Произведение |
|
Объем: 6301 [ символов ]
|
|
|
|
ЖИЗНЬ ОДИНОКОГО ДЕРЕВЦА. СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ |
Посвящается молодым талантам Шел дождь... Малюсенький, пробившийся из-под земли молодой дубок изумленно дрожал на ветру, дивясь большому миру. – Все такое большое, а я такой маленький! – удивился зеленый росток. Стоявшие невдалеке деревья казались настоящими великанами. Отовсюду слышался шелест берез, кленов и осин. Молоденький дубок то слушал их разговор, то на миг погружался в свои мысли. – Кто такие люди? – думал он. – Почему березы так ругают их? Загадка. – Как хотелось бы спросить их об этом! Но меня не замечают. Очень жаль. Если бы кто-нибудь поучил меня уму-разуму в этом незнакомом, большом мире. Было бы так здорово и интересно! Большая травка рядом с дубком зашуршала в ответ на мысли, сказанные вслух ростком. – Они топчут, топчут нас, того и гляди растопчут. Молоденький дубок от услышанных слов съежился, задрожал, прижался к земле, жалобно прошептав: «Почему? Почему?» – Не знаем! – ответила муравка, и шепот ее улетел за холм. Росток дубка от представившейся картины, что его топчут, заплакал и сквозь свои слезы вспомнил, как он радостно падал на землю желудем, наслаждаясь долгожданным полетом к самостоятельной жизни. Потом он лежал рядом с отцом-дубом и грелся в лучах солнца. А что стало после? Какое-то смеющееся неведомое существо подняло его и сунуло в карман. Там было темно, как ночью, и, подрагивая от тряски, желудь нащупал дырку и переполненный любопытством заглянул туда. И опять полет к белому свету. Опомнился он на небольшой полянке. На рыхлой почве пустил корни и пил влагу из нее, стараясь быстрее пробудить свои жизненные силы, и прорасти, попробовать жизни большого мира. – Как было интересно! – вспоминал дубок. – А теперь так сыро и страшно! С каким восхищением он посмотрел на соседа – клена, который упирался макушкой в серую тучу. – Интересно, какая она на ощупь? Наверное, мокрая, но приятная. Тут дождь на мгновение прекратился, подул ветерок, обдув росток влажным дождливым воздухом, впитавшим в себя лесной запах мха и земляники. Дубок почувствовал, что страх стал исчезать, и в нем стала пробуждаться радость жизни. Мысли закружились, создавая красивые образы. Но что – он еще не видел. И эта фантазия помогла победить ему тот страх, который росток испытал накануне. Когда дождь снова закапал, дубок уже путешествовал в своем внутреннем мире. Так пролетели первые дни и ночи. Из разговоров между березами он узнал, что люди живут в городе, находящемся недалеко оттуда. Лесной телеграф там очень плохой, деревьев много срубают и строят из них дома, поэтому новости часто приходили туманные и загадочные. – Но кто же это такие, люди? – спрашивал себя росток. – Как выглядят? Молодой дубок не мог догадаться, что, когда был желудем, он видел первого человека – двенадцатилетнюю девочку, которая подобрала его. Но это он узнает через несколько лет. Время неуловимо бежало день за днем, ночь за ночью. Вместо росточка росло уже небольшое деревце, тоненькое, как тростинка, пошатывающееся на ветру и колыхающееся зелеными листочками. Рядом на лесной поляне желтело на солнце несколько пеньков от срубленных соседей – осин. Дрожа от страха, дубок вспоминал тот день всю жизнь, как страшный, кошмарный сон, когда пришли люди в лес с топорами... Деревце ужасно боялось, что и его срубят. Это случилось той осенью. По лесному телеграфу поднялась паника. «Люди идут! Люди идут!» – кричали березы в хороводе с осинами и кленами. На поляну пришли люди со странными приспособлениями в руках. Они принялись выбирать осины. А потом... Крики, ужасные вопли и слезы деревьев. Дубок плакал, дрожа, старался уйти в себя и, потрясенный зрелищем, возненавидел тогда людей. А одного из них запомнил на всю жизнь: на его лице рос большой черный «мох», и, орудуя блестящим предметом, он не обращал внимания на плач бедняг от боли, беспощадно срубал дерево... Потом пришла холодная зима. Ветер сорвал листья с деревьев и принес белый снег. Белоснежные хлопья его убаюкали деревце до следующей весны. И вот, думая о тех мрачных днях, дубок с любовью грелся на солнышке, радуясь живому. Сюда теперь часто наведывались люди. С вырубленной просеки вдалеке за холмом виднелось жилище человека. К дереву иногда приходил лесничий, он восхищался молодым дубком и разговаривал с ним, как с приятелем. Говорил: «Вот вырастешь, станешь большим, проживешь двести лет, а нас, стариков, уже не будет на свете». Деревце полюбило лесника за доброе сердце, стало понимать, что люди бывают хорошие и плохие. Каждый день дубок ждал старика и радовался его приходу. В отсутствие друга он слушал веселую и грустную болтовню соседей. Рядом стоящая березка постанывала: прошедшей зимой зайцы ободрали ее бересту. Она сильно печалилась, шумела от ветра и возмущалась наглостью животных. Сочувствующие деревья успокаивали подружку. Мало-помалу дубок рос, набирался мудрости. Пролетели годы. Дуб стал большим, ветвистым. Лесничий давно перестал навещать дерево, много воды с тех пор утекло. Все старые деревья – соседи засохли, исчезли. Бывшая лесная поляна превратилась в большое поле. Сто лет минуло. Все изменилось. Высокая трава вперемешку с полевыми голубенькими колокольчиками уходила вдаль, а там вдали белели в синей дымке городские постройки людей. Дуб стоял в одиночестве, высокий, гордо распрямив спину, шумя на лучезарном солнце, вдыхая запах клевера и других ароматно пахнущих цветов. Он наслаждался всем этим и тосковал, непонятная грусть наполняла ему душу. Дуб понимал, что ему было скучно, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями. Единственный собеседник – травянистое поле, которое не понимало дерево, но приносило интересные сплетни. Дубу было интересно, но он мечтал сам увидеть то, что не видел, и то, о чем слышал. Довольно часто мимо него проходили мальчишки. Он наблюдал за ними. Мальчишки шли купаться: там вдали, на другой стороне луга, извилисто протянулась голубая полоска речки, исчезая за возвышенностью. Дуб жалел, что не стал выше, каждый лишний дюйм давал возможность смотреть дальше, в далекую даль. Ах, если бы он стал мальчишкой или девчонкой и увидел все то, что ему сейчас неведомо! Дуб мечтал и плакал от печали. И каждое утро в ранние часы, когда солнце еще не взошло, хрустальные капельки росы от проказливого ветерка скатывались вниз, как слезы, растворяясь в зеленой гуще травы... |
|
|
Дата публикации: 28.07.2009 12:41 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Сказка по замыслу вполне достойная. И, после некоторой доработки (а времени, на мой взгляд, ещё достаточно) вполне могла бы занять почетное место среди выставленных на конкурс работ. Понятно, что турнир – блиц, и больше напоминает игру, чем серьёзный конкурс. Но, более, чем уверена, что подобные «игры» помогают авторам шлифовать и оттачивать своё мастерство. Это, как «мозговой штурм», который имеет своей целью раскрыть весь потенциал Мастера. Нисколько не умаляя достоинство Автора и его способностей, всё же решила произвести небольшое исследование произведения, желая показать лишь то, к чему может привести спешка. Итак: «Шел дождь... Малюсенький, пробившийся из-под земли молодой дубок изумленно дрожал на ветру, дивясь большому миру» Понятное дело, едва пробившись из-под (?) земли, молодому дубку было чему удивляться. Но, как бы я ни старалась, представить себе дубок в состоянии «изумлённой дрожи», так и не смогла… «Молоденький дубок от услышанных слов съежился, задрожал, прижался к земле, жалобно прошептав: «Почему? Почему?» Даже, если бы он не «прижимался», то, как ему удалось «съёжиться»? «Росток дубка от представившейся картины, что его топчут, заплакал и сквозь свои слезы вспомнил, как он радостно падал на землю желудем» Я вполне разделяю его радость… но пытаюсь представить, чем бы он ещё мог падать на землю? «Потом он лежал рядом с отцом-дубом и грелся в лучах солнца» Отец-дуб тоже лежал? «Желудь нащупал дырку…» Чем? « На рыхлой почве пустил корни и пил влагу из нее, стараясь быстрее пробудить свои жизненные силы, и прорасти, попробовать жизни большого мира» Прислушайтесь сами: … пустил корни… стараясь пробудить жизненные силы…и прорасти… «Пустить корни» и « прорасти» – не одно ли и тоже? И, если в нём ещё не были разбужены жизненные силы, то за счёт каких он смог «пустить корни», то есть «прорасти»? И ещё: «попробовать жизни большого мира» - ну, просто тинейджер, любознательность которого не имеет границ! «С каким восхищением он посмотрел на соседа – клена, который упирался макушкой в серую тучу. – Интересно, какая она на ощупь? Наверное, мокрая, но приятная» Я уже почти уверена, что этот «молодой дубок» далеко пойдёт. Экие фантазии… «Дубок почувствовал, что страх стал исчезать, и в нем стала пробуждаться радость жизни …Мысли закружились, создавая красивые образы.» Я же говорила! «Вместо росточка росло уже небольшое деревце…» А росточек куда делся? Может быть лучше: росточек вырос и …? «По лесному телеграфу поднялась паника» Паника по лесному телеграфу подняться не может! По лесному телеграфу могло передаваться сообщение, которое вызвало панику! «Дубок… старался уйти в себя…» Не знаю, зачем ему это было нужно, но зуб даю – не сможет! «Ветер сорвал листья с деревьев и принес белый снег. Белоснежные хлопья его убаюкали деревце до следующей весны» Если ветер принёс снег белого цвета, какого ещё цвета могли быть его хлопья? «И вот, думая о тех мрачных днях, дубок с любовью грелся на солнышке, радуясь живому» Здесь мне уже совсем непонятно: так уснул дубок или всё-таки нет? Или это уже весна и дубок, проснувшись от воспоминаний о мрачных днях, с любовью грелся на солнышке? «Рядом стоящая березка постанывала: прошедшей зимой зайцы ободрали ее бересту» Зайцы - сволочи! Однако звуки, которые она при этом издавала, как то: «Она … шумела от ветра и возмущалась наглостью животных» – мало походит на стон. «Дуб понимал, что ему было скучно…» Это ничего… со временем пройдёт. Семья появится, дети опять же… Заранее прошу прощения, если мои комментарии покажутся не своевременными или, тем более, неуместными. Разрешаю поступить с ними так, как посчитаете нужным. | | Прочитав Ваши критические замечания, я "...съежился, задрожал, прижался к земле, жалобно прошептав: «Почему? Почему?» Ведь старательно выисканные Вами недостатки моего произведения вовсе не являются такими уж страшными - скорее, они могут оказаться "ляпами", только если смотреть на них через призму определенного восприятия (такого, как Ваше). Я, к примеру, обнаружил немало ляпов у других конкурсантов. Но никому ничего гадкого не написал, поскольку считаю это лишним: произведение-конкурсант должно оцениваться не по достоинству деталей и мелочей, а по его основной идее и ее выражению. Мне кажется, я со своей задачей справился не слишком плохо. Но Вам удалось убедить многих, что это не так. Не могу сказать Вам в ответ "спасибо". Уж извините. |
|
| | перенос человеческих ощущений на неодушевленные предметы - прием не новый. но в данной сказке как-то неаакуратно все это сделано, встречаются несоответствия | | Перенос человеческих ощущений на нечеловеческие явления и предметы (иначе - олицетворение) - прием действительно не новый. Он - вечный. Он использовался миллионы раз талантливыми и даже гениальными авторами, и никто (никто!) никогда не упрекнул их за это, поскольку прием - это не суть произведения, а лишь средство донести суть! Простите, но как критик Вы никуда не годитесь. Читайте литературоведение! | | как грубо.... :-( сказка ваша написана неаккуратно! недоработана. потому и столько нарекний... я не критик. я- читатель, и как читатель высказала свое мнение, ничем вас лично не задев! а переходят на личности - только те, кто чувствует себя неправым, а признаться в этом не хочет! |
|
| | Что касается самой сказки - сходу ничего пока не напишу (следует хорошенько подумать). Но не могу удержаться, чтобы не ответить на комментарий Ирины Фаер. Признаться, заглянул я на ее страничку (хотелось узнать, сколь гениален автор, рискующий так откровенно выражать свое презрение к чужой работе), заглянул - и... ничего особенного не увидел. Не стану пространно (по примеру Ирины) описывать все ее ляпы и проч. Вместо этого приведу текст известной басни, который как нельзя лучше иллюстрирует данный случай: "Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился", Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул - и полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей"... ..... Ах, петя-петушок... Не тебе упрекать соловьев в отсутствии слуха и голоса... | | Ну зачем же Вы так! Разве я просил Вас грубить моим уважаемым нелицеприятным, истинно справедливым критикам? Поверьте, они ничего дурного не замышляли! Они честные непредвзятые и при этом крайне доброжелательные люди! А Вы на них - с бранью. Стыдно, уважаемый товарищ star! | | ни одного своего произведения не выставили, а критику наводить желаете? а сами-то кто? снимите маску! | | Маску обязательно сниму, уважаемая Надежда Николаевна, - когда появится достойный повод. Пока скажу лишь, что произведения я свои выставил, и в немалом количестве, и уже давно, - правда, под другим ником. |
|
| | Автор нарушил Положение о блиц-конкурсе. Эта сказка была опубликована ранее на портале ЧХА и, к сожалению, будет снята с конкурса. Предупреждение автору отправлено. Председатель жюри Мария Сидлер | | Да, Маша, я получил Ваше предупреждение. Но, к сожалению, оно нарушает положение о проводимом мною конкурсе предупреждений, и будет дисквалифицировано. Шучу. А что еще мне остается?.. |
|
| | Было бы неплохо, уважаемые ведущие, опубликовать зарегистрированнцй нмк автора, т.к. я её по доброму, к сожалению, спонсировал. | | Mea culpa, уважаемый Ян Александрович. Виноват. Каюсь. |
|
| | В конце сказки лес превратился в поле с одиноким дубом, а в жизни бывает наоборот - поля зарастают кустарником и деревьями. Замечания Ирины Фаер считаю уместными, никакого "презрения к чужой работе" не вижу. Просто критический разбор. | | По-моему, на то и сказка, чтобы в ней происходило не так, как в жизни, а так, как угодно сказочнику. Захотелось мне поле с дубом - нарисовал поле с дубом. И чем больше вглядываюсь в этот дуб, тем большее наблюдаю сходство - его и... некоторых критиков. | | Дуб - ценная порода дерева. | | К сожалению, именно - дерева... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |