Художественный руководитель театра «Et Сetera», народный артист России, председатель Союза театральных деятелей и всеобщий любимец Александр КАЛЯГИН обычно не дает интервью, но на общение с армянскими журналистами пошел с охотой. Три дня его спектакль «Лица» будоражил ереванцев, соскучившихся по тем временам, когда театры безо всяких препон гастролировали во всему советскому пространству. Сам же Калягин, исходя из своих наблюдений, заявил: «У меня слишком опытное ухо. Оно слышит, что армянская публика соскучилась по русским театрам, спектаклям. Публика жаждет услышать русское слово. Армянские зрители – чудные, отзывчивые зрители. Я верю их искренним аплодисментам». Спектакль «Лица» по рассказам А. П. Чехова был впервые поставлен Калягиным в его собственном театре «Et cetera» более десяти лет назад, но до сих пор к нему интерес не угасает. На вопрос почему именно этот спектакль привезен в Армению, Калягин просто ответил: «Потому что именно с этим спектаклем пригласили». И неспроста... Многие критики считают, что «Калягин пришел в этот мир исключительно для того, чтобы сыграть Чехова. Его бездонный талант, вмещающий роли от трагифарса до комедий, фантастически точно ложится на текст, вышедший из-под пера великого доктора. В мире чеховских «маленьких людей» Калягин донельзя свой человек. На сцене он не то что говорит — молчит по-чеховски». Иностранцы, в отличие от армян, этого не понимают – видно, еще не совсем утратились наши связи с русской классикой. «Я не литературовед, я – актер-практик. И я глубоко убежден, что есть очень национальные писатели, к которым относятся Чехов, Толстой, Достоевский. Взгляд человека той национальности, к которой принадежит пистель, совсем другой, чем у иной национальности. К примеру, я обожаю Маркеса, но я считываю его своей русской ментальностью. В этом, конечно, есть прелесть, многогранность. Но есть вещи, которые понятны только нам. Вот Островский, казалось бы, русский Шекспир, непопулярен заграницей, потому что иностранный зритель его совсем понять не может... Но удивительно, что Чехов понят всеми – иностранцы ищут свою Раневскую, мы – свою. Возможно, что не до конца понят, но все-таки... Как иностранцам объяснить положение, при котором человек может все и одновременно ничего, имеет огромные богатства и в то же время беден?.. Такое может передать лишь русский актер и понять лишь русский зритель». Что же представляет из себя спектакль «Лица»? Это бесподобный симбиоз пяти хрестоматийных рассказов Антона Павловича - «Психопаты», «Канитель», «На чужбине», «Злоумышленник», «Дипломат». В творческом союзе с народным артистом Владимиром Симоновым Калягин в течение полутора часов представляет различные лица (лики, личины) человеческие. Зрители смеются. И хочется верить, что их веселит не только мастерская игра двух титанов, но и собственные лица, представленные со сцены. «Каждый актер должен пройти несколько школ драматургии – сыграть Шекспира, Мольера, Островского, Чехова и современную пьесу, чтобы чувствовать себя с багажом», - размышлял Калягин, багаж которого слишком велик – почти 50 ролей в театре и 70 в кино. Вопрос о том, все ли из желанных ролей удалось актеру сыграть, был просто не уместен. Александр Александрович сказал: «Не буду скромничать – меня режиссеры избаловали предложениями. Я сыграл все, что хотел. Вообще я везучий актер. Если б мне много лет назад назвали роли, которые я сыграю в кино и на сцене, не поверил бы: Ленин, Эзоп, Тригорин, Протасов, Платонов… Не подозревал об этом даже в годы студенческого максимализма, когда кажется, что все можешь. Жизнь оказалась богаче всех моих фантазий и предположений. И дай Бог, еще сыграть во всех предложенных, импонирующих мне, ролях. Но у меня была роль, которую я мечтал доиграть. Это роль Чичикова, которая явилась для меня травмой, мучившей много лет. Я был третьекурсником, когда мне предложили сыграть Чичикова. Все говорили: «Саня, это твоя роль, это твоя роль!» А я ее провалил! Не знаю, то ли я Этуша не понял, то ли он меня не понял, то ли я был не готов, то ли Этуш меня раздаваил... Не знаю... Не получилось у меня! Это меня тяготило и мучило. Когда Михаил Швейцер задумывал 5-серийный фильм «Мертвые души», то пригласил... меня на роль Чичикова, чему я был несказанно рад. И даже больше – я был счастлив. Я доиграл эту роль!» Калягин просто загорается, когда говорит о своей актерской и режиссерской работе, театре «Et Сetera», который, кстати, в прошлом году отметил 15-летие, размышляет о процессах в театральном мире. Он живет этим миром. И когда ему знакомый врач в Австралии после инфаркта сказал: «Саша, у вас энергетический ресурс исчерпан. Вы живете уже на НЗ». Ну и что? Откуда я знаю, сколько его — этого неприкосновенного запаса… Раньше, в молодости мы все просыпались от ужаса: как это так — я живу, и меня не будет?! А потом время идет, теряешь друзей, теряешь родных и вдруг понимаешь — впереди путь. Пускай он коротенький. Или длинный. Бог его знает. Я — бывший медик. Я актер. Который, конечно же, должен заниматься человековедением. И становится ясно — все так перемешано. К смерти начинаешь относиться просто: жизнь идет, все естественно, это — шаг. Говорят — в вечность. А может и нет…» - ответил Александр Александрович. И через два года возглавил СТД. Он с радостью приезжает в Армению. За три дня успел побывать в Гарни, Гегарде, Эчмиадзине. Не так много, но и этого достаточно, чтобы Калягин почувстовал сердце Армении. Как-то он сказал: «Я вообще человек радостный». Своей радостью он заразил и армянских зрителей. |