Произведение |
|
Объем: 46 [ строк ]
|
|
|
|
Свободы парящая тень |
Мы тщетно тащились сквозь план пятилеток, И ропот взрывался на кухонных клетках. Что нам на прокорм выдавали – зарплаты – Уже не хватало прорехам в заплаты. Униженность – в очередь. «Вы – занимали?» За солью, за мылом, за тазом с эмалью. Ах, как нас манил демократии запах, Казавшийся явью всех грёз жирный Запад. Кто смог – паковали контейнеры, кладь, А нам – ввек свободы такой не видать. Тогда перевесил на чаше весов Советскую гордость – батон с колбасой. Затем, монументы столкнув с пьедесталов, Подправили лозунг: «Вся власть – капиталам!» Мы сами «добро» дали. Интеллигенты. Потом сели ждать заработанной ренты. Кричали: «Свободы! Свободы! Свободы!», А эхом: «Доходы! Доходы! Доходы!». И в это горнило свободных идей Мы бросили наших детей. Те, в новую жизнь, как по горному склону: Кто – лихо въезжал на мешке с миллионом, Что все мы снесли в комсомольскую кассу. Кто – кровью чертил до подножия трассу. И в бред извращений и порно-страстей Мы бросили наших детей. «Оттуда» сказали, что срочно нам надо: Любови лесбийские, геев парады. Ах, вопли в навязанном Западом мнении: Цензура чернухи – свобод ущемление. И в рынки – кормила дымящихся дней – Мы бросили наших детей. Там «мазу качали» законники зоны. И пестовал Янус двуличных законов Добра, нажитого народом, делёж: Приманкою благ – вау-черная ложь. И данью разборкам – на жертвенник тел – Мы бросили наших детей. Прорваться, пробиться. И им – «Эльдорадо». Быть – в стае. И вот – группировки. Бригады. И стенка на стенку машины на «стрелке». Ножи. Взрыв гранат. Перестрелки. Расстрелы. В чернеющих мрамором скорби аллеях Надгробья. Скульптуры. Почти мавзолеи. Над ними – свободы парящая тень… Мы – бросили наших детей. |
|
|
Дата публикации: 03.08.2014 18:00 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | готов подписаться под каждою строчкой! | | Такой отзыв ко многому обязывает автора. Спасибо Вам, Владимир. До встреч на наших с Вами страницах. Галина |
|
| | Сильно и ярко написано! Так горько от очевидного "Мы – бросили наших детей"... Галя, преклоняюсь перед твоей гражданской позицией. | | Дрожь по телу. Очень сильное стихотворение. Потрясающее и по замыслу, и по развитию сюжета, и по форме, и по словарному запасу, и по неологизации заимствованных слог, и по смысловым ударениям. Я онемела от такого шедевра. | | Наверное, у нас с Вами дурной вкус, Милада: эта вещь не попала даже в лонг-лист этапного конкурса ВКР (знаете такой?), просто не была даже замечена, что меня немного удивило. | | Ааа, ну конкурсы - это дело такое, непонятно, какими критериями отбора они пользуются. Я вот за свою жизнь ни разу никаких конкурсов не выигрывала, кроме того, что мне дал возможность быть лит. редактором нашего альманаха. |
|
| | Внимание привлекло ВНЕ КОНКУРСА! Прочесть пытаясь, застрял на первых двух строчках, так и не смог себе представить, что такое "...ропот взрывался из кухонных клеток.". Полагая, что ропот взорвался! в кухонных клетках не знаю, что пожелать, поскольку стихотворение ВНЕ КОНКУРСА! | | Спасибо, что обратили внимание на то, что судья, хоть и стажёр:), но пометил своё стихотворение "Вне конкурса", то есть не предлагал его оценивать жюри конкурса. Что касается глагола "взрывался", то этот процесс взрывов продолжался довольно долго, а не единожды: вдруг накипело и ропот одномоменто "взорвался". Насчет Вашего пожелания мне - воля Ваша. Моё Вам пожелание, раз, "пытаясь прочесть", Вы "застряли на первых двух строках", то поскорее из них выбирайтесь, а то, неровен час, ещё и дальше застряните:) С уважением, Галина | | Ой, описка: "застрянЕте", конечно. | | А, вот что! не убрали ещё с главной страницы закончившийся конкурс! Нет, я застрял безнадёжно! Допуская взрыв, полагаю, что он (где взрыв!) в кухонных клетках!... |
|
| | Спасибо за тему. Стихотворение актуальное, но очень много литературных ошибок, неточностей, из-за которых будут многие читатели спотыкаться. На что уже обратил Ваше внимание А. Невишневский... Строка - "Ропот взрывался на кухонных клетках..." - слово ропот - не взрывное, а потаённое, с боязнью и если есть взрыв то он должен быть подготовлен дополнен, например - уличный ропот на кухнях взрывался... или любой другой... Никогда не обижайтесь на критику. Помните, что настоящий критик - это ваш доброжелатель. Я не согласен и с первой вашей строкой, потому что, по-моему, "мы тщетно мечтали о благах без дела, а раньше трудились в разумных пределах" - скорее так. Ибо планы были и пятилетние, и семилетние, и двадцатилетние, когда нам при хрущёвской "Оттепели" лжецы "отморозки" пообещали, что "наше поколение будет жить при коммунизме" отменив решения 19 съезда о передаче власти Советам, вернув пост генерального секретаря, а потом, при Брежневе, впервые отменили в 1977 году власть Советов 6 статьёй Брежневской антисоветской конституцией. Впервые, прошу заметить, за годы существования СССР власть по конституции перешла к партии. | | Уважаемый Николай. Спасибо за визит, за отзыв. Я никогда не обижаюсь на критику. Я всё время мечтаю о настоящем критике, как Вы пишете – но очень редко таковые дают отзывы на мои опусы. Единственное, что иногда себе позволяю, это дать возможные разъяснения, если вижу некоторое недопонимание моего текста. Это уже почти идиоматическое о политбеседах советских времен: «разговоры на кухнях». Хотя бы у Юлия Кима «Московские кухни». А вот на улицах не советовалось роптать:). Потому и не мог ропот там подготавливаться. А вот на кухнях мог и происходить, и усиливаться до невозможности:) – у меня сказано: «взрывался». На мой взгляд, так же, идиоматически, звучат «пятилетки». А вот скажи общо «семилетки» или «двадцатилетки» – непонятно оно, нетипично, так сказать. Ваше: «Я не согласен и с первой вашей строкой, потому что, по-моему, "мы тщетно мечтали о благах без дела, а раньше трудились в разумных пределах" - скорее так». Возможно, это именно «по-вашему» (без обид только) труду. А мне вот довелось и раньше, да и сейчас делать своё дело, по возможности, хорошо – да и интересное оно было у меня всегда. И коллективы очень даже преданные этим самым делам. И ещё. Я с большим удовольствием поддержу разговор о прошлой и нынешней внутренней и внешней политике СССР-России – и про «Вся власть Советам!», и про «Вся власть – капиталам!». Правда, с удовольствием. Но меня заинтриговало Ваше вступление: «Стихотворение актуальное, но очень много литературных ошибок, неточностей». Николай! Если можно – укажите на них, поясните. С благодарностью, Галина |
|
| | Галина, мне показалось, может я и ошибаюсь, что вы считаете происшедшие события нелепой случайностью или некоторым недомыслием славян, но были же Гарвардский и Хьюстонский проекты и все отнюдь не случайно. Вот небольшое видео: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ytfI4iwVaJs Описываемые события происходили, но был и сценарист о котором, тогда, возможно, и не догадывались. | | Что-то со ссылкой. Здесь не работает, а с вордовской страницы нормально было. | | Павел. Мою вину за задержку благодарности за отзыв взял на себя задохшийся от жары мой:) комп. Поднятый Вами вопрос, кто вдохновил и кто реализовал развал Союза, меня очень занимал и занимает. Вот немного цитат: ""В окружении Анатолия Борисовича в качестве советников, как выяснилось сегодня, работали кадровые сотрудники ЦРУ США. Но смешнее то, что по возвращению в США их привлекали к суду за то, что они в нарушение законов своей страны обогащались в ходе приватизации в Российской Федерации и не имели на это право как действующие офицеры разведки", — сказал Путин" "Сотрудниками ЦРУ, работавшими в 1990-х в окружении Анатолия Чубайса, были консультанты российского правительства по вопросам приватизации Андрей Шлейфер и Джонатан Хэй /оба или один из них позиционировались профессорами Гарварда - Г.П./ По данным американских СМИ, в 1990-х годах кадровые сотрудники ЦРУ США Шлейфер и Хэй работали в Москве в рамках программы помощи России по переходу на рыночную экономику, финансировавшейся Агентством международного развития США". Это всё так. Но прониклись глубокой уверенностью, что нужно срочно всё сломать, различные, так называемые, элиты (много или слегка диссидентвующая интеллигенция, в том числе). Так что в 90-е произошла революция (формально, бескровная), инверсная Октябрьской революции 17-го - потому и изменённый лозунг я привела: "Вся власть - капиталам!". Ну, а кто основные демократизаторы в современном мире, известно всем. | | В основном согласен, но не со всем. Многие интеллигенты были против развала СССР. О чем свидетельствуют результаты референдума, который проигнорировали. Многие хотели перемен, согласен, но не таких. Возможно, был бы к месту ленинский НЭП, но не больше. А вот элита, точнее властьимущие, захотели большего. Ибо им было выгодно. Да, это была контрреволюция. И народ это понял. Но почему до сих пор он за них голосует? После развала, после дикой приватизации, после ущемления свобод. Вот в чем вопрос. Но не такой же он (народ) сейчас темный. Благодаря Ленину образование подняли на достаточно высокий уровень. Сейчас практически все умеют читать и писать(могут разобраться с происходящим), а тогда что было. | | Павел. Тема эта огромна и страшна. То, что тогда, да и сейчас, проговаривается многими как однозначное: демократия и либерализация экономики - не есть так. Революция касалась именно обвальной либерализации - её результаты видны: развал экономики. Стихийный капитализм, т.е. саморегулирование, "хорошо" себя проявил в том же ЕС: богатейшие страны разбогатели, беднейшие - обеднели донельзя. Организация общества, в котором процветает незанятость людей - вот одно из самых страшных явлений. В ЕС безработных среди молодёжи (не занятых, ненужных, короче) до 13%. А в Испании до 50%. Вот это для меня один из самых циничных показателей результатов этой пресловутой конкуренции при полной либерализации. |
|
| | Парящая тень поэзии Не приемлю авторских разъяснений в поэзии. Это сродни политику, который в очередной раз ляпнул что-то, а его верный помощник или доверенное лицо потом «разъясняли», что того не правильно поняли. У читателя есть право понимать так, как он понимает. Что написано, а не то, что разъясняется. Читатель ведь останется и тогда, когда автора не станет. Что тогда? То-то и оно. Так что читая отзывы – лучше улыбайтесь или жуйте галстук. Разъяснения – это признак недостатка литературного мастерства. В «Свободы парящая тень» рифмы «советского периода» - «зарплаты/заплаты», «весов/колбасой» - довольно тяжелы. Но в них теплится дух того времени. Рифмы постсоветского времени – подумалось – будут более свободны. Ан нет: «пьедесталов/капиталам», «Интеллигенты/ренты”, «Свободы!/Доходы!», «делёж/ложь». Но всё, можно сказать, и здесь в порядке: ведь имеем тот же тришкин кафтан, только вывернутый наизнанку. На первый взгляд – длинно. Но раскрыть предлагаемую тему накоротке – трудновато. Облегчённый вариант рифмовки - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой, –аа – не позволяет ЛГ гореть ярким пламенем. И всё же – длинно, как очередь к Поэзии. «Достанется» ли? «Что нам на прокорм выдавали – зарплаты – Уже не хватало прорехам в заплаты». - не в заплаты: это рубашка в заплатах, а не хватало на что? - на заплаты ( и далее нарушится размер стиха). «Униженность – в очередь. «Вы – занимали?» За солью, за мылом, за тазом с эмалью». - неверно сказано: «Униженность – в очередь». Воспринимается так, как будто ЛГ стоит в очереди за мылом, а «Униженность» в очереди за ним за солью. ЗА солью, ЗА мылом, ЗА тазом. А почему не ЗА эмалью, а С эмалью? Воспринимается как таз, наполненный краской эмали. Или это эмалированный таз? Вопрос остаётся. Понравилось: «Ах, как нас манил демократии запах, Казавшийся явью всех грёз жирный Запад». - у кого-то может вызвать неприятие слово «запах», дескать, только для рифмы с «Запад». Но здесь и рифма не плохая, и слово на месте. В советское время «ходила» такая байка: приехал наш товарищ в ФРГ и увидел в магазине более 30-ти видов колбас. И ним стало плохо. Только и сказал: «Как же так? Ведь мы их победили». Так что словосочетание «демократии запах» - верно подмечено. «Кто смог – паковали багажную кладь, А нам – ввек свободы такой не видать». - можно паковать и багаж, и кладь, но раздельно, т.к. эти вещи разные. Из правила провоза багажа и ручной клади в самолете: «Перед поездкой вы должны четко решить, что вы возьмете в виде ручной клади в самолет, а что положите в багаж. В багаж вы можете сдать 20 кг, с собой в самолет взять 5 кг на человека». - «... свободы такой не видать» подразумевает « … кладь», т.е. кладь – это свобода. «Тогда перевесил на чаше весов Советскую гордость – батон с колбасой». - не перевесил (ед.число), а перевесили (множ. число) батон и колбаса. А если колбаса взята в качестве придатка к батону, то это – бутерброд. И для рифмы подходящее слово ( уж больно невнятно звучит « весов/колбасой», и одним словом станет меньше. В поэзии лишнее слово – как балласт на воздушном шаре: сбросил – полетел. «Подправили лозунг: «Вся власть – капиталам!» - правильнее – «Вся власть капиталу!» Вот как на этот вопрос ответила Грамота Ру: 1. «Подскажите пож-та, корректно ли употребление слова "капитал" во множественном числе ? " Ответ справочной службы русского языка: 2. «Правильно употребление формы единственного числа». «Потом сели ждать заработанной ренты». - рента не может быть заработанной. Рента является ключевым понятием в оценке стоимости земли и любых природных ресурсов. Слово «рента» происходит от позднелатинского «rendita», означающего «отданная назад, возвращенная». В разных языках это слово имеет различное значение. Так, во французском - ежегодный доход, получаемый владельцем по облигациям государственных займов. Общим смыслом для всех значений является получение дохода, не связанного непосредственно с трудом. Словом «рента» обычно обозначается регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Сели ждать, логичнее, у моря погоды. «Кричали: «Свободы! Свободы! Свободы!», А эхом: «Доходы! Доходы! Доходы!». - эхо не человек: оно врать не будет. Поэтому слышится: «…оды! …оды! …оды!» «Те, в новую жизнь, как по горному склону: Кто – лихо въезжал на мешке с миллионом, … Кто – кровью чертил до подножия трассу». - те в жизнь как ПО склону и в то же время кто-то из них кровью чертил ДО подножия склона трассу. Выходит, первая строка с двоеточием на конце неверна. «Ах, вопли в навязанном Западом мнении: Цензура чернухи – свобод ущемление». - как может вопить навязанное мнение – непонятно. Навязанное мнение – это уже дело сделанное и кто его навязал – может потирать руки, а не вопить. А вопить можно тогда, когда кто-то хочет навязать кому-то своё мнение, а из этого ничего не получается. К примеру, Запад навязывает мнение о выгодности покупок ножек Буша, а партнёр слушает да ест свою курятину. «И данью разборкам – на жертвенник тел – Мы бросили наших детей». - значение слова Жертвенник по словарю синонимов: Жертвенник – алтарь. - Минута Молчания в День Победы: «Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы…». Не говорят же: «Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь тел …». - в данном стихе речь идёт о свободе. Значит, было бы логичнее сказать, что на жертвенник (алтарь) СВОБОДЫ (а не тел) «Мы бросили наших детей». - если на алтарь поэзии поэт бросает всё своё литмастерство, то на жертвенник парящей тени поэзии Литгероем брошены и некоторые недостатки в применении тонкостей стихосложения. «И стенка на стенку машины на «стрелке». Ножи. Взрыв гранат. Перестрелки. Расстрелы». - Взрыв - один, гранат – много, т.е. один взрыв всех гранат? Правильно: взрывы гранат - с последующей переделкой строки, т.к. изменятся её ритм и размер. Рифма «стрелке/Расстрелы» - слабенькая. К тому же на место «Расстрелы» так и просится соседнее слово «Перестрелки», которому при выборе рифмы было указано – и правильно – на дверь. «Перестрелки» как бы «подсиживают» «Расстрелы», поэтому «Перестрелки» следовало бы заменить, укрепив тем самым применённую рифму. «В чернеющих мрамором скорби аллеях Надгробья. Скульптуры. Почти мавзолеи. Над ними – свободы парящая тень…» - может ли тень парить? Это не птица. Тень – это тёмное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Чем выше Солнце, тем короче тени от деревьев, тем, выходит, меньше «…свободы парящая тень…». Солнце заходит, длинные тени ложатся на землю, но не парят. Тень имеет очертания предмета. А каковы очертания свободы – не показано. И всё же ЛГ на верном пути, но с одним но: «В чернеющих мрамором скорби аллеях Надгробья. Скульптуры. Почти мавзолеи» - и есть, в переносном смысле, этой самой свободы тень. На надгробье борца за гражданские права негров Мартина Лютера Кинга высечены слова: «Наконец-то свободен, Наконец-то свободен, Хвала Всемогущему Господу — Я свободен». «Мы тщетно тащились сквозь план пятилеток, И ропот взрывался на кухонных клетках». - если бы тщетно, то, быть может, ЛГ и не пришлось бы произносить таких необдуманных слов. «Мы» - это кто? ЛГ Второй? Полномочия есть? - а ропот, возможно, на кухнях взрывался. Например, муж с собутыльниками в очередной раз между принятием горячительного роптали на политику государства, а жена-кухарка, памятуя о том, что по В.И.Ленину каждая кухарка сможет управлять государством, и дабы поднабить руки в приобретении навыков управления им, разгоняла «самогонолюбивых диссидентов» скалкой, как ментовской дубинкой. А если серьёзно, то «Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих» (Маяковский В. В. Как делать стихи?) Третий, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ , год ПОЭЗИИлетки первым двустишием оказался провальным. | | Александр. Начну с главного: приглашаю Вас войти в Когорту Критиков проекта «Платон мне друг…» и(или) заявиться в тайную группу Рецензентов-инкогнито («Чёрных оппонентов»). Уже скоро проект начнёт работу. Спасибо за развёрнутую рецензию! Следуя совету, читая – улыбалась (вкусного галстука, как у М. Саакашвили, у меня, правда, нет:)). Радовалась Вашей дотошности – цитированию словарей-справочников. Огорчалась лобовому толкованию слов без видения и тени:) метафор, оттого и свободному парению:) над смыслом (хотя это правильно Вами понято: «Или это эмалированный таз?» Он, вожделенный, он). Жаль, что Вы никогда не видели «тень свободы»: это такая метасущность, хорошо наблюдаемая в наше время при всех видах погодных условий. Спасибо, что надеетесь на то, что моя поэзия меня переживёт – ведь это Вы мне пишете: «Читатель ведь останется и тогда, когда автора не станет. Что тогда? То-то и оно». :) | | Галина. Не о главном: благодарю за интересное предложение «… войти в Когорту Критиков проекта «Платон мне друг…» и(или) заявиться в тайную группу Рецензентов-инкогнито («Чёрных оппонентов»), которое, конечно же, не принимается. Признателен за тёплый ответ на промозглую рецензию. Не знаком с Вашими творениями, а если такое всё же случится, то хочется надеяться, что при их чтении не придётся « жевать галстук…» | | Александр! Не надо, не читайте "мои творения", не подвергайте себя соблазну отведать свой галстук. Вы же знаете, наверное, что бывший президент Грузии откушивал этот кусочек тряпочки, когда находился в высокой степени тревожности. Специалисты говорили об утрате им контроля над своим поведением, растерянности, об огромном страхе, который владел этим ... человеком» :) Александр. Это шутка, конечно - очень несерьёзная я:) | | Галина. Среди прочих Ваших «поэтических недостатков» - позолоченные листья нежности и тихое очарование солнечного бабьего лета… Это шутка, конечно - очень несерьёзный я:) |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |