Любовь – определенно самое главное слово и понятие у любого народа. Вряд ли возможно это опровергнуть. Однако многим, кажется, оно, понятие это, таким простым и очевидным. Таким простым, что сводится порой только к отношениям между мужчиной и женщиной. Конечно, только кажется, ведь в основе всей литературы, и даже жизни лежит любовь. Не случайно самые притягательные для человека книги, фильмы, спектакли те, где она присутствует. Тема бесконечна и по своей протяженности во времени и по своей глубине. В этом «простом» всегда есть загадочность, неожиданность и непредсказуемость, а иногда и логика. Качества заставляющие проявлять интерес к любви каждого от дворника до философа. Самое же важное для человека в этой теме то, что он вольно или невольно ищет лично для себя, для своей жизни, подходящие рецепты, и набирает опыт. Дело в том, что каждый из нас желает жить успешно и счастливо. Но что есть успех, что счастье? Некоторые понимают сознанием своим, а большинство ощущают бессознательно, что и то и другое связано с любовью и вообще вся жизнь пронизана любовью, на ней она строится. Видимо неугасимый интерес к ней еще и поэтому. Жизнь человека это: и любовь к Богу, и к женщине, и к мужчине, и к детям, и к родителям, и к родине, и к своему народу, и к идее, и к власти, и к политическому лидеру, и к артисту, порой к себе дорогому и т.д. и т.п. Все эти виды любви совсем не равноценны. Например, любовь к идее, политическому лидеру и к детям вещи несравнимые и даже антагонистичные. Кто как не мы россияне совсем недавно это испытали на своей шкуре, слепо любя идею и преклоняясь перед лидерами, но должных выводов, к сожалению, не сделали до сих пор. Любовь, от которой зависит в жизни человека все - это любовь к Богу. От нее зависят: и все другие виды любви, и сила нации к которой человек принадлежит, и благополучие государства в котором живет. Это та любовь, которая объединяет всех. Именно она соединила у нас в России сотни народов в могучую непобедимую империю и это та же любовь, которая позволила в течение полувека недопустимо терпимо относиться власти и народу к полусумасшедшим бомбистам-социалистам и их покровителям. Циничные социалисты, с помощью лжи и обмана придя к власти, первым делом любви этой народ наш попыталась лишить. Питекантропами называл их писатель Иван Солоневич. Определение жесткое, но очень меткое, ведь расправляясь с великой, наработанной веками культурой, отбрасывали они нас в доисторические времена. Уничтожая огнем и мечом православие и любовь к Богу в нашем народе, уничтожались и все другие виды любви, кроме, конечно, любви к идее, политическому лидеру и власти. Институт семьи со своими мудрыми национальными традициями был поставлен почти вне закона. Вместо него пропагандировалась свободная «любовь» и аборты, как ее следствие. Власть объявила, что отныне оба родителя должны работать, а любить и воспитывать детей будет она. Уничтожая любовь на нашей земле, попутно уничтожили они и такие важные для народа понятия, как благотворительность, милосердие, сострадание, добротолюбие. И выросло у нас в стране несколько поколений не знающих ни этих слов, ни понятий. Наверное, имеет смысл расшифровать, что же такое – любовь к Богу. Вряд ли можно объяснить это лучше, чем сделали святые отцы церкви. Вот что писал о любви к Богу святой Антоний Великий: - Укажу вам дело, которое одно делает человека твердым в добре и блюдет его таким от начала до конца, именно: любите Бога всей душою вашею, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему одному работайте. Тогда Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божьи станут для вас сладки, как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения, и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко. А вот что писал о любви к Богу философ Иван Ильин: - Любовь к Богу открывает человеку новое измерение вещей и людей.... Она вступает в единение и отожествление только с живым добром, но это единение есть безусловное – на жизнь и на смерть. Она не объединяется с началом зла, но отходит от него и противопоставляет себя ему, и это противопоставление есть тоже безусловное – на жизнь и на смерть. Начало духа есть начало предметного выбора и религиозной преданности. И эту силу религиозной преданности, избравшей Божественное и прилепившейся к Нему, одухотворенная любовь вносит во всякое свое отношение: и к богу, и к церкви, и к родине, и к царю, и к своему народу, и к его вещественным и личным алтарям, и к своей семье, и к своему ближнему. Пожалуй, интересна будет история, которая доказывает, что любовь Божья превосходит любовь человеческую и совсем ее не отменяет. Митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, как перед монашеским постригом его духовник, архимандрит Афанасий потребовал, чтобы тот отказался от родных и никогда с ними более не виделся. Будущий митрополит сказал, что должен какое-то время продумать. Думал он вместе с родными, очень любящими его и любимыми им. Они вместе, добровольно и свободно приняли решение расстаться на земле ради Божьей любви. После такого решения отец Афанасий совершил постриг и – уже по послушанию – определил молодому иноку жить в семье. Зная о тысячах расстрелянных священников и тысячах разрушенных храмов возможно, современный человек усомниться в том, что до прихода к власти коммунистов народ русский Бога любил, ведь творились эти безобразия не без участия народа. Чтобы развеять сомнения, обратимся к свидетельству того, кто лучше всех познал русского человека и его душу Ф.М. Достоевскому: ...Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит в сердце своем искони, в этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение, и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь русского народа есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до сострадания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа он гордится более всего ... Потребность любить Божественна и присутствует в большей или меньшей степени в душе каждого. Образовавшийся вакуум любви у народа бесовская власть попыталась восполнить ненавистью. Ненавистью к ближнему, к тем, кто не желал объединяться с началами зла, строиться в колонны и маршировать вместе со всеми. И здесь резко разделился народ наш. Часть, отвергнув ненависть, стояла за любовь и добро насмерть и явила миру великую стойкость и подвиг, а часть поддалась и впала в великий грех. Этим продемонстрировали миру мы то, что народ русский не масса, не толпа которой можно легко манипулировать. Мы, вероятно, наиболее индивидуальный народ в мире – «народ талантливых чудаков», как это сформулировал когда-то Горький. Похожая на нашу историческая судьба была и у немецкого народа, и ведь он поддался, и объединился с началами зла практически весь, за исключением единиц. Живем мы сейчас в удивительное время. Время, когда явственно начало проявляться то, что народ русский - народ богоизбранный. Богоизбранность наша в том, что мы, возможно, единственный народ, имеющий шанс избежать смертельной для человечества эпидемии под названием «идеология потребления». И не только избежать, но и найти здоровый путь дальнейшего развития. Бог, любовь, добро в России побеждают даже в такой, казалось бы безвыходной ситуации. Подумать только, ведь девяносто лет правил бал на нашей родине бес. Видимо столько времени нужно было для того, чтобы злые силы полностью обанкротились в глазах народа. Определенно, что именно это закалило народ наш и подготовило дорогу к духовному восхождению. Иван Ильин еще шестьдесят лет назад писал: - Путь вверх открывается человеку и дается ему, но дается только в страдании и только благодаря страданиям. Ибо сущность страдания состоит, прежде всего, в том, что для человека оказывается закрытым или недоступным путь вниз, к низшим наслаждениям. Эта закрытость низшего пути не означает еще духовного достижения, но есть первое и основное условие восхождения… Страдание есть цена духовности и предел для животности; это есть грань беспечному насладенчеству, увлекающему и совлекающему человека; это есть источник воли к духу, начало очищения и видения, основа характера и умудрения. Поэтому жизненная мудрость состоит не в бегстве от страдания как от мнимого зла, а в приятии его как дара и залога, в использовании его и окрылении через него. Очевидный наш возврат к Богу, любви говорит о том, что вековое страдания народа нашего было не напрасно. Кто-то нас водил по кругам ада почти сто лет, также как водил Моисей 40 лет евреев по пустыне, прежде чем придти в землю обетованную. Мы, наконец, вернулись на свою землю реально, душой и духом своим, уже узнаем ее и начинаем вспоминать свою историю и своих предков. На этом пути мы потеряли многих. Потеряли праведников, которые своей любовью к Богу и народу поддерживали нашу веру и освещали нам путь во времена, казалось, безвыходные. И совсем недавно с 92 по 98 мы совершенно неожиданно и необъяснимо потеряли несколько миллионов молодых и внешне крепких своих сограждан. Однако потери эти совсем разные. Праведники были сильны духом, верой и были насильственно уничтожены именно за это. В 90-е годы людей никто насильственно не уничтожал, а ушли они, по сути, добровольно как раз из-за слабости духа, недостатка любви и веры. В начале тысячелетия многие вдруг стали понимать, что вернулись на родину, на свою землю. Циничные, жестокие девяностые годы были очень важными в судьбе русского народа. Они показали как низко мы пали нравственно, духовно и находимся почти в аду, опустились до дна. Ужаснувшись, заработали ручками, ножками, и стали всплывать, постепенно вспоминая, что мы братья и сестры и вспоминая слова: и сострадание, и милосердие, и благотворительность. И принялись поспешно восстанавливать ту красоту, которую оставили нам наши предки и которую мы рушили в помутнении рассудка почти восемьдесят лет. Как неожиданно быстро Россия возвращается к Богу, к любви можно видеть хотя бы потому как был принят народом фильм «Остров». А кто ожидал проявления такой воистину всенародной любви к патриарху Алексию II в дни прощания с ним. И какой же искренний интерес был проявлен, по сути, еще мало воцерковленным народом, к выборам митрополита Кирилла патриархом. Очевидно, что мы, в полном соответствии с философскими принципами развития, перешли в новое качество и перешли, как полагается, скачкообразно. В это трудно поверить, но мы действительно стали другими. Результирующая душ и сознаний наших все больше и больше поворачивается к правде, любви. А экономический кризис совсем не случаен. Он послан нам свыше, чтобы помочь распознать те остатки зла и лжи, которые по инерции еще ведут нас по жизни, и помочь очистится. И, наверное, потому Церковь именно в это время стала авторитетна для народа. И совсем не случайно патриархом избрали именно митрополита Кирилла. |