Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 4677 [ символов ]
Профанация хайку.
Последнее событие в мире хайку: второе место на конкурсе Всемирного Хайку Клуба трехстишия-антихайку Origa (Olga Hooper), написанного в западном стиле:
 
полёт с обрыва ...
к самой сущности
бытия
http://tobaccoroadpoet.blogspot.com/2009/04 /fifth-annual-anita-sadler-weiss.html
заставляет меня дистанцироваться от таких конкурсов. Заявляю о нарушении основных принципов хайку:
1) нет конкретики – полет - чего или кого?; и что за станция такая – сущность бытия?;
2) оперирование невещественным, и как следствие отсутствие графичности образа:
полет невозможно нарисовать, тем более – сущность бытия;
3) картины душевных переживаний в хайку принято раскрывать через зримые (вещественные) образы, но уж никак не через «сущность бытия».
 
Совершенная беспомощность и автора и жюри. Господа, члены жюри – какое место Вы дадите тогда такому трехстишию:
 
полёт с обрыва ...
к самой сущности
небытия
 
Какое из двух глубже или более отвечает вашему утонченному вкусу? Легкость возникновения двойника в том, что строка «к самой сущности бытия» - не имеет смысла, и с легкостью может быть заменена на такую же бессмыслицу. Попробуйте так же легко создать двойник любому хорошему хайку - Вас ждет фиаско, так как хайку конкретно и приобретет другой смысл, а здесь смысл не меняется. Задумайтесь, господа.
Я определяю подобный жанр как европейское трехстишие, в котором автор оперирует невещественным. Для меня оно не имеет ценности как хайку еще и по причине одноопорности, т.е. кроме полета здесь нет ничего. Полет не с чем сопрягать. Впрочем, Вам – японцам, позабывшим основы жанра, нужно еще раз продемонстрировать лучшие образцы хайку, созданных в Японии.
 
1.
Молния вдали.
Пронизал ночную мглу
Выпи резкий крик.
 
Мацуо Басё (1644-1694)
«Японские трехстишия», пер. В. Марковой, Худ. лит-ра, М., 1960 г, с. 74.
 
Сопоставляются два разнородных, но гармонирующих явления молния и резкий крик выпи.
 
2.
Оскалив белые зубы,
Обезьяна хрипло кричит…
Луна встает над горою.
 
Такараи Кисаку (1661-1707)
«Японские трехстишия», пер. В. Марковой, Худ. лит-ра, М., 1960 г, с. 153.
 
Белые зубы – луна, тело обезьяны – гора. Все конкретно, видимо и осязаемо.
3.
Склоны гор вдалеке –
желтизна где бледнее, где ярче…
Голос кукушки.
 
Масаока Сики
«Времена года» (Из современной японской поэзии классических жанров), сост. Долин А. А., М.: Радуга, 1984 г, с. 15.
 
Голос кукушки то тише, то громче из-за ветра. И желтизна гор где бледнее, где ярче…
 
Если же Вы, господа жюри, ищите содержания вне техники. Опять-таки покажу Вам примеры не техничных, но содержательных трехстиший японских авторов.
 
4.
Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку,
Тому, кто ветку сломал.
 
Тиё
«Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии», М.: Худ. лит-ра, 1977, с. 785.
«Далекие и близкие» (стихи зарубежных поэтов в переводе Веры Марковой (японская поэзия) и др.), М.: ПРОГРЕСС, 1978 г, с. 75.
 
Иллюстрация к нескольким заповедям.
5.
НА СМЕРТЬ МАЛЕНЬКОГО СЫНА
 
О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомой стране
Ты нынче забежал?
 
Тиё-ни (02, 147)
«Японская поэзия», пер. А. Е. Глускина и В. Н. Маркова, М.: Худ. лит-ра, 1954 г, с. 147.
 
Речь по сути идет о небытии, однако слов о "сути бытия" нет. Отмечу еще раз для членов жюри, что в хайку картины "сути бытия-небытия" даются через зримые образы.
6.
ВСПОМИНАЮ УМЕРШЕГО РЕБЕНКА
 
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
 
Фукуда Тиё (1703-1775)
«Японские трехстишия», пер. В. Марковой, Худ. лит-ра, М., 1960 г, с. 177.
 
Без комментариев.
7.
НА СМЕРТЬ МАЛЕНЬКОЙ СЕСТРЫ
 
Увы, в руке моей,
Слабея неприметно,
Погас мой светлячок…
 
Кёрай
«Японская поэзия», пер. А. Е. Глускина и В. Н. Маркова, М.: Худ. лит-ра, 1954 г, с. 133.
8.
Последним хочу привести известнейшее хайку, ставшее эталоном графичности образов.
 
На голой ветке
Ворон сидит одиноко…
Осенний вечер!
Басё
«Японская поэзия», пер. А. Е. Глускина и В. Н. Маркова, М.: Худ. лит-ра, 1954 г, с. 117.
 
Достаточно, думаю, примеров. Присуждение антихайку второй премии на престижном конкурсе я расцениваю как профанацию искусства хайку. Я выражаю недоверие всему составу жюри, считаю их компетенцию подорванной. Необходимо публичное обсуждение причин происшедшего.
 
Игорь Шевченко, 12 апреля 2009 года.
Дата публикации: 14.04.2009 22:16
Предыдущее: Отличие хайку от трехстиший с точки зрения уплотнений.Следующее: Некоторые из моих хайку, хайрю и сенрю за последний год с комментариями.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Феликс Лукницкий[ 17.04.2009 ]
   Полностью поддерживаю !
    Но, увы, публикация здесь - это борьба с ветряными мельницами...
   И удачи Вам в этом. Феликс.
 
И. А. Шевченко[ 18.04.2009 ]
   Спасибо за поддержку:) Сейчас веду переговоры с переводчиком. Очень надеюсь, что перевод будет сделан, далее надеюсь, что удастся довести его до организаторов. На что я никак не надеюсь - это на ответ по существу. Так как лучшее, что могут сказать организаторы - а мы любые три строчки называем хайку.
Мари Прусак[ 18.04.2009 ]
   Справедливо! И хорошо обосновано. Пойду читать Ваши хайку.
 
И. А. Шевченко[ 18.04.2009 ]
   Спасибо за поддержку:) Ответ организаторов обязательно опубликую.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта