Возможно, этому опусу здесь не место, тогда полномочные товарищи поправят. Но речь пойдёт именно о пробе пера - виртуальной палитре, с помощью которой, наносятся мазки будущего. Само воплощение призрачной terra incognita стало делом привычным и, в общем-то, рутинным. Перестав быть уделом избранных, фьючерсное живописание приобрело массовый характер. Это раньше восхищённые адепты, поглядывая снизу вверх на столпов жанра, тайно поскрипывали перьями в заветных тетрадках. Теперь, из анонимного увлечения, песательство превратилось в элемент массовой культуры. Мысль, что изречённая идея, попав на бумагу обретает плоть и кровь, далеко не нова. Только современные авторы, выпуская воображение на волю, забывают об этом. И грядущее заполняют такие ментальные призраки, что впору испугаться. Из лучших побуждений, а то и с целью заклеймить настоящее, разворачиваются полотна грядущего апокалипсиса. Причём, в хорошей литературе, катастрофа затрагивает морально-этический аспект, прочие же довольствуются техногенным сценарием. Понимание, что автору самому придётся жить в придуманном мире, встречается редко. Художник рисует не для себя! Мрачная трагедия надвигающейся реальности, должна наполнить зрителя уважением к его таланту и прозорливости. Ещё чаще раздувается пузырь "ужасов на ночь". Тут уж о побудительных мотивах можно только гадать. Либо это логическое развитие неизбывных детских страшилок, либо демонстрация непревзойдённого умения расставлять слова. Отдельным, поредевшим строем выстроилась космическая фантастика. Речь не о многочисленных боевиках, где антураж позволяет избежать долгих объяснений - инопланетные чудовища и баста. Нет, настоящая космастика, с галактическими капитанами и межзвёздными вахтами. Признавая катастрофическую потерю интереса к космонавтике, апологеты жанра нашли для себя выход. Сосредоточившись на технической стороне вопроса, они вдумчиво визуализируют матчасть, вверенного им космического флота. Ведутся жаркие споры об особенностях ремонта дюз "малого разведчика", режимах работы "глюонового потока". Специалисты высказываются о схеме крепления "бустеров" при транспортировке астероидов. Авторитетно, с цифрами и графиками указывая на ошибки в выборе "ключа для ремонта реактора". Вообще, изменившийся вектор читательского внимания, достаточно показателен. Он свидетельствует о проявлении интереса к гуманитарным аспектам существования. Если раньше, все чаяния связывались с расселением человечества во вселенной, то теперь на первый план выходят "недокументированные" особенности вида hомо sapiens. Всплеск популярности героического фэнтези, с элементами колдовства, магии и сверх-способностей, может быть неявно и не так очевидно, подразумевает смену устоявшихся приоритетов. Вопреки распространённому мнению об упадке читательской культуры, происходит закономерный переход к нетрадиционной фантастике. На смену технологической модели прогресса, приходит эволюционная. Совершенствование личности занимает современника больше, чем способы пилотирования космолёта, во время гипер-пространственного прыжка. Не случайно, такую актуальность приобрели идеи сингулярности и трансгуманизма. Не успев обрасти традициями, большинство авторов этого направления ориентируется на позицию основоположника - Ю.А.Никитина. Нынешняя литературная продукция последователей, не лишена максимализма и подражательства. Однако, достойно внимания их настойчивая материализация и развитие идей, развивающихся самостоятельно. В отличие от космастиков они собираются жить в реальном мире, построенном собственными руками. Будущее представляется им лишённым привычных атрибутов космической оперы, где человек, перейдя в иное качество, сможет сам путешествовать между звёзд. Не обходится и без ярких гипербол, связанных с описаниями деградации общества и необходимости селекции кандидатов в сверх-человеки. Выступая в роли "бичевателей пороков", авторы порой увлекаются не жалея красок, забывая, что описывают самих себя. Впрочем, парадокс скорее относится к уровню писательского мастерства, и со временем, мы возможно еще увидим работы, где автор отождествляется не только с действующим персонажем, но и с воображаемым антагонистом. Другой особенностью можно назвать избыточную технократичность в описаниях. Будучи сторонниками глубокой интеграции электроники с живым телом, авторы воспевают киборгизацию, называя её противников биоконами. По любопытному совпадению, именно так, в России называется компьютерная система биометрического контроля авиапассажиров. Размышляя о глубинно-мистической и потому неочевидной сути человеческой жизни, мы - такие разные, задаёмся одним и тем же вопросом. И как тысячу лет назад, мы задаём этот вопрос окружающему миру и самим себе. Quo Vadis? Куда идёшь? Quo Vadis Domini? |