Иные Человеки... Иные? Но, ведь, это же про всех нас - каждый из нас ИНОЙ. Стоит только сузить "допустимую" границу отличий, увеличить число параметров различия, и все большее число Человеков попадет в "иные", и чем уже граница (которая придумана только для разделения, а значит, для противопоставления), тем больше и больше становится в мире "иных", пока каждый из нас не становится "иным" - одни более отличные, другие более похожие... Но тогда вместе пониманием, что все "иные", исчезнет за ненадобностью и сама "граница" или точнее эта "граница" устремляясь к нулю, вдруг превратится в бесконечность, охватывая весь живой мир - и она перестанет быть границей разделения, она станет границей объединения (нельзя отделять себя от всего мира и пытаться счастливо жить в нем). Мы часто устремляемся мысленно далеко в космос, пытаясь достичь иных миров, встретиться с иными разумными существами... Но каждый день мы соприкасаемся с этими "иными мирами" дома, в транспорте, на работе и не считаем необходимым заинтересованно заглянуть глубже в эти "иные миры", понять их, вступить в контакт, понять бесконечность этого "иного мира", полюбить его за одновременную похожесть и непохожесть на нас, научиться у него чему-то доброму светлому, чему-то доброму и светлому научить его и стать богаче, гармоничнее, счастливее от этого "межиного" совместного касания нашими сердцами... Как сложно и как важно научиться в этих контактах не скатиться к примитивному сравнению "кто лучше". В эту неумную "игру" нас научили играть еще в школе, когда за каждый ответ или выполненную работу нам публично ставят "отметку" (а точнее - "оценку") - "5", "4", "3", "2", "1", словно, ценники расставляют, расфасовывая всех в различные группы "иных" - какая группа "лучше" и на сколько. Мне казалось, что отметки это очень интимное, только для двоих - для Ученика и для Учителя. Это условный сигнал о том, что познано на "отлично" (условная оценка знания), а что на "хорошо" или "плохо" (еще более условные оценки знаний) - чему нужно уделить больше внимания, а чем уже можно наслаждаясь пользоваться (ведь для этого учимся?)... Это обратная связь, которая ориентирует в пространстве познания на то, что пока еще упущено. А если и оценка, то только как оценка СОВМЕСТНОЙ работе Ученика и Учителя, и касается она только их двоих... Жаль что оценка знаний подменяется оценкой личности... Впрочем, возможно, что время подскажет, как к этому относиться. И разговор не совсем об этом... Как важно, сталкиваясь с теми "иными", которые не так как "принято" развиты физически или умственно или духовно, не спешить строить свои отношения с ними как с "больными" (или, не дай Бог, как с "убогими" или "неполноценными" - школьная привычка и здесь ставить "оценки"). Возможно, Эйнштейн слабо разбирался в особенностях разведения кроликов, медленно пробегал стометровку, совсем не умел солить огурцы и ничего не понимал в программировании, но разве это дало бы основание кому-либо из нас из-за этого относиться к нему свысока или с жалостью? Как, впрочем, и он, вряд ли считал обычных Человеков "недочеловеками", если они не воспринимали его теорию относительности. Мне кажется, что ужасны и недостойны обе следующие крайности: во-первых, когда родители отказываются от своего ребенка, которого объявили "неполноценным" (опять школьная привычка оценивать Человека - а это право принадлежит только Всевышнему) - простим им эту слабость, нельзя, ожидать, чтобы каждый Человек мужского пола был настоящим Отцом (а значит, и Мужчиной), и каждый Человек женского пола оказался настоящей Матерью (а значит, и Женщиной). Им, отступившим, еще самим придется искупать эту вину - каждому перед своей собственной совестью (есть такой внутренний Судья, который сам выбирает, когда придет время для обвинения, и сам выбирает меру покаяния). А во-вторых, не менее ужасно, когда родители главным своим чувством к ребенку избирают жалость, унижающую в нем достоинство Человека. Только вместе с ним, только совместный поиск, только совместный полет... Это как с инопланетянином, прилетевшим к нам посланцем других цивилизаций - он не ущербный, просто он более "иной", чем каждый из нас, ему нужно помочь ориентироваться в нашем мире, а для этого нужно самому научиться ориентироваться в его мире. Это постоянная совместная учеба, это одновременное строительство "Мостика Радости" с двух сторон - никто за нашего ребенка (считается он больным или нет) не построит его часть Мостика. Сложность для родителей - понять как именно устроен Мостик со стороны такого ребенка, по какой-либо причине "невошедшего" полностью в наш мир (он еще частично, "одной ногой" где-то там, в ином мире, откуда мы все когда-то пришли, отгороженный от нас полупрозрачной преградой, которую нужно убрать), и научиться ВМЕСТЕ с ним строить этот Мостик, ведущий и в наш мир и одновременно к сердцам друг друга - Ребенка и Родителя. Много ступенек ведут к восхождению на этот "Мостик Радости" - Доброта, Добросердечность, Добродушие, Добродетельность, Добропорядочность, Доброжелательность и еще многие-многие, и самые главные из них - ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. И не какая-нибудь волшебная палочка, а, именно, Любовь поможет Родителям расколдовать свою "заколдованную" Маленькую Принцессу или "заколдованного" Маленького Принца, которые, все равно, останутся "иными", но способными самостоятельно и счастливо жить в нашем мире. Иные Человеки... Иные? Но, ведь, это же про всех нас - каждый из нас ИНОЙ... Александр Пилигрим |