Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Владимир Кузин
Объем: 9212 [ символов ]
Медвежий облик
Диву порой даёшься, какая глубокая нравственная идея и мудрость заключены в сказках. Среди которых особо хочется выделить фильм-сказку “Морозко” (снятый по мотивам двух русских народных сказок: “Морозко” и “Иван-медвежья голова”). Поскольку он являет собой яркую и очень точную иллюстрацию важнейшей евангельской истины, имеющей для каждого из нас колоссальное значение (а для тех политиков, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса и т.д., кои любят заниматься благотворительностью перед объективами телекамер, она вообще может явиться шоком).
Итак, каким вначале предстаёт перед зрителями один из главных героев фильма – Иван, “вдовий сын”? Он смотрит на себя в зеркальце и любуется собой. Вспомним слова его песни:
 
- не косой и не рябой;
- а такой, как надо…
 
И делая Насте предложение, Иван их повторяет. После чего говорит о своих достоинствах: он и пахарь, и воин, и охотник. Причём, в доказательство верности своих слов тут же целится из лука в медведицу, возле которой играют медвежата.
Настя просит его не убивать зверя.
- Да ладно… - отвечает ей Иван…
А вспомним его встречу со “старичком-боровичком”, лесным волшебником. Который дарит Ивану лук со стрелами. И напоминает молодцу, что вообще-то за подарки благодарят, а уж старикам (как это было принято раньше) отдают “земной поклон”. На что в ответ слышит от Ивана:
- Каждому кланяться – голова отвалится… Пускай тебе медведь в ноги кланяется…
И дело здесь не только в неблагодарности Ивана, но более всего - в его отъявленном эгоизме, себялюбии, гордости – одном из самых отвратительных качеств человека с точки зрения христианства…
Вот почему в эпизоде с Настей, когда Иван в доказательство своей ловкости целится в зверя (проявление бессердечия и той же гордости), его голова превращается в медвежью. Причём Иван даже в мыслях не ведёт упрекнуть в происшедшем себя. Подобно Адаму, он обвиняет в своей беде женщину (то есть осуждает ближнего). Называя Настю “ведьмой проклятой” и “змеёй подколодной”…
Что происходит с героем дальше?
Со стонами он бредёт по лесу… И вдруг на большом камне видит надпись: “Не был бы ты невежей – не ходил бы с рожей медвежьей”. Тогда герой начинает понимать истинную причину случившегося с ним и бежит искать “старичка-боровичка”. Который вскоре перед ним является.
На этот раз Иван падает перед дедушкой на колени.
- Научил ты меня уму-разуму, - почти с плачем говорит он волшебнику, - прости меня. И подскажи, как мне вернуть человеческий облик.
Что делает в ответ “старичок-боровичок”? Тут же расколдовывает Ивана своей волшебной силой? Отнюдь. Ибо человеческий облик не привносится со стороны, по чьему-то желанию или прихоти (в частности, тех, кто работает над имиджем политиков, бизнесменов или разного рода “звёзд”); он также не даётся ради любования собой (“Просите, и не получаете; потому что просите НЕ НА ДОБРО, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4, 3)).
- Вспомни, - говорит старичок Ивану, - как ты жил? Лишь себе служил (в некоторых местах текст сказки имеет стихотворную форму). Себя ублажал, а людей обижал… Вот и Настю напрасно обидел…
Иными словами, дедушка-волшебник предлагает Ивану пересмотреть своё отношение к миру и людям. Но является ли это достаточным для того, чтобы стать человеком?
- Теперь не знаю, - качает головой старичок, - поймёшь ли ты меня?
- А тут и понимать нечего, - с оттенком той же гордости отвечает Иван. – Вот пойду и сделаю доброе дело. И через свою “доброту” прежний вид обрету…
И он со всех ног кидается прочь.
Как “старичок-боровичок” ни окликивает Ивана, тот его уже не слушает (очень жаль, что многие из нас поступают аналогично: ищут путь к совершенству, опираясь не на Божие слово, а на свой ограниченный разум)…
 
И вот ходит Иван по лесу и ищет, кого бы облагодетельствовать. Но люди, естественно, от него шарахаются; с криками “оборотень” разбегаются врассыпную… Лишь однажды успевает Иван бросить денежку в кружку нищего с покалеченной ногой. Тот благодарит его, оборачивается и… вмиг забывает о своей хромоте, в несколько секунд преодолевая довольно крутой холм.
А что же Иван? Интересуется, где этот калека живёт, на какие средства существует, кто за ним ухаживает? Нисколько. Герой сразу после своего “благодеяния” смотрит НА СЕБЯ в зеркальце, которое постоянно носит с собой. Мол, не слетела ли с его физиономии медвежья шерсть? Оказалось, нет. Однако Иван и здесь совершает ошибку: он пытается постигнуть духовную истину не сердцем, а умом. И делает соответствующий “деловому человеку” вывод:
- Знать, одного пятака МАЛО… (характерный для наших дней элемент покупки “имиджа”).
И снова идёт совершать подвиги…
 
И вот однажды в лесу он слышит призыв о помощи. Бежит на голос. И вскоре видит сгорбленную старушку, которую придавила к земле вязанка хвороста (бабушка оказалась слепая, поэтому не могла видеть уродства Ивана).
- Что случилось? – подбегает он к ней.
- Ох, сынок, - причитает та, - отнеси меня с поклажей домой. Сделай доброе дело.
- Доброе дело? – загорается Иван. – Как раз это мне позарез нужно…
Он сажает старушку с вязанкой хвороста себе на спину и – вперёд.
- Далеко ли ты живёшь? – спрашивает он при этом бабушку.
- Ох, и далеко, молодец, - отвечает та.
- Это хорошо, - говорит Иван. Очевидно, в уме уже подсчитывая СТОИМОСТЬ своего труда...
И вот, спустя некоторое время он приносит старушку к её дому, быстро ссаживает её со своей спины и тут же смотрит на себя в зеркальце. Увы, несмотря на сделанное им очередное и более весомое(!) “добро”, от звериной морды он так и НЕ ОСВОБОДИЛСЯ (этот важнейший факт неплохо было бы помнить многим из нынешних “благодетелей” и творцов их “имиджа”!).
И опять герой ищет причину неудачи не в себе, не в своём понимании истины, а в окружающих:
- ОБМАНУЛ меня “старик”…
Иван делает вывод, что “колдун” просто отомстил ему за обиду и что ему, Ивану, уже никогда не стать человеком. Он в злобе разбивает зеркальце и с медвежьим рёвом идёт назад.
Заметим, что это был очередной, после “покаяния”, шаг на пути к спасению – герой перестаёт заниматься самолюбованием (неважно, своей внешностью, богатством или властью)…
Итак, полный отчаяния и тоски, Иван бредёт по лесу… И когда он проходит мимо того места, где сажал старушку на спину, видит лежащую на траве корявую палку. Присматривается к ней.
“А клюка-то бабкина, - узнаёт он её. И вдруг ему в голову приходит мысль, совершенно для него новая, до этого ему не свойственная: – Как же она без неё ходить станет?.. Надо ОТНЕСТЬ…”
То, что произошло в этот момент в сердце Ивана, человеческий разум понять не в состоянии. Это есть величайшая БОЖИЯ ТАЙНА, сокрытая от людей (во всяком случае, пока мы живём на Земле, в физическом мире). Мы никогда не узнаем, как, с помощью каких механизмов и по каким причинам человек начинает чувствовать страдания ДРУГОГО. Мы можем только ощутить результат этого превращения – и то лишь на самом себе (ибо “чужая душа - потёмки”). Мы знаем, что первой и единственной религией, провозгласившей чувство сострадания ближнему как наивысшую добродетель, является христианство. Не только “делание добрых дел”, как о том возвещают практически все религии мира, но прежде всего ЧУВСТВО сострадания. А это огромнейшая разница (вспомним величайшие слова апостола Павла: “…если я раздам всё имение моё… а любви не имею, нет мне в том НИКАКОЙ пользы” (1 Кор. 13, 3)).
Сколько бы тот, прежний Иван ни побросал в кружки нищих пятаков и сколько бы он старушек на своём горбу ни переносил, - он никогда не перестал бы иметь обличие зверя. Никогда! По той простой причине, что все эти “добрые дела” он совершал, преследуя ЛИЧНУЮ цель, желание иметь от них, как сейчас говорят, “дивиденды”. Сочувствуя при этом не тем людям, кому он таким образом помогал, а САМОМУ СЕБЕ!
А вот когда, увидев старушкину клюку, он подумал: “как же она станет без неё ходить?”, - он впервые в своей жизни начал переживать НЕ ЗА СЕБЯ, волноваться не за своё обличье; он уже не ставил цель с помощью очередного “благодеяния” что-то заиметь. Поскольку уже смирился со своим положением и не верил в благополучный исход. Теперь единственным мотивом его намерения “сделать доброе дело” явилось сочувствие БЛИЖНЕМУ.
И именно в этот момент к нему возвращается ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК.
В этом и есть величайшая истина христианства, возвещённая нам в Евангелии и предельно чётко отражённая в этой сказке. Не внешние дела, какими бы они “добрыми” ни казались, способны вернуть падшему человеку “образ и подобие Божие” (в сравнении с которым мы все сейчас имеем вместо лиц “медвежьи морды”). Не одно лишь “исполнение предписаний” и не “механическое”, бездушное соблюдение закона. А исключительно доброе СЕРДЦЕ. Чистая и сострадательная ДУША. Которую уже не понадобится пугать “кнутом” за намерение совершить зло и соблазнять “пряником” на делание добра. Ибо ненависть ко всему недостойному и радость от дел милосердия уже не будут обусловлены личной выгодой человека, а станут свойственны его ПРИРОДЕ…
Дата публикации: 06.09.2009 14:59
Предыдущее: МушкаСледующее: Родимое пятно

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вячеслав Отшельник[ 05.11.2009 ]
   Добрый день!
   Читал это произведение в Журналист-pro. Сейчас перечитал. Очень поучительно и благородно. Спасибо за доброту и ясное восприятие жизни, что пытаетесь довести Вы, Владимир до сознания людей. Легко читается и оставляет след.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта