Увеличение мощности двигателя автомобиля всегда являлось одной из самых «желанных» целей его владельца, и как следствие одним из самых развитых рынков услуг индустрии aftermarket (очень развитая отрасль бизнеса, специализирующаяся на изготовлении и продаже товаров потребляемых владельцами исправных автомобилей (или иных изделий) для, часто кажущегося, улучшения их потребительских свойств). При этом владельцу очень важно решить, чего конкретно он хочет добиться в результате приобретения тех или иных изделий и установки их на свой автомобиль. Это процесс, как ремонт квартиры, который нельзя закончить, а можно только прекратить Для машин, оснащённых карбюраторами или моновпрыском тоже существует множество решений, которые в ряде случаев совпадают с описанными ниже трюками. Более того, поскольку у машин, оснащённых карбюратором, нет ограничений по выхлопу (отсутствует кислородный датчик), они могут быть модернизированы в большей степени, нежели машины оснащённые впрыском. Все апгрейды движков известны и стары как мир – увеличение кол-ва воздуха (в купе с топливом) на входе, уменьшение сопротивления выхлопу, умощнение «искры» – улучшение качества сгорания рабочей смеси и снижение паразитной нагрузки на двигатель. Одни устройства (наборы устройств) требуют для своей установки значительного вмешательства в системы автомобиля, другие заманчиво предлагают улучшения в работе двигателя без поездок на сервис. Чудес не бывает! Любое сколь ни будь серьёзное улучшение предполагает некий комплекс мер, и без него является лишь хорошим финансовым подспорьем семьям продавцов этих «прибамбасов». «Что-то не то всё-таки с двиглом... Что-то расхандрился ...» Такие вопросы приходится часто читать в конференции. При этом машина продолжает ездить и есть возможность не горячиться с покупкой з.ч. Самое время подумать об тьюнинге! Не правда ли? Например, прогорел глушитель и осмотр выпускной системы показал, что надо бы поменять весь тракт... Постукивают «пальцы»... Уж мыли, мыли и ни в какую... Да и чего-то поддон подтекает...Двигатель прошёл 65-70 тысяч миль. Поменяем-ка распредвал, «пальцы», гидротолкатели и цепь со звёздочками – на high performance и в награду кроме «шёпота» получаем более широкий диапазон максимального крутящего момента и готовность к серьёзным делам в дальнейшем. Вот такой вот подход к текущему ремонту . Весьма эффективен неоднократно упоминаемый способ утяжеления маховика, дающий просто убийственный эффект, особенно на малых двигателях. Одни заголовки чего стоят "Nine Pounds That Make a Difference" - Get More Torque Out of Your Small Motor! Всегда были, есть и будут люди которые верят, что замена обычной крышки воздушного фильтра на никелированную увеличивает мощность двигателя . Соответственно продавцы готовы продать немерянное количество эдаких «приблуд»... Удивительно, что некоторые из них ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЮТ! Стоят такие штуки недорого (правда, если они работают, то всё же чуть подороже чем недорого) и приносят массу положительных эмоций владельцам. Кроме чувства собственного удовлетворения и явно заметных (больше психологически) улучшений в работе двигателя такие фиговины показывают семье (дэвушке, маме), что папа (любимый, сын), обладает инженерным складом ума и умеет работать руками (особенно если вышеназванные не знают, сколько это стоит). Что же из них работает: – известен по всему миру (даже в нашей прессе писали), представляет из себя сетчатый матерчатый воздушный фильтр со специальной пропиткой. Фильтрующим элементом является пыль(!) застрявшая в этом фильтре... По утверждениям K&N обладает в 1.9 раза большей пропускной способностью, чем устанавливаемый/рекомендуемый производителями (привирают ессно, но графики чертят), при достижении пробега рекомендуемого для смены фильтра имеет пропускную способность как стандартный после 1000 миль (это похоже на правду). Фильтр этот многоразовый(!) – можно приобрести комплекты для мытья и последующей пропитки. Вывод – если не жалко 100$, то это очень правильный «тьюнинг»... Психологически эффект очень заметен , а если учесть то, что «по уму» в наших условиях надо менять воздушный фильтр одновременно со сменой масла, то начинает окупаться довольно быстро. K&N - серьёзная компания и делает серьёзные изделия, но в данном случае речь просто о замене штатного воздушного фильтра... К слову сказать, они делают ещё и многоразовые топливные фильтры повышенной пропускной способности, они не «отравляются» водой и по моему тоже весьма полезны в наших условиях... Direct Hits – бустеры системы зажигания... Представляют из себя колпачки на свечи. В отличии от прочих подобных штуковин эффект заметен... Форма импульса зажигания далека от идеала (этим в большей или меньшей степени страдают все полупроводниковые формирователи) – эти штуки её здорово кондиционируют. 200$ и «ключик у нас в кармане»... Проблемка №Раз. Требуют безрезисторных свечек. Сомнительные штуковины. Турбонатор и многочисленные клоны. Электровентилятор наддува в впускном тракте. Supercharge your car, truck, van, boat, RV, or motorcycle in just 5 minutes, for $69! Различные цветные! проставки под корпус дросселя. Вставки завихряющие воздух или смесь. Это совсем простые игрушки для больших мальчиков. Людям с инженерным образованием (пусть и без диплома), обязательно надо самим понять, что происходит с двигателем при установке на него дополнительных устройств и на всякие там «непонятки» они не идут. Ну что тут поделаешь! Приходится продавцам предлагать и таким людям игрушечки, правда их цена уже не попадает в нижнюю ценовую категорию... Приходится платить за техническое образование Улыбка Наиболее активной на рынке aftermarket в настоящий момент является компания Turbo City Предлагаются отдельные компоненты и наборы. Идея этих наборов прозрачна: 1 кит – «взрослый» K&N фильтр с «правильной» впускной трубой и «правильный» же глушитель с выпуском... 2 кит – «работа над ошибками» первого. Узким местом во впускном тракте становится throttle (то, где у нас в т.ч. воздушная заслонка), меняем и его... 3 кит – «обман контроллера»... Характеристики впуска изменились, а компьютер про это не знает. Ну что ж... Попробуем его обмануть, откорректировав показания датчика MAP. Вроде получилось! Есть ещё и корректор фазы зажигания, но он актуален для машин с ручной коробкой. Хотя для людей с "руками" есть бюджетный вариант самостоятельного изготовления системы "обмана" MAP-sensor*a: Вообще для «вдумчивого» тюнинга «поводов для драки» эта фирма продаёт предостаточно. Наборы разные... Внимание – начинаются первые фокусы. Производитель пишет, что для установки достаточно получаса (это правда), но эти полчаса, должен работать хороший электрик. Крайне желательно произвести чистку инжекторов или иметь уверенность в том, что они нормально работают. Не вдаваясь в подробности работы системы, скажу лишь о том, что двигатель эффективнее работает на высоких оборотах (вы ещё не забыли о механических апгрейдах – сейчас они пришлись бы весьма кстати) и становится более динамичным из-за довольно изощрённых трюков с углом опережения зажигания. В качестве бонуса вы получите очень высокую влагоустойчивость системы зажигания и электронный ограничитель оборотов двигателя. Болезнь склонна к хроническим формам (у Jackobs можно апгрейдится со 100 и заканчивая 3000$)… Для снижения паразитной нагрузки на двигатель используют электровентиляторы. Из специально предназначенных хороши сборки компании “Flex a Lite” http://www.flex-a-lite.com/Вообще говоря, для страны с нашим климатом, где холодное время года составляет 9 и более месяцев, такие штуки просто необходимы. Моё мнение – этот апгрейд должен производится на ближайшей разборке «японцев» – ну очень хорошие у них вентиляторы. Проблем с подключением нет. Из дополнительных «прибамбасов», людям, съезжающим с дорог, я бы посоветовал сделать принудительный выключатель вентилятора (лучше с таймером, а то включить забудешь). А для «гонщиков» актуален трюк, который применяет FMC на своих автомобильчиках – отключение вентилятора в момент WOT (Wide Open Throttle – тапка в пол, по нашему), действительно именно в этот момент движку лучше не мешать делать то, зачем его в машину поставили . В лес мы уже зашли настолько глубоко, что пришло время рассказать об апгрейдах, сравнимых по стоимости с автомобилем. Да, да... О них речь пойдёт, о наддувах. Писано-переписано, но тем не менее позволю себе напомнить Уважаемым Читателям, что наддувы предназначены для создания во впускном тракте двигателя избыточного давления с целью увеличения количества в цилиндрах сгораемой рабочей смеси. (просто учебник какой-то). Зачем написал-то? А затем, что увеличиваешь впуск, – увеличивай выпуск! Об этом продавцы, как правило забывают упоминать (из скромности, наверное), во избежание появления «развёрнутых» выхлопных трактов (... Далее – наддувы бывают с механическим приводом (непосредственно или через кинематические устройства) и турбинным (использующие энергию выхлопных газов). Сразу оговорюсь, строго говоря, все наддувы предлагаемые сейчас на рынке турбинные! То есть нагнетание воздуха производится турбинами, различают лишь турбонаддувы высокого и низкого давления. Все те, что ставятся на движки, в качестве изделий aftermarket – турбонаддувы низкого давления (до 2 изб. атм. в тракте) под силу лишь квалифицированным мастерским, при разработке custom upgrade, сопряжена с большим количеством дополнительной работы. С Rimmer-ом вопрос попонятнее. Хаароший это апгрейд. И денег своих стоит... Ребята продумали всё (ну почти всё). Ставится хорошим (грамотным) сервисом за 2-3 нормочаса. В комплект входят – турбина, приводимая от ремня (ремень тоже входит, он из стандартных и с заменой проблем нет), совмещённая с throttle и MAF сенсором (да-да с MAF, надо ведь количество воздуха на входе измерять, а не разрежение во впускном коллекторе как делает MAP) и контроллер который теперь будет управлять двигателем. Короче говоря, если у Вас новая(!) машина с таким движком и деньги жгут руки, то это для Вас. Приятнее всё же вкладывать в свою ненаглядную, чем платить ГНИ за больший литраж . Такая особенность этой системы понятна, малолитровый двигатель пооборотистей, а эффект от турбины проявляется больше на высоких оборотах. Теперь перейдём к неприятностям. Перед установкой такой системы необходимо полностью кондиционировать двигатель – показатели степени сжатия, состояние газораспределительного механизма, системы охлаждения, рабочих зазоров в кривошипно-шатунном механизме, система смазки двигателя – всё должно быть как у нового двигла! Да это и понятно, двигателю предстоит работать на повышенных оборотах с повышенными нагрузками. С выпуском тоже понятно. Кстати, при грамотной переборке, старый движок даже предпочтительнее нового, когда это сделано с любовью и Руками, получается просто класс! Ну и конечно установка High Performance сцепления (двухдискового или металлокерамики) для РКП. Установка тормозов повышенной эффективности (конверсия задних на дисковые), установка пропорционального ГУР, работы по усилению трансмиссии (прежде всего мостов)... Конечно следует упомянуть комплекс чисто внедорожных модификаций. Блокировки в дифференциалы, револьверные шаклы на рессоры, понижающие киты раздатки пониженные главные пары мостов шноркель лебедка, бамперы, защиты киты для лифта и амортизаторы защита чулков моста и крышки дифференциала бедлоки от разбортирования колес И МНОГОЕ МНОГОЕ ДРУГОЕ... И всё-таки если хочется «большой светлой любви» милости прошу в мир Performance Upgrade. Огромный респект Лео, за его неоценимый опыт. |