Зачем возникла жизнь? и, в частности, зачем существует род человеческий? Такое интересное явление как жизнь вообще, применительно к земным условиям, является очевидным результатом великой идеи химической самоорганизации белка. Вполне допустимо, что в иных условиях (другая атмосфера, гравитация и другой харак-терный спектр энерго-обеспечивающего светила), основа жизни могла оказаться совер-шенно другой. По крайней мере, не допускать подобной вероятности мне представляется чересчур самонадеянным. Но одна идея, уж совершенно точно должна лежать в основе понятия «жизнь», это идея самоорганизации, начиная с мельчайших структур (в нашем случае бактерий, вирусов и одноклеточных созданий), и до самых сложных творений при-роды, возникающих как усложнение и совершенствование механизма самоорганизации, постоянный переход его на все более и более сложные качественные уровни организован-ности. Таким образом, на мой взгляд, в своем определении жизни как способа существо-вания и размножения белковых соединений [1], Ф. Энгельс был несколько увлечен рас-смотрением исключительно земных явлений, и не потрудился, пусть даже вскользь (как это делает автор, например), обратить внимание на другие (даже и не изучаемые ныне, но весьма вероятные) основы возникновения жизни как способа самоорганизации и самовос-производства сложных информационно-энергетических структур. Если взглянуть на жизнь с этой точки зрения, то ситуация с формированием и развитием жизни на Земле (как бы самоценна для нас она ни была) становится всего лишь частным случаем Жизни Вообще, как явления. Вряд ли способным претендовать на исключительность перед все-объемлющим многообразием Космоса. 1. Самоорганизация как основа Жизни. Основой жизни на Земле являются белко-вые соединения. Не собираясь ввязываться в весьма интересную, но бесперспек-тивную на данном этапе дискуссию, что является низшим уровнем самоорганиза-ции белков, отметим, что хорошо знакомый нам клеточный способ самоорганиза-ции белков, также вряд ли является единственным (может всего лишь единственно известным к настоящему моменту времени). Самоорганизованные таким образом клеточные структуры в свою очередь формируют и самоорганизовывают отдель-ные одно- или много-клеточные органы или организмы, каждый из которых явля-ется в свою очередь новой ступенькой воистину нескончаемой лестницы самоорга-низации. Эти органы путем взаимной самоорганизации формируют тела живых существ, очередную ступеньку лестницы. Одно- и много-клеточные существа в свою очередь принимают участие в формировании новых объектов самоорганиза-ции: устойчивых сообществ, связанных все той же самоорганизацией, для повыше-ния выживаемости (стабильные и частично стабильные сообщества насекомых, животных и людей); постоянно функционирующих и развивающихся пищевых це-почек. Далее, идет уже местный способ самоорганизации, формирующий флору и фауну данной местность, приспособленную к данным природным условиям. При-чем сложность данных структур определяется разнообразием исходного материала, климатическими условиями и временными характеристиками их стабильности. Самоорганизация человеческого общества создает еще несколько ступеней: родо-племенную (для молодых сообществ) и семейно-соседственную (для более разви-тых); этническую; государственную (как правило, поли-этническую); блочно-государственную (НАТО, СЕАТО и др. и наконец планетарную (Лига Наций в ка-честве первой попытки таковой и ООН). Есть ли хотя бы какие-нибудь основания утверждать, что на этом все оканчивается, что где-либо в Космосе уже не сущест-вуют меж-планетарные и даже меж-галактические (метагалактическую и т. д.) со-общества разумных существ? Полагаю, таких оснований нет. 2. Самоорганизация разума. В живой природе планеты Земля известно, по крайней мере, несколько видов самоорганизации разума. Самоорганизация мыслительного процесса в пределах одного организма известна практически для всех живых су-ществ, обладающих развитой многоклеточной структурой. Предполагается, что этот самоорганизованный орган – мозг – и является основой самоорганизации и жизнедеятельности живых существ, начиная от насекомых и заканчивая человеком. Однако уже на уровне насекомых наблюдается совершенно особый вид самоорга-низации разума – коллективный разум (муравейники, термитники, пчелиные и осиные семьи и т.д.) на уровне животных это выражается в возникновении стай и стад, на уровне человеческой выражается в возникновении больших и маленьких коллективов в которые привычно объединяются люди, однажды и навсегда усво-ившие , что мощь объединенного разума подкрепленная объединенными и разумно самоорганизованными усилиями способна преодолеть любую преграду, сколь бы прочной она не казалась изначально. Итак, все же вначале было слово (или, что эквивалентно, идея). В чем же состоит смысл того великого движения материи, которое называется «жизнь» и есть ли этот смысл вообще? Если понимать под жизнью способ все возрастающей и прогресси-рующей самоорганизации и репродукции информационно-энергетических структур, то да, смысл имеется. По мере своего развития эти структуры все более усложняются, организуясь в сложнейшие информационно-биологические организмы (в условиях Земли – в людей), которые, в свою очередь, подчиняясь идее самоорганизации, начи-нают выстраивать все более сложные взаимно-пересекающиеся и взаимно-подчиненные структуры (различные общественные институты). Возможности каждого отдельного индивидуума в данном случае подкреплены и подстрахованы, в известной мере, возможностями, как всего человеческого сообщества, так и возможностями его отдельных, специально выстроенных структур. В целом, с ходом прогресса, люди (или разумные существа вообще, организованные на какой-либо иной основе, которые мы и в дальнейшем будем объединять под общим именем людей) становятся способными совершать все более сложные и осмысленные действия, изменяя мир вокруг себя и распространяя пределы своей активности все далее и далее в Космос. То есть могуще-ство людей постепенно, но неуклонно возрастает, стремясь асимптотически к своей предельной форме – всемогуществу. В результате, все человеческое сообщество начи-нает функционировать как единый самоорганизованный организм, обладающий бес-конечными возможностями и абсолютной полнотой информации, но состоящий из от-дельных особей. То есть становится Богом. Ибо, что и понимать под термином Бог, как нечто обладающее абсолютной полнотой информации обо всем происходящем и всемогуществом, позволяющем вносить любые изменения в окружающие его сущно-сти или попросту заново создавать их. Очевидно, что для полного уравнения с Богом такой самоорганизованный организм должен еще обладать и бессмертием. А чем же тогда является постоянное воспроизведение людьми себя самое? Полагаю, это и есть одна из мыслимых и простейших форм бессмертия. При этом, если ассимптотический процесс достижения всемогущества был все-таки пройден, значит бессмертие реально было достигнуто (по самому определению ассимптотичности). Итак, жизнь человеческая (и каждой особи в отдельности и человеческого сооб-щества в целом) есть ни что иное, как способ репродукции всемогущих существ, называемых Богом. Под термином ЧЕЛОВЕК здесь понимаются не только люди как белковые организмы, населяющие планету Земля, но и любые принципиаль-но возможные саморганизованные разумные информационно-энергетические структуры (например, искусственный интеллект) как мыслимые, так и пока еще немыслимые. Таким образом, смыслом жизни каждой человеческой особи, стано-вится прибавление этой СВЕРХСТРУКТУРЕ нового опыта и новой информации, что она (отдельная особь) исполняет старательно и прилежно (я бы сказал ни на секунду не отвлекаясь), чем бы она не занималась. В результате этой деятельно-сти одни особи привносят в СВЕРХСТРУКТУРУ больше, другие меньше, но в конечном итоге ПРИВНОСЯТ ВСЕ. И ВСЕ идет на пользу этой СВЕРХ-СТРУКТУРЕ. Таким образом, получает и вполне реальное наполнение понятие об исключительной ценности ЛЮБОЙ человеческой и животной жизни. 1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и… |