Записки сельской учительницы Глава II. Ботинки В первый год работы в школе я узнала столько нового и необычного, о чем и догадываться не могла, например: роль ботинок преподавателя в педагогическом процессе. А дело было так. В нашу школьную обитель должна была приехать комиссия районного отдела образования. Директора о важном событии предупредили заранее. Начался настоящий аврал. Все чистилось, подкрашивалось, сортировалось… Бдительное око администрации просматривало каждый сантиметр вверенного учреждения. Меня, как начинающего специалиста, еще не обремененного стереотипами и семейными заботами, назначили ответственной за состояние наглядной агитации. Я перечитывала тексты газет, стендов, классных уголков, исправляла ошибки. На второй день бурной общественной деятельности многоуважаемый руководитель учебного заведения вызвал меня в свой кабинет, чтобы указать на пропущенную в стенгазете ошибку. « Куда же вы смотрела, дорогой товарищ? Такая безграмотность допущена, а где же исправление?» Я удивилась, сама помогала школьникам ее выпускать, знала каждую строчку, поэтому возразила: «Извините, но ошибок там нет». Директор взял меня за руку, как нашкодившего первоклассника, и повел в коридор, где красовалось наше с ребятами творение. « Вот, полюбуйтесь, что это за слово – «зерцало»; разве это не ошибка?» Я почему-то тихонько хихикнула. Руководство онемело. Поняв, что надо спасать положение, уже почтительно-серьезно пояснила, что цитата взята из наставления юношеству времен Петра I, все верно. Шеф удалился в глубокой задумчивости. На следующий день на большой перемене работников школы собрали в учительской. После психологических наставлений на предмет общения с высоким начальством было объявлено, что уроки сокращаются; женщины обеденной электричкой могут ( то есть обязаны) поехать в Ростов для приведения себя в надлежащий вид. Почти все учительницы, кроме двух дам преклонного возраста, укатили приобретать городской лоск. И этот день настал! Все педагоги пришли на работу на час раньше обычного. Разил парфюм, шуршали новые платья и солидно смотрелись выходные костюмы. Волнение чувствовалось даже в воздухе. Модные прически, свежий маникюр подчеркивали важность момента. Элегантный и подтянутый, директор осмотрел свое « войско» и, видимо, остался доволен. Зазвенел телефон. Все замерли. Это было сообщение о том, что комиссия только что выехала. Кто-то сказал: « Только бы ко мне на урок не пришли, я этого не вынесу». Пожилая учительница химии иронично заметила: « Они тоже люди, у них работа такая». И вновь повисла тишина. Директор нервно прошелся мимо нас, и вдруг его лицо исказила гримаса. Он подошел к математику, который мирно листал журнал с красочными иллюстрациями, и буквально прошипел: « Да как вы смеете?» В глазах присутствовавших застыл ужас. Математик широко улыбнулся, не понимая, чего от него хотят. « Вы почему в нечищенных ботинках?» Виновник захлопал глазищами, силился что-то сказать, потом, махнув рукой, отвернулся к окну. Тут нервы директора не выдержали: « Немедленно домой! Привести себя в порядок!». После такой команды мистер « нечищеные ботинки» пулей вылетел из учительской. В окно было видно, как он рысцой трусил к своему флигелю и скрылся в нем. Через пятнадцать минут наш нарушитель спокойствия предстал « пред светлыя очи» в сверкающих от крема и усердной чистки ботинках. Теперь комиссия была школе не страшна. |