БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 5. СТИХ.16-20. 16.Но те, чье невежество разрушено знанием, их, подобное солнцу знание, все освещая, ведет ко Всевышнему. КОММЕНТАРИЙ. Бог очень большое значение придает совершенным духовным знаниям, имеющим свойство все изнутри человеку разъяснять, освещать все закоулки души, где хоть на секунду объявилось невежество и ввело в сомнения. Оно постоянно бдительно, непременно служит уму и разуму, указывая из всех путей тот, который лучший, который угоден Богу и спасителен для души. Совершенные знания есть Сам Бог в человеке, Проявленный, Говорящий, Наставляющий, Слышимый, Творящий. Бог – есть и Память в человеке, и Разум в человеке, и усердие в человеке. Но просто так знания не прочитать, нельзя стать их обладателями, согласившись с ними, услышав их однажды. Все это лишь семена, брошенные в духовную сущность, которым надо прорасти, укрепиться так, чтобы человет не пребывал в знаниях, но утвердился в них, ими мыслил на каждом шагу, ими служил Личности Бога, ими проповедовал, ими оценивал материальный мир и материальные отношения, через них видел всегда и во всем только Бога и Его Слово, как и Божественный труд над каждым, включая муравья и пылинку. Совершенные знания должны стать сутью человека, его поведением, качествами, его плотью и кровью. Но такой уровень обладания совершенными знаниями и присвоения их невероятен без преданного служения, без пути карма-йоги или другой йоги, на которыю Бог укажет человеку изнутри. Знания фактически добываются в поту, шаг за шагом, через все материальные и духовные ошибки, через все камни преткновения, через много раз упоминаемые аскезы, жертвоприношения, путь отречения, через контрол ума, чувств, желаний. На самом деле путь постижения совершенных знаний настолько радостный, настолько оплачиваемый Богом духовными дарами и авансами, настолько возвышенный и несравнимый, что едва вкусив этот нектар человек ни за что не хочет возвращаться к мрачной действительности материальных знаний и отношений. Увы, духовные знания, первые шаги наслаждений вводят и в заблуждения. Немного начав видеть иначе, через едва приоткрытое окошко в новый духовный мир, душа начинает почитать себя, даже называя себя падшей, пренебрегать знаниями материальными, недооценивать их, как и их носителей, почитать и насаждать свое мнение, излишне много проповедовать, тем открывая глаза другим и чуть ли не силком, упирающихся и несогласных воличить за собой. Этого делать не следует. Совершенное духовное знание не дается насильно, ни в коем случае не отвергает материальные знания (ибо они часть духовных изначально), не претендует на некое особое положение и право всем доносить. Истинные духовные знания тоже смиренны, как и их носитель и сам Бог открывает рот и провозглашает их там и так, как человек преданный иной раз и не ожидает. Постижение знаний в материалном мире – процесс бесконечный, многоступенчатый, осознанный в преданном служении и слабо осознан в материальных отношениях, как тоже путь к Богу. Но никогда не бывает так, чтобы человек не затрагивался ими, не впитывал их в себя, не отдавал их другим. Это бесконечный путь всех в материальном мире. Но когда все добытые материальные знания отшлифовываются и упорядочиваются практикой преданного служения, они начинают переливаться, подобно изумруду и сиять, и освещать путь к Богу, подобно солнцу. Таким образом в данном стихе Бог обращает снова внимание человека на Совершенные знания, как на путь к Богу, имея ввиду знания из всех (включая материальные) высочайшие, выделенные Святыми писаниями для тех, кому пора направить свои усилия на чистую духовность, на Непосредственное Слово Бога, как на средство освобождения из оков материального мира. Несомненно человек должен, идя путем карма-йоги, ставить своей целью достижение совершенных качеств, поскольку именно ими, через них исполняется любая деятельность, может осознаваться, как зависящая от качеств человека, как и может выполняться на том уровне, когда плоды деятельности не стыдно предложить Богу, в то время, как органы чувств и внутренние чувства втягиваются в деятельность объектими чувств почти автоматически, не отдавая Богу должное. Поэтому качества личные для преданного – его высшая цель, его направленное движение к Богу в сотрудничестве, создающем самого себя. Здесь без совершенных знаний не обойтись, не сделать свой труд духовным, не угодить Богу, не сдвинуться и с места. Именно совершенные знания дают человеку практику-йоги и именно практика йоги (карма-йоги) дает качества, качества делают усилия человека еще более результативными, вследствие чего развивают его ум и разум и таким образом раздвигают границы для ещее больших совершенных знаний, ведя таким образом к Богу безвозвратно. Но несовершенные качества, напротив, всегда свидетельствуют о неразвитости еще духовного мышления, о слабой религиозности и непременно о пути страданий, ибо не зная, как правильно поступать, как правильно ориентироваться в материальном мире, не зная своего изначального положения, не зная, Кто за всем стоит и Кому все изначально принадлежит, человек запутывается в последствиях своей кармической деятельности, какие бы поступки и с каким пониманием он не совершал. Бог, как было сказано ранее, не берет на себя плоды ни греховной, ни благочестивой деятельности, но возвращает живому существу в этой или следующей жизни через судьбу. Поэтому преданный устремлен к совершенным знаниям, которые одни могут принести успех в развитии Божественных, высоко-духовных качеств, выводящих в итоге за пределы рождений и смертей. Совершенные знания трудно переоценить. Они сразу и четко указывают, куда идти, на что обращать внимание, что проигнорировать, где задержаться, откуда ждать помощи, что выделить, на что сослаться в лабиринте всех знаний и всех направлений и всех посулов материального мира. Это тот путеводитель, который не подведет и не заведет, не стоит денег, более того, освобождает от долгов, раздает другим и точно указывает направление всегда, при любых условиях и обстоятельствах, как и дает абсолютную защиту в Лице Самого Бога, расписавшего все в пути каждого строго индивидуально и максимально точно. Толко совершенные знания придают уверенность, понимание конечной цели, как и смысла и назначения каждой жизни, указывают человеку на его недостатки и пути преодолений. Именно совершенные знания показывают важность непосредственной практики йоги и помогают через практику йоги утверждать свой ум, разум, укреплять чувства и саму религиозность, дают лучший выбор всегда, как и обосновывают его мгновенно, делают человека абсолютно бескомпромисным перед Лицом Бога, всегда знающим наперед, что хочет от него Бог и легко следующим Воле Бога, как и делают независтливым, негневным, бесстрашным и непривязанным, но неизменно милосердным ко всем живым существам, ибо и этому дают обоснование. Именно совершенные знания указывают, как и какими средствами можно достичь мир в себе, как выйти из-под влияния трех гун материальной природы и двойственности материального мира, порождаемой этими гунами. Именно совершенные знания вручают понимание о качествах Бога настолько Близко, что душа привлекается Богом навсегда и воспринимает только Его, как своего Изначалного и Извечного Отца, ибо не счесть доказательств, которые дают ей знания и не счесть тех великолепий чувств, которые в ней дает ей Сам Бог Отец изнутри и которые она, благодаря совершенным знаниям, не приписывает себе, но проявлению Бога в ней. Именно знания дают потребность искренне служить Отцу, видя в этом великое наслаждение и предназначение. Знания открывают тайну тайн, и душа теперь может не гадать, не плакать, не томиться, но знать, что бессмертна, ибо пришло время ей об этом узнать доподлинно, как и о том, что все равны перед Богом, все идут к Богу, в каждом Бог и все будут возвращены к Отцу, как величайшие грешники, так и святые, все идут к Отцу через все ступени, все уровни сознания, через преведные и греховные деяния, через материальные страдания и счастье, через преодоления, через веру и безверие. Все равными входят в этот круговорот рождений и смертей и равными выходят, но в своей последовательности и где никому не отмерено за все воплощения в целом ни больше, ни меньше, ибо Бог Справедлив. Именно знания объясняют назначение материального мира, законы кармы, Законы Бога. Только они делают возможным достижение Всевышнего, ибо с этой целью и даются. 17.Тот, чей разум всегда во Всевышнем, тот, чей ум всегда во Всевышнем, тот, чья вера обращена только ко Всевышнему, кто только в Нем видит свою Высшую Цель, идет туда, откуда нет возврата, знанием очистившись от всех грехов. КОММЕНТАРИЙ. Здесь следует обратить внимание на то, что Бог дает абсолютно конкретное обещание каждому, кто идет путем преданного служения, и надо понимать, что такое обещание дорого стоит, ибо речь идет о духовном плане, достигнув который назад в материальный мир не возвращаются. И с высших, райских планет возвращаются на планеты среднего уровня, и с адских планет, но достигнув духовные планеты, за пределами материальной вселенной в материальный мир не возвращаются. Но почему? Только потому, что совершенные знания настолько совершенны и так работают над человеком, имея данную от Бога Силу, что по своим качествам в свою меру он уподобляется Своему Отцу, сливается с Ним, не может мыслить уже материальными категорями, мерить материальными мерками, не имеет чувства привязанности к материальному, не ставит материальное своей целью и смыслом жизни. Такой человек всеми своими качествами уже не вписывается в материальные отношения, не может их строить, не может находить абсолютных точек соприкосновения с материальным бытом, материальными ценностями, не нуждается в услугах своих материальных чувств, теряет интерес к тому в материальном мире, что его (материальный мир) движет. Такой челове становится неудел на материальной планете навсегда, хотя может понимать устройство материального мира, его предназначение, но быть винтиком или колесиком не в состоянии, как и не в состоянии своими несовершенными качествами (которых у него уже нет в той мере) развивать этот мир, вносить в него свою лепту, поскольку беспристрастие – это еще к тому же и не борьба, это еще и вручение себя Богу, это потеря материального смысла жизни, это невозможность применить свои качества так, чтобы и себе и другим было достаточно уютно. Это вечное претерпевание в условиях уже неподходящих, где и душа не может развиваться далее, как и деградировать. И что ей делать? Поэтому Бог до того уровня развивает человека через пути преданного служения, когда возврат в материальный мир становится для него только страданием, в то время, как на духовном плане непочатое поле деятельности. И конечно, возврат в материальный мир невозможен Поскольку изжиты, отданы все перед ним долги, ни он, ни ему никто ничего не должен, уже не может быть реакций, обуславливающих судьбу человека, и любая земная жизнь более и штриха в него не привнесет. Но чтобы достичь этого уровня, чтобы до такой степени очистится от грехов, развить самые высокие духовные качества, необходимо идти путем совершенных знаний, которые так направят человека в его духовных трудах, что неминуемо будет и то, о чем Говорит Бог Кришна в данном стихе: разум человека навсегда сосредоточится на Всевышнем, ум всегда Будет во Всевышнем, вера будет обращена только ко Всевышнему (минуя полубогов, духов, других живых существ, которым поклоняются в материальном мире) , и только во Всевышнем человек увидит свою конечную цель и смысл жизни, посвятив Ему всю свою жизнь. Для развития такого завершающего состояния Бог отводит человеку значительный отрезок времени, который через преданное служени, включая совершенные знания, все качества отшлифовывает до неузнаваемого сияния, которое условно можно назвать самим совершенством, конечным этапом, достигнутой целью. Поэтому человек должен активно сотрудничать с Богом на этом этапе, постоянно медитируя на Бога в себе посредством практики карма-йоги, связывать свою веру и поклонение только с Богом-Отцом, достижение Бога видеть своей целью, но при всем при этом не возноситься, не молить Бога о духовном плане, не считать себя уже достойным оставить круг сансары, но и здесь положится на Бога, понимая, что Один Бог знает доподлинно относительно качеств человека и его готовности перейти навсегда на духовный уровень. Таким образом, в данном стихе сказано о Необходимых условиях, которые позволяют человеку навсегда выйти за пределы материального мира. Бог снова подчеркивает роль совершенных духовных знаний, которые одни дают человеку все средства, все пути, чтобы реально очиститься от грехов, и только Знания дают истинное понимание, куда и как направить усилия, но видят эти усилия связанными только с Богом. Именно знания указывают, куда, на Кого направить свой ум, разум, Кому поклоняться и Кого считать своей Высшей Целью. Надо хорошо понимать, что совершенное духовное знание является таковым только тогда и только тогда выполняет свое предназначение, когда оно вовлекает в практику преданного служения Богу, этим оно отличается от всех других знаний, имеет свойство укрепляться и утверждаться в этой практике преданного служения, также непременно углубляется и расширяется, уничтожает сомнения, сосредотачивает на Боге и делает путь к Богу необратимым, подсказывая вновь и вновь новые действенные средства для соединения в Верховным Брахманом. Значение духовных знаний невозможно переоценить, как и невозможно их миновать. Духовные, они имеют свои корни в мирских знаниях, в мирских отношениях. Они в виде семян произрастают в каждом и религиями развиваются, как и питаются, как и укрепляются. Но только преданное служение, направленное на Бога, придает им силу и неохватное духовное дополнение через Веды. Их духовная активность начинается со встречи с первым преданным, и духовного учителя, со Святого писания, вследствие примера других или через проповеди, или с посещения храма. И не остановить. И не счесть путей. Не всех привлекают духовные знания сразу, знания, резко отличающиеся от материальных, требующих и качеств и смирения, и мудрости, и опыта материальной жизни немалого. Обычно они становятся находкой, откровением, удачей для людей многоопытных, много страдавших, ищущих ответы относительно изъянов материального мира, пресытившихся путами кармической деятельности и видящих воочию работу иллюзорных энергий Бога, как и условности материального мира, которые уже вырываются из духовных и материальных тупиков в надежде найти тот единственный ключ, который бы дал ответы на все вопросы. Именно совершенные знания предназначены так идущим самим Богом и вручаются им почти легко, но в свой час, своим путем. Отсюда начинается путь многих и многих к практике преданного служения, к началу отречения, к посвящению Богу любой своей деятельности. Путь карма-йоги – лучший путь, путь рекомендованный из многих Самим Богом, путь подходящий в любых условиях, путь беспроигрышный, хотя и не простой. Бог Кришна неоднократно указывает, что в древние времена многие достигли совершенства чрез труд, беря за основу пример Бога, посвящая свой труд также Ягйе, как жертвоприношение. Именно этот путь, освещенный совершенными знаниями, погружает человека , его ум и разум во Всевышнего и это становится Навсегда. Идя по пути совершенных знаний, человек точно знает, Кто за всем стоит, от Кого все исходит изначально, Кто есть Высшая Причина всех причин. А потому религия человека обращена только к Богу Отцу и направляет сотрудничать только с Богом, и Бог это так идущему позволяет. Только поклоняясь Самому Богу Кришне, утверждаясь умом и разумом, идущий осознанно направляет усилия на развитие духовный качеств, ибо другого пути для очищения нет. Только благими качествами можно делать благое и так очищать свое существование постоянно, каждое мгновение своего земного пути, находясь на связи с Богом, получая изнутри указания Бога. Постоянная сосредоточенность в себе на Боге через практику карма-йоги становится абсолютной, естественной, единственно приемлемой для человека, а путь к Богу делает необратимым. Но среди всех качеств, достигаемых человеком на пути к Богу, Бог хочет обратить внимание на одном. Об этом в следующем стихе. 18.Тот, кто с образованностью достаточно добр, брахмана, корову, слона, также собаку и собакоеда, тот, кто так мудр, видит одними глазами (не различает). КОММЕНТАРИЙ. В этом стихе Бог снова восхваляет роль совершенных духовных знаний, называя человека, обладающего ими, образованным. Это высокая оценка духовных знаний, и человек, обладающий ими, может рассчитывать на полное понимание во всех сферах жизни, может быть признанным мудрецом, видящим явное и сокрытое, дающим всему истинное, нематериальное объяснение. Но духовные знания еще отличаются от материальных знаний тем, что доброту, достигнутую в материальном мире, еще более углубляют и расширяют. Именно знания говорят человеку, что все Божее творение, все, что ни есть, - дети Бога, все равны перед Богом, независимо от тел, форм существования или ступени развития. В каждом Бог трудится в полную меру, в каждого привносит и через материальный, и через духовный путь, все поднимаются от малейшего и невидимого по бесчисленным ступеням и только вверх, до форм тела и жизни человека и, более того, все претерпевают и все достигают в итоге высший результат, ведомые Рукою Бога. Кто бы ни был перед таким знающим человеком, он видит в нем неприменно присутствие Самого Бога, созидающего в данном теле душу, и не мешает, но помогает добром, не осуждая, не сравнивая, не претендуя в Боге на лучшую участь или считая себя по качествам более достигшим. Он равно видит Бога в каждом, как и в себе. Так видящий духовный человек не различает других по нации, социальному положению, по половой принадлежности, по богатству или бедности, уму или безумию, но и не стремится к особому общению, ибо, зная все, предпочитает общение в себе с Богом и зная также, что у каждого своя ступень и пока свои пристрастия, ей соответствующие. Все видящий глазами знаний человек любит каждого, как дитя Бога, видя в глазах каждого глаза Бога, в словах каждого то, что хочет через каждого Сказать Сам Бог, исходя из понимания и ступени человека. Такой знающий человек видит в совокупности все живые существа в постоянном процессе развития, где все идут только вперед, обретая во всех телах все новые и новые качества. И слон станет человеком в этом пути, и собака станет человеком или уже была и будет, и собакоед станет праведником и не минует путь служения Богу, и самый слабый (греховный) из людей, поскольку все ступени всех ведут только вверх, к Богу. Духовное знание непременно усиливает доброту, ибо дает всему высшее объяснение, всех справедливо уравнивая перед Богом, Который Один стоит изначально Выше всех и Кому равного нет. Кто в Боге еще не достиг такой Доброты и различает, его духовность еще не состоялась в полной мере. Но знания всесильны и охватывают не только ум и понимание, но и сердце. Человек, видящий все глазами совершенных знаний, начинает видеть и допускать в животных такое же существо, как сам, видеть характер, ум, понимание, качества, допускать мыслью, что рядом среди животных могут быть и умершие родственники, которых Бог дает часто под опеку родным в животных телах, ибо любое животное, которое посылается человеку, дается не зря, поскольку Бог ничего просто так не делает. Бог воплощает в животных телах не только в результате последствия греховной деятельности человека, но и для отдыха от напряженного человеческого бытия, или так надо отдать человеку долги за плохое или жестокое обращение с животными будучи в теле человека, или человеку приходится получать тело животного, когда его будущая мать еще не готова принять вновь на Земле воплощающуюся душу в свое лоно по ее причинам (судьбе, возрасту) и надо где-то пока душе воплотиться, поскольку каждому и мать и отец определены кармически, их не заменить. Поэтому, как родители ожидают своих детей, так и дети ожидают своих родителей. Так видя и так понимая, мудрый человек не может проявлять жестокость, есть мясо животных или пользоваться их физической силой или их шкурой, но проявляет естественное милосредие, как к живому существу своего уровня, не видя различия. Также возможность рождения среди животных не пугает его, он не видит в этом падения и эта мысль не погружает его в страдание или отчаяние, даже если он уже идет по пути очищения и неизменно служит Богу. Видящий глазами знаний, знает также Благость и пользу во всех Планах Бога, предается Богу и не молит в этом отношении об особой к себе Милости. Такой человек всегда погружен разумом в Бога и потому видит все вместе с Богом и так достигает неизменность ума, равное отношение ко всем и по сути стоит на ступени высшего отрешения, поскольку беспристрастен. 19.Ими, чей ум расположен в равновесии, в этом мире, неприменно, побеждены рождение и смерть. Непогрешимые, несомненно, как Сам Брахман, они, поэтому, уже расположены в Верховном Брахмане. КОММЕНТАРИЙ. В этой главе Бог, отвечая на вопрос Арджуны в ст.1, утверждает, что карма-йога выше, чем просто путь отречения от деятельности, дает определение истинному отречению и обращает внимание на то, что в любом случае человек не освобождает руки от работы. Также Бог показывает, что достигает человек, будучи занятым в карма-йоге: он не связан работой, не затрагивается грехом, очищает свое существование, остается счастлив в месте, где девять врат. Далее Бог объясняет, как на самом деле изначально связан человек с исполняемой работой и от чего действительно зависим (здесь имеются ввиду качества человека). Также Бог замечает, что не берет на Себя последствия деятельности человека, чье знание покрыто невежеством, и вновь восхваляет роль совершенных духовных знаний, которые определяют развитие духовных качеств человека и которые развиваются в процессе преданного служения, в частности карма-йоги. Начиная с этого стиха и до ст.26 этой главы Бог конкретно описывает успехи человека непременно в связи с Верховным Брахманом. Идущие путем карма-йоги, как уже неоднократно говорилось, идут на самом деле по пути высшего отречения, о котором сказано в ст.3 этой главы. Именно этот путь делает человека непривязанным, неизменным как при достижении благоприятного, так и неблагоприятного. Говорят, что ум такого человека расположен в равновесии. Так идущий человек побеждает двойственность материального мира, и деяния его не влекут за собой какие бы то ни было последствия, а это значит, что человек шаг за шагом выходит за пределы рождений и смертей. В данном стихе говорится, что так идущий человек становится безгрешным, как Сам Верховный Брахман, а потому уже расположен в Верховном Брахмане. Брахман – Это Сам Бог, Верховная Божественная Личность, Высшая Абсолютная Истина, Нерожденный, пронизывающий Собой все, везде присутствующий Лично и непосредственно, но воспринимаемый некоторыми в связи с их невысокой религиозной ступенью, как безличностный аспект Бога, Божественное сияние, этап постижения Бога. Занятый в карма-йоге человек достигает тех качеств, которые считаются Божественными и, как следствие, человек, исполняя такими качествами любую работу, не рождает последствия своей деятельности. О таком человеке можно сказать, что он становится безгрешным. Но надо знать, что эта негреховность возможна только в человеческую меру и неабсолютна, если говорить строго. Ибо Безгрешный только Один Бог. Т.е. негреховность человека несопоставима с безгрешностью Всевышнего, и это надо хорошо понимать. Бог безгрешен изначально. Безгрешность Бога не развивается и Абсолютна. Чистоту Бога не достичь ни одному живому существу, и об этом впоследствие Бог Сам даст разъяснение Арджуне. Также к Божественным качествам и Божественной Чистоте живые существа устремляются и за пределами материальной вселенной. Очищение человека на любом плане направляемо совершенными духовными знаниями и непременно преданным служением и поклонением Богу. Тоже самое можно сказать о расположенности в Верховном Брахмане. Быть расположенным в Боге полностью, значит, уже иметь в своей мере Божественные качества. Надо понимать, что, как невозможно быть полностью безгрешным, так невозможно полностью быть расположенным своими качествами в Боге, т.е. обладать чистыми Божественными качествами, поскольку они также предполагают Божественное понимание, Божественное Знание и абсолютные поступки. Но каждый человек, идущий путем карма-йоги, неприменно достигает тот успех в своем духовном развитии в приобретении духовных качеств на пути очищения, что становится подходящим для освобождения, и о нем условно можно сказать, что он непогрешим, как Сам Брахман и расположен в Верховном Брахмане. Надо всегда знать, что при выходе из круговорота рождений и смертей уровень развития отдельных духовных качеств у каждого человека свой. Кто-то более милосерден, кто-то более аскетичен, кто-то более справедлив, кто-то более усерден в поклонении Богу, кто-то более отречен, но средний духовный уровень одинаковый (если все сложить и поделить…). Но эта неодинаковость, индивидуальность в свою меру определяет развитие живых существ и в духовном мире, ибо там также присутствуют взаимоотношения. Живые существа, высокоорганизованные духовные сущности и за пределами материального мира заняты в разных видах преданного служения в соответствии с их качествами и желаниями, помогая друг другу, обуславливая разнообразие духовного бытия, лидируя в разных направлениях преданного служения, приобретая опыт и делясь опытом подобно бытию на Земле. Но все погружены умом только в Бога, служат Богу. О качествах людей, занятых в карма-йоге, которые определяют их, как расположенных в Брахмане, о лучших качествах, Бог Говорит далее. Таким образом, данным стихом Бог из всех качеств выделяет равновесие, что есть первый признак непривязанности, состояния отреченности. Добыть это качество можно только в результате практики карма-йоги, которая требует отречение от плодов любой деятельности и посвящение любой своей деятельности Верховному Брахману. Отсюда начинает произрастать непогрешимость, несвязанность трудом, независимость от любой деятельности, а это значит, что человек минует любые реакции своей деятельности, и идет по пути освобождения, очищения и уже этим обуславливает развитие духовных качеств, приближая их в определенном смысле к качествам Бога, или сливаясь с Богом, пребывая в Боге. 20.Тот, кто не радуется, достигая благоприятное и не огорчен, достигая неблагоприятное, кто тверд разумом и не может быть введен в заблуждение, кто знает Верховного Брахмана, уже пребывает в Верховном Брахмане. КОММЕНТАРИЙ. Далеко не о каждом преданном можно сказать, что он пребывает в Верховном Брахмане в том смысле, который в это состояние вкладывает Сам Бог. Однако к этому состоянию устремляются все преданные, видя в нем цель и смысл своего пути, как и показатель духовной ступени, как и лучший достигнутый плод своей реализации, как оценку Богом своих усилий, вершину совершенства. Много качеств требует эта вершина от преданного, много жизней духовной практики, много претерпеваний и сомнений, много разочарований и ощущений высочайшего духовного счастья и мира, много потрясений, много духовных переживаний… Нет ни одного преданного даже в самом начале пути, который бы не хотел знать, на какой ступени он уже находится, ему Бог дает авансом или он заслужил, как оценивает его усилия Сам Бог? Может быть Бог знает о нем что-то такое, чего он о себе не знает? Может быть из прошлой жизни есть заслуги, о которых он пока не знает? Внутренние вопросы к себе, своему пути, к своим ступеням у идущего не исчерпываются, не ослабевают. И здесь он не может быть беспристрастным при всем своем желании, ибо есть личность, трудящаяся, ищущая, раставляющая внутри себя акценты, подытоживающая, сосредотачивающая свои силы и усилия так, чтобы духовная сума нигде не прохудилась, но наполнялась лучшими качествами и поддерживалась удовлетворенными чувствами Бога. Этот путь мышления допустим, это состояние и может и должно иметь место, ибо никуда не деть процесс самооценки, который тоже есть соединение с Богом, консультация с Богом, как Отцом в себе, позволяющая сотрудничать конструктивно и непрерывно, творя себя всеми средствами, которые дает Бог для духовно идущего в материальном мире. Поэтому данный стих есть один из многочисленных указателей Бога, которые также необходимы духовному путнику, как и указатели и вехи идущим материальными дорогами. Здесь Бог предлагает преданному оценить свои качества в указанном направлении, направить усилия именно сюда, здесь определиться, здесь контролировать себя, здесь овладеть своими чувствами и желаниями, эдесь желать себе победы. Речь идет о качествах много раз упомянутых ранее, но без которых ничего не получится. Согласно стиху человек не должен достигая благоприятное, как и неблагоприятное проявлять излишнюю эмоциональность. Забвение должно быть, как отклик на любое событие и вне и внутри. Ни ум, ни разум, ни чувства не должны отозваться на события, которые потрясают, сулят или отбирают, дают надежду буквально в руки или оставляют без крыши над головой… Здесь ничего не поможет, если человек не вручает себя Богу в полном бесстрашии, если человек не изжил путь удовлетворения чувств и бросает все силы на исполнение желаний. Но эта готовность, умение так идти и так чувствовать просто так не даются. Это плоды многих и многих усилий, духовной практики, радений за свою духовную сущность. Эти качества взращиваются. Даже напомненные из прошлой жизни, они и в этой жизни требуют непременной практики, непременного повторений подзабытых пониманий. Все должно обновиться до великой ясности, до глубочайшего понимания, до абсолютного приятия. Но эти качества не любой духовный путь и взрастит. Следует выбирать карма-йогу, как лучший путь, как путь несомненно успешный, который именно такую роль на себя и берет. У развивающего в этом пути равновесие ума очень много причин довериться этому пути, очень много проявляется наглядных духовных успехов, которые он в состоянии в себе обозреть и оценить, очень многие материальные качества и понимания уходят напрочь, не связывают ум, разум, руки, ноги. Переход, врастание в новые качества становится при всех сложностях и радостным, и очевидным и естественным. Живое существо входит в свою изначальную природу, где нет места материальным удовлетворениям чувств вплоть до наслаждения, но необходимым для поддержания тела. Однажды человек обнаруживает в себе изумление по поводу того, что, как можно другим привлекаться бесконечными материальными благами, этим весомым и небезопасным в материальном мире хомутом на шее? Как можно поклоняться еде? Как можно осуждать? Как можно мечтать о вещах, не имеющих отношения к Богу? Как можно украшать себя? Как можно ценить золото с точки зрения обывателя? Совсем другое восприятие, другие ценности. Если у такого человека все забрать, то он все-равно остается самым богатым, ибо в нем Сам Бог и молитва к Богу и полное доверие Богу. И можно быть уверенным, что такой человек абсолютно точно видит и чувствует и понимает, ибо Бог тотчас приходит на помощь или через внутренний совет или через других людей. Бог решает все вопросы, самым лучшим образом, выводит из всех ситуаций и в этом много раз идущий к Богу убеждается. В этом пути человек не боится любой смерти, любого насилия, любой обиды, ибо все видит себе во благо, все есть отдача долгов, везде Бог Прав и иначе мыслить, понимать, чувствовать не может. Так проявленное в быту качество непривязанности говорит и о достижении других лучших духовных качеств, включая твердость ума и независимость от иллюзорных энергий Бога. О таком человеке Бог Говорит, как о победившем рождение и смерть, как о непогрешимом (в свою меру), как о расположенном в Верховном Брахмане, как знающим Верховного Брахмана, Самого Бога. Обладать качествами, близкими к качествам Бога может только тот, кто сначала эти качества познал у Бога, ориентировался на них, следуя указаниям Бога, впитывал их в себя, входя в единство с Богом по качествам, а это значит, находя свободу в своем мышлении и деяниях, как не противопоставленных Богу, а поддерживаемых Богом, так достигая путь без страданий, ибо Бог не создает своим единомышленникам великих камней преткновений, но принимает их служение и благословляет их путь. Таким образом, в данном стихе Бог продолжает описывать достигаемые вследствие карма-йоги духовные качества, которые могут определить так идущего человека, как расположенного в Верховном Брахмане, в Самом Боге. Много раз сказано, что эти качества есть результат развития непривязанности человека вследствие постоянной практики йоги без отклонений, также есть результат постижения совершенных духовных знаний и поклонения Самому Богу Кришне. Только постоянная практика йоги усмиряет ум человека, через знания объясняя цель и смысл такого пути и уничтожая сомнения. Только постоянная практика утверждает человека в правильности выбранного пути, утверждает его ум, разум, совершенные знания, показывая преданному успехи на каждом шагу. Человек убеждается, что может, в силах подчинить себе чувства, желания, может контролировать ум и разум, может ограничить или оградить свои чувства от объектов чувств, причем начинает это делать легко, без особых внутренних усилий и борьбы с собой, и в результате получает наслаждение в чувстве свободы и независимости от материального мира и его условностей, от других людей, ситуаций, мнений, своего личного положения, т.о. все более и более оставаясь равным как к благоприятному, так и к неблагоприятному, тем возвышаясь над собой и своими человеческими чувствами и привязанностями. Также такой человек перестает быть подверженным иллюзорной энергии Бога, но начинает видеть вещи так, как они есть на самом деле, т.е. неприменно видеть за всем Самого Бога как Изначальную Причину всех причин, от Кого все исходит, Кто есть Верховная Божественная Личность, Сам Брахман. Такой человек, видя за всем стоящего Бога, только Его считает своим Высшим Господином и Хозяином всех живых существ, не может в этом сколько-нибудь усомниться, на этом основывает всю свою жизнь и только с Богом связывает все свои надежды и планы, не думая о себе ни как о создающем, ни как о распоряжающемся. В этой связи преданный в каждом видит Бога, всех видит в Боге, видит цель и смысл своей жизни в достижении Всевышнего и постоянно вследствие этого погружен в себе в Верховный Брахман, не зная другого своего состояния, но непрерывно так припадая к Отцу и наслаждаясь этим. О таких людях Бог говорит, как о расположенных в Верховном Брахмане, что есть достаточно высокая ступень духовного развития, достижимая в материальном мире. |