НАСТАВЛЕНИЯ БОГА ПРЕДАННЫМ И ВСЕМ.92-100. 92.Существуют ли преданные, обращающиеся к преданному служению ради материальной выгоды? Внешне со многими дело так и обстоит. Но это далеко не со всеми. Более того, всегда надо хорошо понимать, что любой, кто назвал себя преданным и готов идти по этому пути, он стал преданным только по воле Бога. Это не беспричинная милость, но непременно заслуга человека в прошлой жизни и может быть ни в одной. Значит, он достиг те качества, которые позволяют ему стать на путь преданного служения, как бы и в чьих бы глазах он не выглядел. Именно Сам Бог вел его и дал ему этот путь в этой жизни к Себе. И этот процесс необратим, пусть со стороны человек занят нечистым преданным служением, даже если он нарушает четыре основных принципа. У него есть необходимое: Бог Кришна в сердце, духовные писания и качества. И только Бог пошлет ему того, кто станет примером, кто подскажет и так, как надо. Бог найдет пути вести его и поднимать дальше. Однако, лучший путь к Богу честный, осознанный, не решающий материальные проблемы. Тогда и результат будет выше. Но также надо знать, что Бог ведет к себе разными путями, заставляет человека делать однозначный выбор, входить в единственную дверь, которая ему и предназначена изначально, закрывая все остальные двери материального мира и понуждая искать еду и кров у преданных, так постепенно обращая лицо к преданному служению, к Самому Богу. И это тоже может быть по карме человека. Но лучший путь к Богу – путь без меркантильной мысли. Но и это надо заслужить. 93.Лишает ли океан превратности Кали человека всех хороших качеств? Несомненно, нет, не лишает. Невозможно лишить помимо Воли Бога человека того, что у него уже есть, что неотъемлемо от него, им заработано и усвоено через многие страдания, как опыт, убеждения, знания. Этот век изобилует соблазнами, не более. И в этом его только достоинства, ибо он поднимает со дна человеческой души те низкие качества, о которых он в других условиях и не подозревает. Только так, показав душе ее неустойчивость через всевозможные искушения, Бог помогает ей увидеть и признать свою слабость и соответственно дает готовность и понимание искоренять эти качества. Поэтому, когда идет наказание, Бог изнутри каждому подсказывает, за что и, таким образом, заостряет внимание на том, что необходимо исправлять. Но, а тот, кто уже осознанно идет по пути духовного совершенства, имеет возможность в этот век Кали более, чем когда-либо, проверить свои качества, как и углубить, и осмыслить, дать себе оценку и начать сотрудничество с Богом в своем духовном развитии. Здесь и проверяется твердость ума, умение не отвлекаться в процессе преданного служения на то, что предлагает материальный мир. Таким образом, в век Кали достаточно четко выкристаллизовывается, что в тебе есть и над чем надо работать. А это ведет только вверх. И это относится как к отдельному человеку, так и ко всему обществу в целом. 94. В преданном служении есть такие понимания, как жертвоприношение знанием, жертвоприношение слушанием и др. На самом деле пора уже осознать, что, когда человек изучает Веды, постигает сокровенные знания, он ничем не жертвует. Если непременно жертвой хочется назвать затраченное на это время, то тогда тот, кто так мыслит, не только не достигнет совершенство, но и просто не получит от Бога желание слушать или читать Святые Писания. Постигать духовные знания – это величайшее наслаждение, нектар, несравнимая духовная радость и удовлетворение искорки Бога, наконец получившей возможность устремиться к Отцу, что есть для нее самое естественное состояние, как и самые благостные переживания, начинающиеся со слушания, чтения Святых Писаний или с Воспевания Имен Бога, или со служения Богу в Храме и дома. Пора преданному четко понять, что жертвоприношение – это прежде всего претерпевание, это аскеза, это ограничения в удовлетворении чувств, это то, на что человек идет осознанно, во Имя Бога, жертвуя Богу на уровне тела и чувств, ослабляя свое благополучие во всех отношениях. Не следует также считать жертвоприношением чтение джапы, проведение киртаны, также приготовление прасада. Все, что наслаждает преданного - это уже не жертвоприношение, но необходимый ритуал на пути к Богу Кришне или духовные старания, или указание шастр. Но что же тогда можно назвать жертвоприношением? Это аскезы в основном, это пожертвование в храм, это жертвоприношение знанием, которое влечет практику преданного служения, практику ограничений и отказов. Их в жизни каждого преданного достаточно. Это то, что приносит неудобства телу и чувствам, что контролирует желания и беспокойный ум, это то, что заставляет терпеть и сносить, и обращаться к Богу. Это то, что посвящается только Богу, трудно преодолимо, требует немалых усилий, что в итоге прямо и косвенно ведет к состоянию отрешенности. Именно такое жертвоприношение вознаграждается духовными ступенями. За все остальное преданный не должен ожидать платы. Таково Божественное Мнение. 95. Может ли человек в результате общения с высоко-духовной личностью, Брахманом, духовным учителем тотчас избавиться от привязанностей, обрести знание, очень быстро подняться на достаточно высокую духовную ступень?¬ Таких примеров немало. Но надо все же понимать, что в Боге ничего и никогда не происходит беспричинно. Называя Милость учителя или Самого Бога Кришны беспричинной, человек на самом деле констатирует факт того, что не знает, не может знать, что именно этому послужило причиной. Если человек получает благословение от высоко-стоящей духовной личности и после этого он быстро продвигается по пути служения Богу Кришне, значит уже в прошлой жизни он достиг необходимую ступень реализации, как и необходимые качества, как и благословение Бога, осознанно шел этим путем и на него был в этом направлении План Бога. Но а тот, с чьей руки или слова человек достиг духовный результат, лишь исполнил Волю Бога. И плохо, если такой духовный наставник такой подъем преданного припишет себе и своей милости, видя себя причиной. Идущий же не помнит свое прошлое, и это благословение в любом случае должен увидеть только как от Бога и своего личного пути в прошлом, как и понимать, что Сам Бог избрал того, кто в его духовном становлении пожелал ему духовный результат, став видимой причиной. Так работает Бог с многими. Но если же человек в прошлой жизни не накопил достаточно знаний, мудрости, опыта, практически не применял духовные наставления и знания, не прошел необходимые аскезы, не развил нужные качества, то и взять ему пока будет неоткуда, благословляй или не благословляй, багаж только-только стал наполняться знаниями и духовным опытом. В таком случае никто и ни при каких условиях не сможет обеспечить ему успех, но долгий труд, повседневное служение Богу и постижение через уже достигших результат Божественных знаний и религиозной решимости и непоколебимости. Однако, никто не знает ступени, на которой он стоит. Но если у преданного хорошая память, он легко запоминает и комментирует стихи в святых писаниях, если ему не сложно изучать санскрит, если человек испытывает большое наслаждение от своей правильной джапы, если он при чтении ее испытывает чувство экстаза, если чтение святых писаний для него не подвиг, а высочайшее наслаждение, если его религиозная речь развита и он легко оперирует религиозными знаниями, умея комментировать и доносить их каждому, то все это говорит о том, что в этой жизни человек продолжает путь, которым уже шел. Это также имеет место и в материальном пути, и в материальных успехах, как и талантах, как и в мирской гениальности. Надо хорошо понимать, что ничего в Боге не дается сразу просто в результате чужого желания. Все добывается каждым индивидуально, но с Богом и большим трудом. 96. Можно ли сказать, что деятельность человека бесполезный труд, если не рождает в нем интереса к посланию Личности Бога. Ответ такой. Любой труд - только во благо. Любой труд дан Богом. Невозможно духовное без материального труда (в свое время), даже если человек нуждается в плодах и зависим от них, или, как говорят, привязан к плодам своей деятельности (занят кармической деятельностью). Деятельность любая никогда не может быть бесполезной, ибо прямо и косвенно направляется Богом на развитие лучших человеческих качеств, которые в свой время и приведут к преданному служению. Что же касается интереса к посланию Бога, то и этот интерес дает только Бог, но в свой час. На все План и Воля только Бога. 97. Можно ли считать, что между Богом Кришной и преданным могут быть дружеские отношения? можно ли видеть в Боге возлюбленного супруга? или сына? Это важный вопрос и поясняется неоднократно. Какой же вы хотите ответ? строгий или учитывающий вашу несовершенную ступень духовного самоосознания? Ответ такой. Бог позволя¬ет посмотреть на Себя и как на друга, и как на супруга и как на сына. Но пусть этим насладится преданный-неофит. На самом деле каждый, кто принимает такие отношения с Богом, невежествен, даже если считает, что достиг некоторых успехов на пути к духовному совершенству. Его ум еще задолжник иллюзорной энергии Бога, поскольку не осознал в полной мере Высоту положения Бога; лучше всего (и это абсолютно приемлемо) видеть в Боге Кришне Извечного Отца всем и каждому, а себя считать всегда только слугой Бога и в этом видеть свой путь и свое назначение, не пытаясь мыслью хоть сколько-нибудь приблизить Того, Кто Недосягаем. И в таком понимании есть очень много блаженства и, что очень важно, ТОЛЬКО здесь, в этом направлении мысли вы можете достичь истинный успех. Не следует беспокоиться о других отношениях и желать их, ибо такое смирение Бог вознаградит куда лучше. И этот ответ следует принимать, и этот ответ следует передавать, даже начинающим, дабы они уже в начале пути избежали таких ошибок и этим в невежестве не оскорбляли Бога, делая свой путь менее удачным. 98.Следует обратить внимание на ложный эгоизм, извечно обругиваемый Ведами, как узкий, так и расширенный (в зависимости от области, которую он охватывает), извечный материальный путеводитель живых существ в материальном мире. Эгоизм, опять же, дан человеку Самим Богом, как и любому другому живому существу. Роль эгоизма в развитии живого существа неприхадяща. Живое существо ничего не может взять из себя самого вне Бога, даже осознание себя, что также проявляется как эгоизме, как форма самоосознания и самочувствования в невежестве. Если немного поднапрячь свой ум, то легко понять и ценность этого чувства, как и его роль в развитии всех живых существ, как низших, так и для человека. Эгоизм не только изнутри выделяет или обосабливает живое существо из многих и многих других, но дает ему направленное движение, даже если он узкий, и охватывает достаточно сложные процессы, имеющие самое пря¬мое отношение к духовному развитию. Без эгоизма человек палец о палец не ударит, чтобы достичь, изменить, привнести, защитить или защититься, не сможет направить мысль в необходимое русло, не сможет совершать ошибок, а потому не сможет и через очищение постигать Истину. Без эгоизма живое существо, как следствие, не проявит чувство ответственности, долга, не совершит грех и не поймет, поэтому, в чем состоит грех изнутри. Эгоизм та отрицательная составляющая, тянущаяся из животного мира, которая и подводит человека к религии, нравственности, сама о том не подозревая, но выполняет всю грязную работу по очищению живого существа, имея в себе такие греховные составляющие, как абсолютное уверование в незыблемости своего я, в своей особенности и обособленности, в своей правоте, дающая право претендовать и действовать один к одному к своим качествам, тем заслуживая и реакции, которые сам эгоизм и подтачивают. Освобождение от эгоизма происходит только на пути преданного служения, но до этого момента он непременно, будучи по своей природе отрицательной характеристикой живого существа, должен сыграть свою достаточно позитивную роль, даже если в некоторых случаях видится как существенный камень преткновения. Он несомненно подготавливает и к религиозному пути, и это не обойти, не переступить, а потому не должно быть обругано, но понимаемо. Преданный освобождается от ложного эга, когда развивает в себе на основании эго те Божественные качества, которые позволяют предаться Богу. На этом уже этапе идет процесс слияния с Богом и эго человека переходит в Божественное эго, суть которого в неотличии себя и своего мнения от Мнения Бога, что делает живое существо только в Боге, где стирается все другое, что может быть направлено на себя и ради себя. Все в отношении себя другое теряет интерес, смысл, необходимость. Все материальное вместе с эго растворяется за ненужностью, невозможностью более где-либо применить, ибо чувства не требуют, ум удовлетворен Богом, желаний других, кроме связанных с Богом, нет. Поэтому нельзя говорить, что деятельность живого существа ограничена рамками узкого и расширенного эгоизма. Неограничена. Но такое присутствие эгоизма не может вызывать опять же доброжелательное отношение к любому человеку, если он вне веры. Но знающий, не осудит эгоизм, видя его, как то же творение Бога, неотъемлемое от живого существа на большей части его земного пути, служащее Богу, ведущее живые существа к освобождению своим путем. Все необходимо понимать правильно, во всем видеть только Волю Бога и мыслить не против, но в защиту любого живого существа. Иначе очень сложно взрастить в себе Любовь и избавиться от обид, гнева, осуждения. К тому же, непонимание деяний Бога и невидение во всем Руки Бога, направляющей вверх, мешает на пути духовного роста и видению Бога во всем. Нельзя таких эгоистичных людей называть примитивными мате¬риалистами, ибо рискуешь в следующей жизни снова оказаться на этой ступени, и тогда уже их руками и устами Бог будет избавлять тебя от твоего эгоизма. Но и это будет во благо и по Плану Бога, и по твоим качествам. 95. Является ли душа мощной движущей силой ума и тела? Без Бога душа по своей мощности была бы неотлична и от ума, и от тела. Поэтому, восхваляя душу, не впадает ли живое существо в иллюзию и не проявляет ли невежество? Душа - частица Бога, но это не ее заслуга, и не она сама себя развивает через ум и тело. На самом деле душа неподвижна и не более того, тонкая энергия Бога, необладающая никакими духовными качествами и развиваемая Богом через более грубую энергию - тело. Причем ум - это Сам Бог, и разум - Сам Бог, и эго - Сам Бог, и чувства – от Бога. Так что роль души только в том, что через нее Бог оживляет тело, а через тело Бог ведет и наставляет душу, причем Сам Лично, как ее ум и разум. И как ум – Бог подает ей мысли ее уровня и как разум Бог – наставляет и привлекает к выбору Сам. Нельзя называть тело и ум ненужными оболочками духовной души. Такое мнение свидетельствует о непонимании главной и всеопределяющей истины: пока ум и тело Бог дает - душа далеко еще не духовна, и роль ума и тела определяющая и неприходящая. И другого инструмента у Бога нет, через который можно было бы развить духовность души до такой степени, когда она больше не будет нуждаться в материальном теле и уме. 99. Если ум и тело через чувства привязаны к материальному миру, то такую привязанность, опять же, не следует называть извращен¬ной (не соответствующей изначальному положению живого существа), ибо эта привязанность дана Богом и необходима живому существу, как важная развивающая причина. Материальная природа является матерью, колыбелью для всех живых существ. Нет ни одного живого существа, которое бы не прошло через эти врата. Нет никого, кто бы достиг на Земле совершенство, минуя матери¬альный мир и все, что с ним связано, т.е. удовлетворение чувств. И никто здесь не задержался и в этих вратах привязанностей не застрял, но благополучно с помощью Бога преодолел через многие и многие жизни, естественным путем став на стезю отречения. Поэтому нехорошо ругать материальных людей за то, что им дал Сам Бог, и называть их привязанности извращенными, даже если они заняты греховной деятельностью в соответствии со своей ступенью самоосознания. На самом деле они заняты добыванием качеств, как им дает Бог и другого пути нет. 100.В Ведах сказано, что только чистое преданное служение Богу Кришне естествен¬ным образом приводит к совершенному знанию и отречению от материального бытия. На без некоторых дополнений это высказывание достаточно неточно. И совершенное знание, и отречение даже в самом строгом преданном служении невозможно достичь, минуя тот материальный путь, который предшествует началу пре¬данного служения. Это нельзя не учитывать, поскольку и это понимание входит в совершенные знания и оказывает влияние и на ряд качеств че¬ловека, требуемых от него Богом. Совершенные знания проявляются не в самих знаниях, как таковых, а в качествах человека, его убеждениях и поступках. Об этих качествах, имеющих прямое отношение к совершенному знанию говорит Сам Бог в ст. 8-12 гл.13 Бхагавад-Гиты. Невозможно без этих качеств или большинства из них привлечься преданным служением Богу, а тем более быть занятым в чистом преданном служении. Если необхо¬димые качества и убеждения человек еще не вынес из материального мира, то Бог его не привлечет к преданному служению, поскольку человек еще не готов и деятельность его, основывающаяся на его качествах, еще достаточно греховна. Процесс развития качеств в человеке происходит именно в материальном мире в материальной деятельности, от жизни к жизни, включая и дочеловеческие формы жизни. Бог трудится над каждым живым существом конкретно, индивидуально, скрупулезно, все учитывая, на каждого есть План его развития, имеющий целью переход на более высо¬кую ступень от жизни к жизни. Бог ведет всех, начиная с простейших форм жизни, в теле человека, как верующих, так и неверующих, как осознающих этот процесс духовного развития, так и не осознающих, как наслаждающихся так и аскетов, как праведников, так и грешников. Каждый на своей ступени, каждому свои Уроки и каждый выносит свое, но в итоге все обретают те качества, которые и позволят встать на путь преданного служения, но в свой час и достаточно безболезненно, можно сказать естественно, ибо полученные в миру качества им это позволят. Преданные всегда достаточно критически относятся к материальному пути через удовлетворение чувств, но именно через пресыщение, и через греховную деятельность, и через последующие наказания, страдания и извлекается необходимый опыт, убеждения, выводы, понимания, что делает человека тем драгоценным и с большим трудом добытым камнем, который уже отшлифовывается до великолепного сияния через путь преданного, а затем и чистого преданного служения. Сам Бог в Бхагавад-Гйте говорит, что с большим трудом достигается такая Великая душа, имея в виду чистого преданного, прошедшего весь материальный путь, ведомого Самим Богом. Справедливости ради можно сказать, что заслуга души в этом направлении есть, особенно с начала осознанного пути в направлении духовного роста, что тоже предшествует еще преданному служению, но труд Бога над каждым -неизмерим. Только Милостью Бога все и естественным образам приводятся к тому моменту, когда качества человека, соединившись со знаниями ведичес¬кими и преданным служением, приводят человека к совершенным знаниям, гармо¬нично проявляющимся во всем: в мысли, в чувствах, убеждениях, деянии. И одним из качеств является вполне естественное, закономерное отречение от материального мира, который все необходимое человеку уже отдал, и так все связи уже отработаны. Душа идет на сближение с Богом, слияние с Ним, приближение к Нему качествами, видя В Нем свою единственную цель и смысл жизни. Этот процесс естественный, опять же управляемый Богом, и, как было уже сказано, имеет свое начало еще с простейших форм жизни. А преданное служение - это уже тот уровень, который однозначно делает этот длительный процесс необратимым и окончательно очищает живое существо. Такое понимание необходимо, ибо позволит уважительно отно¬ситься к работе Бога над живым существом на всех этапах, вне зависимости от средств Бога. |