Не может, однако, человечество нормально существовать и развиваться без нравственной узды в виде религии или жестких этических установок! Как же порочен человек по сути своей! Как же стремится он быть значимым в толпе и как же хочет выделиться из нее! Пока человек молод, страсть эта утоляется способами достаточно безобидными: покрасил, или выстриг узоры в волосах, кольца в уши, или крикливо оделся… Тот, кто, повзрослев, реализовался в жизни, у него этим все и кончилось, а кто нет – продолжает утолять свою страсть, но уже более изощренными способами. Эта страсть человеческая является бесконечной темой для писателей всех времен и народов. Например, рассказ А.П.Чехова «Радость», где Митя Кулдаров в пьяном виде попадает под лошадь и находиться на вершине радости и счастья потому, что об этом происшествии пишут в газетах. Для людей, наделенных Богом способностью к творчеству, страсть эта где-то и благо - ведь желание быть более и более значимым и превзойти других провоцирует такую личность на развитие таланта, на творческую реализацию. Достижения их в результате становятся достоянием всех. Правда, надо заметить, что страсть эта порой прямо пропорциональна таланту. В утверждении своего «я» перед всем остальным миром, творческий человек предела не знает. Лев Толстой так ненавидел Тургенева, что однажды оскорбив его, вызвал на дуэль – да еще на какую! – на двустволках… Шеллинг всю свою жизнь считал Гегеля литературным вором, укравшим у него, Шеллинга, все его мысли и все его построения. Уровень, на котором человек себя видит, как правило, в большей или меньшей степени превосходит его реальные возможности. Страсть быть известным так сильна, что ради известности, ради сомнительной славы, некоторые в состоянии лишить жизни ближнего, а порой и себя. Человек, убивший Джона Леннона, руководствовался именно этой страстью. Это случаи, конечно, экстремальные, единичные. А постоянно мы видим и замечаем то, как многие стремятся повысить собственную значимость встречами или знакомством с какой-то известной личностью. И если удается то, как же они любят об этом рассказывать! Как правило, ничего собой не представляя, живут они отражением света «звезд», как принято говорить сейчас. Корни любого фанатизма здесь. Во всех этих случаях мы имеем дело с человеческим «я» разного уровня, но с одной общей особенностью – склонностью расширяться в бесконечность. Если наблюдать со стороны жизнь не искусственных «звезд», а людей талантливых по-настоящему, не сомневаешься, что именно они самые счастливые в жизни. Творчество их успешно, о них говорят и пишут, и кажется, окружены они любовью всего народа. В то же время, читая об их жизни, порой недоумеваешь, почему же многие, отдавая нам свой уникальный труд, сами зачастую к концу жизни остаются в одиночестве и глубоко несчастными?! А ведь ответ, пожалуй, на поверхности. Постоянно живя рядом с талантом, обычный человек блекнет в глазах ближних. Он это ощущает; поднимает голову зависть, и злится он на гения, а порой ненавидит его и пытается даже мстить. Не терпит серость рядом с собой ни ума, ни таланта. И вольно или невольно ближнее окружение отравляет жизнь великому. Христианское учение о смирении есть единственное, что могло бы дать счастье и умиротворение человечеству. Однако не дает и оно, но человека все же как-то удерживает и смиряет. А если узда опорочена, сорвана и выброшена, и целый народ отходит от религии, от веры, тут же начинает работать формула, выведенная Федором Михайловичем: «раз Бога нет, то все дозволено». Безнравственная серость в таком государстве тут же приходит к власти, и совершенно естественно, появляется в нем политика унижения, дешевой эксплуатации, и даже уничтожения таланта. Лупят эту «белую ворону» уже со всех сторон, не давая перевести дыхание. А в результате, духовный капитал, накопленный народом в течение веков, быстро забывается, новый не создается, и нация деградирует… |