сцене возле здания СГУТиКД: чеченские, балкарские, осетинские, казачьи! Исполнялись и песни современных русскоязычных поэтов и композиторов. В том числе и сочинских. Очень интересные в звуковом и контентном отношениях встречались композиции! Но! Важно не то, что они были любопытными, важно, что почти каждую из них я – вполне незаинтересованный, случайный гость - слышал ВПЕРВЫЕ! Причем, на фоне экзесцисов Димы Билана, Юры Шатунова и диджеев DJ Groove, DJ Baks, DJ Tafa, DJ Mansur, умело компилирующих англоязычные «синглы». Зато на лестнице, спускающейся к пляжу Ривьеры вот уже который год успешно «гастролирует» косматый БОМЖ в фуражке a la гитлерюгент с надписью «We Are In The Yellow Submarine», да в переходе к сочинскому «Макдональдсу» стоит высокий носатый парень с женской косой, полупрофессиональное парадирующий синглы Пола Маккартни! - Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку! - Харе, Кришна! Харе, Рама! Харе-харе! Рама- рама! – гудит согласный хор мужских голосов на Приморской набережной. Лысые черепа, желтые одежды. Но в руках у запевалы – русская гармонь. А к гармони пристроен американский микрофон. И почитатели Махабхараты разносят по толпе толстые книжки, напечатанные в Бенилюксе. Ах, какая милая черноглазая девочка ведет женскую часть хоровода!!! Шаг вперед, шаг в сторону, изящное движение кистью… - Харе, Кришна! Харе, Рама! Кришна, кришна! Харе-харе! То есть, к русской гармони – американский микрофон! К курносому носу – полотняное сари! Вы скажете: нелепо, безвкусно, смешно, даже глупо? Спокойно, ребята! Это – Sohci! - Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку! Courante Лето. Сочи. 2008 год. Середина липкого июльского дня. В полутемном погребе органного зала – плотно кондиционированная прохлада. Запах кожи, пыльцы и дерева. Светлые пятна сосредоточенных людских лиц (загар в полутьме почти не виден!) - в тридцать рядов, как продолжение чреды светильников. Стоп! В первом ряду, как выщербленные зубы рудокопа, – разверстые пасти пустующих кресел. Кому предназначаются эти кресла: приятелям, коллегам по цеху, инструктору по фитнесу, «задерживающемуся» Борису Немцову (в период выборной кампании незадачливый кандидат действительно посетил сочинский органный зал)? Надолго ли пусты? Да разве важно?!!! Сейчас органист перейдет на коду и из-за бархотки входной кулисы испуганными сусликами высыпят в зал опоздавшие слушатели. Чу! Грохотом горного селя, с верхних рядов на нижние, летят перекаты аплодисментов. Конец пьесы? Можно входить? Allegro agitato!!! Как можно быстрее! Беглый прочерк лиц. Все лица, лица, лица…Дамы в сминающемся от жары в тряпку шелке - на шеях золото, в ушах - пластмасса, мужчины… в том, в чем обычно ходят мужчины. По ряду, шёпотком, юрким ужиком: - «Натуралка» или «крашенка»? - Какая, блин, «натуралка»! Очевидный «Золотистый блондин»! На сцене: - Дойчманн. Интродукция и аллегро! Откуда-то слева, на неверных подгибающихся в коленях ногах, но с идеальной строевой спиной, вырастает силуэт баденского музыканта. Быстрый, как проброс шайбы, взгляд в зал. Неловкий, очень даже боком, - вот она, привычка работать на хорах, вот он – индивидуалистический «отрыв от масс»! – «комплимент» публике. Отчаянный рывок к инструменту. Помните тряпичного Петрушку в русском ярмарочном балагане? Именно таким, размашистым жестом - А-а-апп! Др-р-раст-др-р-расте, увж-ж-жи-и-мая пубЛКа! - нижние конечности концертмейстера переносятся за лавку-сиденье органа. Секундная пауза… Аккорд… - Боже, в какие же выси нас всех понесло?!!! Резкий, насыщенный звук стальным штопором вонзается в фермы крыши. Где-то на заднем плане органист, как гоголевская жидовка в базарной перебранке, резко взмахивает руками. Неужели бывает такой бархатистый тембр? А на сцене, тем временем, орган и труба «расползлись» по звукоряду, как тараканы по немытой кухне… Ах, если б взглянуть в партитуру! Быть может, это какой-нибудь Дойчманн так написал? Как говорят, «что немцу благозвучие, то русскому….» Нечто подобное я слышал на концерте оркестра Светланова в МГУ. Пьеса называлась «Техасец в Европе». - Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку! Sarabande Где-то во второй половине 1990-х гг. мы с бывшей женой случайно попали на концерт Европейского молодежного симфонического оркестра в зал Московской консерватории. Огромный, набитый под самую галерку холл. Из директорской ложи, как лубяной лик Ивана IV Васильевича, выглядывает породистое - истинный сайгак! - лицо Микаэла Таривердиева (умер маэстро, если кто не знает, как раз в Сочи!). Амфитеатр, балкон, первый, второй ярусы - всё в бейсболках, заплечных рюкзачках и потертых джинсах: основная масса публики – студенты в возрасте от 17 до 23 лет… Честно сказать, я сейчас не припомню, что именно в этот вечер исполняли музыканты… Разумеется, современную симфоническую музыку. Конечно, произведения европейских композиторов. Какие конкретно опусы и сочинения я теперь сказать не берусь. Но я на всю жизнь запомнил, КАК эти мальчишки и девчонки слушали классическую музыку … С замиранием сердца! В гробовой тишине! И как эта публика реагировала на какой-нибудь технически сложный пассаж! Маккартни, «Ролинг Стоун» - не шутите! - НИКОГДА не провоцировали в публике столь яростную ажиотацию. Каждый удавшийся септаккорд, каждое свершившееся трезвучие будили в сердцах несмолкаемую бурю эмоций… Вы говорите: «Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку!» Не шутите, юноша! С музыкой – шутки плохие! Gigue И это, конечно, не правда, что в городе-курорте Сочи отсутствует оригинальная музыкальная культура. Я бы сказал точнее: музыкальная культура, как прибойная волна, ритмично обрушивается на сочинский «Променад», бессмысленно тычется в административные волнорезы и тут же откатывается в столичные глубины, оставляя на берегу цветную гальку «бородатой» попсы. Нигде, кроме Сочи вы не обнаружите гремучую смесь из старых советских песен и песен, никому не известных. Но, ни на одном другом городе мира вы не встретите людей, столь одаренных музыкально и не равнодушных к музыкальному творчеству! - Сочи образца 2009-2014 года – город, не имеющий собственного лица! – приходилось слышать мне от сочинских меломанов. – Сочи – это город-магнит! – утверждали жители курорта. Мне кажется, что и первое, и второе – верно! Современный Сочи умеет вкусно накормить туриста, рано или поздно научится худо-бедно его развлекать. Однако, одни только еда и развлечения еще не делают курорт мировым! И поэтому Сочи, буквально, как воздух, необходим ОБРАЗ города! В том числе и образ музыкальный! - Сделайте, как я и получите тысячу рублей и мягкую игрушку! - Да нет, мои дорогие, совсем не так! - Петр Ильич Чайковский! Пятая симфония! В Сочи состоялось открытие нового концертного сезона. |