Представлять скрипача и организатора музыкального фестиваля «Карэн Шахгалдян приглашает друзей» Карэна Шахгалдяна на армянской земле просто не имеет смысла - он, москвич по рождению, но армянин по крови, давно стал здесь узнаваемым и востребованным. Скажу лишь, что он - лауреат Международного конкурса имени Пабло Сарасате в Испании, его талант уже отметили такие выдающиеся мастера современности, как Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков и Виктор Третьяков. Конечно, назвать фестиваль своим именем несколько претенциозно, но деятельность, которую осуществляет молодой музыкант, во благо Армении и заслуживает внимания. За плечами Карэна Шахгалдяна - гастроли во многих городах России и зарубежных странах. Он успешно гастролировал в Польше, Германии, Франции, Израиле, США, Испании и Италии. Критики в один голос утверждают, «что как бы ни играл Карэн, его интерпретацию отличает изысканный, но строгий вкус, глубокое проникновение в философию исполняемого произведения». В течение трех лет существования фестиваля Карэн Шахгалдян остается верен своим идеям – донести прекрасную музыку до любителей и поддержать молодых. О музыке, любви, родине и многом другом читайте в интервью с музыкантом. - Карэн, твоя музыкальная карьера была предопределена: дедушка – кабардино-балкарский композитор, скрипач и дирижер, мама – музыкант... Ты веришь в предопределение? - Хочу немножко поправить – дедушка просто работал в Кабардино-Балкарии, но был как раз армянским композитором. Он нес армянскую культуру в российскую, у меня же наоборот. У него был путь из Армении в Россию, у меня - из России в Армению. Конечно, ничего не бывает случайного, предопределение есть во многих вещах. И если человеку суждено стать музыкантом, он им станет даже не в музыкальной семье. -Расскажи о своем музыкальном формировании и главных учителях в жизни. - С учителями, которых в моей жизни было очень много, что с одной стороны – хорошо, с другой – не очень по причине того, что у каждого наставника свой взгляд на твой профессиональный рост, но мне всегда везло, потому что мои педагоги были профессионалами и замечательными людьми, что очень важно на стадии становления. У меня получилось от каждого взять что-то интересное. Если кого-то отмечать, то это первый учитель - Мария Яковлевна Розенберг, профессор в Московской Консерватории Виктор Викторович Третьяков, в класс которого я попал. О таком преподавателе можно только мечтать! Пять лет я учился у лушего из наших педагогов, имел возможность постигать азы настоящего Мастерства с большой буквы. Виктор Третьяков не только преподает, но и сам выступает - а это очень важно, потому что сохраняется живая связь с профессией. Он для меня был и остается кумиром, одним из лучших скрипачей в мире. Я у него многому научился. Нельзя не вспомнить профессора Майю Самуиловну Глезарову, в классе которой я учился в аспирантуре. Просто невозможно всех отметить, но хочу сказать еще о тех музыкантах, у которых я официально не учился, но общение с ними стало для меня уроком. И, конечно, нельзя забывать про музыкальных кумиров, книги, родителей... Родители – это, скорее, не музыкальное влияние, а личностное. Без них заниматься классической музыкой очень сложно. Почти все дети - процентов 98 - заниматься музыкой не хотят. Конечно, учиться менее приятно, чем давать концерты. Здесь важную роль играет тренинг, как бы это грубо ни звучало, но музыка и исполнительство - это сочетание в какой-то степени спорта и творчества. Без тренировочной части ты вряд ли сможешь выразить свои мысли, эмоции и талант. Просто не будет профессии в руках... - Карэн, как тебе, студенту-третьекурснику, посчастливилось попасть в «Виртуозы Москвы»? - Как всегда - случай... Это было совершенно уникально и интересно. Я только вернулся с гастролей по Сибири, когда мне сообщили, что завтра в Консерватории дает мастер-класс маэстро Спиваков. Мне предложили сыграть, а так как я был в хорошей форме и у меня была готова программа, я согласился. Масте-класс длился два дня. После выступления Владимир Спиваков неожиданно предложил мне «попробовать поиграть в оркестре». Но что самое смешное, когда он сделал мне предложения и включил меня в график их гастролей, я вынужден был отказаться, так как у меня были свои гастроли. Я ему объяснил, что у меня есть обязательства. Он отнесся понимающе – и через месяц я начал играть в «Виртуозах Москвы». Так началось наше продолжительное сотрудничество. Спиваков оказал на меня огромное профессиональное и человеческое влияние. Это был колоссальный опыт. - Какие духовные ценности должна нести в себе музыка? Что ты чувствуешь, беря в руки скрипку? - Это интересная тема. С одной стороны, искусство должно воспитывать, но с другой – неправильно это делать насильно. Когда ты прикасаешься к искусству, берешь в руки инструмент и выходишь на сцену или даже не выходишь, все-таки ты это дожен делать, во-первых, для себя, для своего внутреннего мира. Если ты смог добиться совершенства в искусстве и гармонии в себе, то это состояние переносится на аудиторию, общество и т.д. Этот момент очень интересный и важный, но сложный. И здесь важно понимание, насколько ты адекватен в оценке своего творчества. Я пытаюсь все делать с душой, искренне и не обманывать самого себя. - Как возникла идея учреждения фестиваля искусств «Карэн Шахгалдян приглашает друзей»? - Опять-таки случайно. Лет пять назад я приехал в Армению с сольными концертами, незадолго до этого познакомившись со своей будущей женой армянкой в Москве. Возникла идея сделать тур в семи городах Армении. И после этих концертов я понял, что есть огромный интерес к классической музыке не только в Ереване, но и в отдаленных районах. Знакомства с армянскими музыкантами, с которыми захотелось продолжить сотрудничество, тоже сыграло свою роль. Идея фестиваля, в рамках которого мы смогли бы встречаться, общаться, работать, проводить концерты по Армении, привозить музыкантов из других стран, обрела реальные формы. Вообще фестиваль задумывался настолько широко, чтобы была возможность представлять не только музыку, но и другие виды искусств. В этом году нам уже три года. С прошлого года мы начали ездить по регионам Армении. - Ты обмолвился о своей музе, которую встретил в Москве... Что значит для тебя семья? - Семья, конечно, для меня очень важна. У каждого человека должен быть круг людей, с которыми ты можешь быть абсолютно искренен, с которыми не нужно выбирать слова и интонации, тебя просто понимают таким, какой ты есть. Для некоторых таким кругом становятся друзья, для меня – семья. У меня, конечно, есть несколько друзей, с которыми у меня очень близкие и доверительные отношения, но это не семейный круг. В семье, конечно, важно наличие детей, которые дают нам новую жизнь, новый взгляд, новое понимание. Вот что значит для меня семья... - Твоя мама всегда поддерживала юные дарования, некогда организовав студию. Не отсюда ли твое стремление оказывать поддежку молодым музыкантам и всеми силами содействовать их реализации на родине? - Возможно... Она организовала студию в сложные перестроечные голодные и холодные годы. Это была частная школа, но абсолютно бесплатная. Задумка балакиревская, но ему в свое время ее не удалось реализовать. Мама принялась за воплощение этой идеи в жизнь, как бы это ни было тяжело. Конечно, романтическая идея, но тем не менее ее школа без спонсорской поддержки смогла просуществовать несколько лет, и сейчас ее ученики стали известными музыкантами. Моя идея не настолько грандиозна, потому что я только иду к этой идеи. Я хочу поддерживать одаренных детей, но для этого необходим большой финансовый фонд. Хотел это делать с первого года, нахватавшись идеализма, но, столкнувшись с реалиями, понял, что это не так легко. Но мы это сделаем. Я работаю в замечательный ансамбле - «Трио им. Арама Хачатуряна». Мы играем много концертов в рамках года Армении в разных странах, а также ездим по регионам Армении с концертами и даем мастер-классы. Это, конечно, маленький вклад, но очень важный. - Каково самое большое твое достижение в музыке? - Я надеюсь, что оно впереди. И вообще очень сложно сказать, что ты сегодня сыграл самый лучший концерт в своей жизни, тогда получается, что другие были худшими?! Такое утверждение просто неприменимо в искусстве. - Что для тебя значат армянские корни? Как ты чувствуешь свое единение с Арменией, проживая в другой стране? Вообще, что значит для тебя слово «родина»? - Если говорить о родине, то родиной для меня является Россия, а именно - Москва, потому что я родился там и воспитан на российской культуре, но безусловно Армению воспринимаю как свою историческую родину и очень сильно чувствую свои, как в музыке, так и в культуре в общем. Я своего рода армяно-россиянин. И сейчас живу на два дома, на две родные страны, в которых я чувствую себя свободно и уютно. - Есть ли в Армении место, которое тебя особенно вдохновляет? - Да, такое место есть. Это - Татев. Я ранее никогда его не видел, когда на рассвете попал к подножию горы – Татев просто вышел из тумана. Фантастическое впечатление! Мне бы очень хотелось сделать там концерт. - Как проводишь свободное время, если таковое у тебя имеется? - Я понял, что время всегда можно найти. У меня свободного времени не так много, как хотелось бы. Провожу его по-разному - не только лежу на диване перед телевизором или с книгой, хотя и это необходимо, но и с друзьями хожу на футбол, сам играю, гуляю, хожу в ресторан, выезжаю за город... |