Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Вейс Владимир Петрович (Voldevey)
Объем: 8614 [ символов ]
Чей Дьявол лучше?
Пришествие дьявола на Землю. Эта тема произведений известна с давних времен. Фауст, Булгаков, Кинг.
У Кинга в романе «Нужные вещи» дьявол предстал в обличии продавца раритетами или ничего не значащими безделушками. За покупку его «товара» посетители адского магазинчика отдают душу. А помощниками нечистого в этом маркетинге становятся обычные люди. Ну что ж это американский образ, где все покупается и продается.
В нашу страну булгаковский дьявол приходит с командой и души землян ему не нужны, хотя попутно, играючи он прибирает к рукам несколько людей, но исключительно негодяев и мошенников. Хотя хор сотрудников в полном составе оказывается в психушке. Воланд проводит в Москве бал потусторонних сил с привлечением в массовку самых отъявленных грешников.
Философское предназначение произведения – показать антиголгофу низменных чувств. Слабость прокуратора, прикрытая формальным исполнением имперских предписаний, превращается в извечную пытку.
Это рассказ о любви, творчестве, в которой дьявольский антураж – лишь прием иносказания. Ведь истинная жизнь страшнее представлений об аде. Однако это дело литературоведов и критиков.
Тему противопоставления двух приходов князей тьмы в наш грешный мир я поднял в рассказе «Душа за чистый лист». Для того, что бы серьезно говорить о фантастике, надо знать, что ее расцвет, как жанра, пришелся на пик противостояния двух миров, двух систем, пребывающих на грани ядерного апокалипсиса.
Но продолжим. В «Нужных вещах» Кинга домохозяйка Майра Иванс, добропорядочная и, наверное, в меру богобоязненная, отдает свою душу за фотографию самого Элвиса Пресли…
Ах, эти слова «Only you Can do make all this world seem right…»!
Это образец нарушения христианской заповеди «Не создавай себе кумира».
Читая роман, ловишь себя на мысли, как мало в душах американских обывателей истинного христианства. Впрочем, законотворческое изгнание Бога из СССР - с одной шестой части суши, если говорить о сюжете «Мастера и Маргариты», и привлекло дьявола с его балом на расчищенную территорию.
Как видим, борьба двух антагонистических социальных систем имела в то время общую платформу. И победы и поражения в этой борьбе будоражили души граждан двух стран…
Мне было лет 15, а может быть и больше, но каким-то чутьем я находил то, что требовала моя душа – душа влюбленного подростка. А, может быть, душа коллекционера, собирающего образы самых красивых девочек туркменского города Чарджоу. Как следствие этой страсти последние два года я увлекался созданием уникальной коллекции граммофонных пластинок. Опыт коллекционирования уже имелся - перед этим был сбор спичечных этикеток, благодаря которому познакомился со всеми мусорными точками города.
У меня имелись долгоиграющие (последний писк технологий грамзаписи) пластинки с песнями из кинофильмов, которые я покупал в одном небольшом киоске напротив фабрики нетканых материалов у поворота на загородную дорогу. Однажды я и купил здесь небольшую «сорокапятку» с песнями зарубежного происхождения. О том, что это был Элвис - король песен, я узнал очень и очень поздно. Тогда меня больше интересовал вопрос потребителя – каково это слушать на скорости 45 оборотов в минуту на приставке к радиоприемнику?
То, что «эти завывания», по выражению консервативно настроенной на все зарубежное, старшей сестры, стали достоянием всего нашего двора, говорить излишне. Я ставил приемник на подоконник открытого окна.
 
О том, что Соединенные Штаты – великое зло, целыми днями вещало, радио, телевидение, писали газеты. Но то, что многое в культуре, обслуживании, технике было калькировано именно у этой страны, говорили отщепенцы-диссиденты, которых или сажали в тюрьму, или высылали за рубеж.
Но пластинку пустили по «советскому кругу», потому что нехорошего для социалистической системы ничего не было. Ну что можно найти в словах Элви Пресли «Только ты можешь сделать весь этот мир правильным…»?
Понятие об Америке, как о стране с нормальными людьми, у меня долгое время отсутствовало. Нас готовили для войны с ней.
Но вот подвернулся роман «Эроусмит» Синклера Льюиса, кстати, книгу дала мне прочитать старшая сестра. И обнаружилось, что Главная улица – это не только изобретение США, но и у нас она есть, такая же скучная для молодых, но необходимая для будущего большого города, если ее вдруг оплодотворит и преобразует в мегаполис Экономическая Целесообразность.
Льюис на долгие годы стал любимым писателем, обожание которого на короткое время было прервано Эптоном Синклером с его «Джунглями».
Но вот в журнале «Иностранная литература» в 1971 году я почитал «Воспламеняющую взглядом» Стивена Кинга. Запомнилось, и уже с выбросом изданием через АСТ через 30 лет всего возможного Кинга я прочитал книгу «Как писать книги».
Об одном откровении в ней.
Писатель рассказывает, когда он был мальчиком, о событии в кинотеатре, на сеансе фантастического, по всем меркам, фильма с захватом инопланетянами Земли. Просмотр неожиданно прервали, на сцену перед экраном (у нас были точно такие смотровые залы кинотеатров еще с 50-х годов) вышел администратор и сообщил, что русские запустили в Космос спутник. Это стало потрясение для всего Запада, привыкшего видеть себя лидером всегда и во всем, как часть идеологической мести за нашу победу над фашистской Германией.
Фантастические достижения в экономике, сытость нации, процветание самых разных сторон культуры породили и расцвет литературной и кинематографической фантастики. Ну почему бы упитанному среднему американцу из окна своего авто в руках с зубочисткой и прижимающейся девицей не побаловать себя инопланетными страстями или придуманными страшилками в стиле осады Земли марсианами?
Бытописание в жанре фантастики – лучшая пропаганда американского образа жизни. Ведь обязательно возникает мысль: «Какова она, Америка, если у ее народа такая фантазия?»
Одноэтажная. Сентиментальная, наполненная бытовыми страстями – изменами и страданиями, бегством молодых в мегаполисы за счастьем и богатством (в одноэтажной Америке О Генри увидел тот же бизнес и ту же противоречивость в чувствах).
Многоэтажная – мир бизнеса, точнее, риска в бизнесе, и мир человеческих чувств в сопровождении шелеста банкнот.
Ничего нового, если читать нынешнюю русскую фантастику, взявшую достаточно сюжетов из-за океана.
А во времена спора двух сверхдержав в советской фантастике главная мысль была о совершенствовании мира человеческих отношений, что такое возможно в будущем, когда исчезнут государства потребления (с намеком на Запад), где уже существует «рай» изобилия. И что это за счастье человека, когда не надо бороться за кусок хлеба?
 
Так получалось, что нас, как созидателей, мыслителей, одухотворенных существ, не должны были видеть в Америке. Мы для жителей США были как бы за мутным стеклом с мозаикой стандартных лиц и поступков, ставших раз и навсегда примитивными из-за тупого следования коммунистической идеологии. Да и сейчас для американцев мы больше коммунисты, чем буржуа.
Почему?
 
Я всегда считал, что американская фантастика в литературе – интересная, но и по-своему извращенная. Сильные технологии и свободное от иллюзий творчество тому причина. То, о чем пишет Стивен Кинг – это неведомое в реальном. Оно запредельное и в трактовке человеческих возможностей, и в экономическом развитии. То, что страна подошла к кризису развития – факт, но упреждающе подробно описанный во многих произведениях Кинга-фантаста. Это его Безнадега, возникшая благодаря нещадной эксплуатации китайских эмигрантов. Это и финиширующий главный герой в «Долгой прогулке», которому вряд ли станет нужным Главный приз, за который убито 99 его сверстников…
Никто еще не думал о том, что США – это страна предполагаемого нашего собственного будущего, что они, штаты, результат исторического социального эксперимента.
Вообще, и СССР и США даже аббревиатурно схожие между собой, - это один эксперимент с двумя путями развития, когда были максимально задействованы мировые ресурсы. И между ними был еще краткий мир гитлеровского Рейха, как общее отрицание цели эксперимента.
Далеко не фантастический вопрос: возможен ли новый путь развития цивилизации, более безупречный, чем то, что мы имели при СССР или имеем как США?
Именно этот поиск развития и был основной мыслью фантастики.
Я думаю, что знание литературного творчества как советско-российских, так и западных фантастов дает нам, как читателям, увидеть многообразие вариантов развития нашей цивилизации. Именно в этом предназначение писателя-фантаста – показать путь, по которому человечество может пойти. А по сути, это все тот же спор между Богом и Дьяволом.
Дата публикации: 13.01.2010 09:28
Предыдущее: Идеальная женаСледующее: Серафим - чужой Ангел-хранитель

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта