Международная научная конференция о жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя к 200-летию со дня его рождения близилась к тихому завершению. Осталась позади череда сухих докладов. Казалось, обсуждать больше нечего. Разве что насколько можно верить словам 20-летнего Гоголя матери о том, что он стремглав уплыл из Санкт-Петербурга в Германию, повинуясь неземной любви. Правда, тут же называет и другие, подлинные причины своего поступка и позже говорит лишь о них. Прекрасная романтическая версия очень привлекательна и вдохновляет почитателей творчества великого фантазёра, но, увы... Никакого намёка на нечто подобное в поведении Гоголя тогда не заметили его наблюдательные друзья. К тому же известно лишь одно (и безуспешное) предложение руки и сердца. Но и платоническая любовь вполне может оказаться необыкновенно таинственной. Особенно у такого гениального творца с тончайшей душой. Очень жаль, что он сжёг второй том «Мёртвых душ» в самой поэтической редакции... Заключительный ужин в ресторане рядом с конференц-залом. Звенят бокалы. Звучат возвышенные тосты. Кажется, скоро доведётся расходиться по номерам и готовиться ко сну. Но вышло иначе... Светлана с детства обожала творчество Гоголя. Давний вопрос бурлил в её душе, но казался несолидным и наивным. Однако сдержаться не удалось. Почувствовала, что извергается вулкан: – «Мёртвыми душами» Гоголь называл крепостных, которые ушли в мир иной. Т. е. «мёртвыми» в буквальном смысле, «душами» – в переносном (с нашей точки зрения). Тогда говорили, что у помещика столько-то «душ», т. е. крепостных. Об их душах в нашем понимании не было и речи. А что случится со смыслом того же словосочетания, если мы будем руководствоваться современными (скорее религиозно-поэтическими, чем научными) представлениями о душе? Казалось, загудел потревоженный улей. По нарастающей. Арнольд закипел от негодования и взорвался: – Да разве можно так обращаться со словами гениального классика? Какое имеете право? Нечего тут выдумывать! Никому не нужно! Гоголю виднее! Что вы понимаете в крепостничестве, если не жили тогда? «Мёртвые души» – это «мёртвые души»! И точка! Светлана мудро охладила излишний пыл хулителя и умело разоружила его: – Во-первых, спасибо за комплимент моей относительной молодости. Я родилась действительно после отмены крепостного права, и вы тонко заметили это далеко не очевидное обстоятельство. Дружный смех разрядил обстановку. Раздались аплодисменты и выкрики: – Ай да Светлана! Ай да молодчина! После такой поддержки грех было не продолжить: – Искренне почитаю Николая Васильевича и его уникальные творения. Особенно восторгаюсь их языком. Думаю, и другим литературным «гурманам» он кажется необыкновенно «вкусным». Многие отрывки помню наизусть. Но речь идёт о другом. Поэма «Мёртвые души» заставила меня по-иному взглянуть на саму нашу жизнь. Так что не стоит подменять тезис, приписывать надуманные недостатки, а затем критиковать их. Подобные подходы давно «набили оскомину». На мой взгляд, незачем опускаться до дешёвой полемики с тавтологией. Многие засмеялись громче прежнего. Арнольд наконец-то сообразил, что сел в лужу на глазах у многих коллег и особенно светил науки. Побагровел настолько, что почти готов был воспламениться. «Полез» было «в карман за словом», да ничего там не нашёл. Подумал, не уйти ли. Но не решился: тогда «позора не оберёшься» и «станешь притчей во языцех». Уткнулся в тарелку, но её не видел... Это не укрылось от Светланы, и она вспомнила, что «лежачего не бьют»: – Давно задумалась о том, что жизнь тела и жизнь души отличаются друг от друга и могут проявляться и сочетаться по-разному. Например, читая переводы некоторых античных шедевров, ощущаю в них живые души авторов. И наоборот: частенько встречаю таких живых современников, у которых явственно чувствую именно мёртвые души. Печально улыбнулась и добавила: – Конечно, в современном смысле слова. Немая сцена гоголевского «Ревизора»... Профессор-лингвист Иваненко из числа светил, автор доклада о языке Гоголя, задумчиво произнёс: – Очень глубоко. Правда, не с чисто филологической точки зрения, а, скорее, с философской, даже просто человеческой, практической. Но тогда это ещё важнее. Вопрос поставлен о ревизии уже не бытия, а сознания. Этого непосредственно нет ни в «Ревизоре», ни в «Мёртвых душах». Если, конечно, воспринимать их прямолинейно, одномерно. Или двумерно, поверхностно. Но ведь можно и глубже. А учёным – нужно. Чем больше вникаешь в литературное произведение, в нашу жизнь и в самого себя, тем тоньше воспринимаешь и постигаешь их. Мне кажется, что вопрос Светланы – главное событие нашей конференции. Во всяком случае, он гораздо важнее, глубже, интереснее моего доклада. Немая сцена повторились, но продолжалась лишь несколько мгновений... Арнольд склонился ещё больше. Казалось, готовился провалиться сквозь землю. Сил уйти по-английски у него не находилось... Многие зашушукались. Шум нарастал. Снова вспомнился потревоженный улей. Каждый примерял на себя сказанное и думал, жива ли его душа. А если нет, то не слишком ли это заметно и кто именно может о том догадаться. Пытались сопоставить свои доклады с этим вопросом Светланы по степени интереса для других и приходили к нежеланным, зато верным выводам. Вникали в собственную сущность. Впервые... Внимательная героиня вечера заметила в глазах некоторых коллег тягостные переживания и поспешила им на помощь: – Вижу, многие задумались. Прекрасно! А некоторые расстроились. Зря! Фатализм и догма – ни к чему. Надо всё воспринимать именно диалектически, в развитии. Ребёнок рождается как «чистая доска». Вспомните, как непосредственно, неподдельно, искренне, с неуёмной жаждой подлинного во всем откликается его душа! Конечно, удивительно живая. Но более чем печальная действительность полнится коренными пороками. Многие люди бездумно тратят драгоценное время на бесплодную погоню за золотым тельцом и прочими ложными ценностями. Вообще не понимают смысла собственной жизни. Разум ограничен современными пределами познания, зато глупость безмерна. Воинственная зависть, привычный обман, борьба против ближних подтачивают силы, отвлекают от высоких чувств и «прекрасных порывов» и ведут к стрессам, болезням, несчастьям и раннему старению. Почти всё окружающее глубоко пропитано отрицательной энергией и в корыстных целях оглупляет незрелые умы и навязывает её ещё не окрепшим душам. Если они не в силах устоять, то именно мертвеют. Хотя мало кто это чувствует и понимает, даже просто задумывается и догадывается об этом. Так что много мёртвых душ в живых телах... Но, к счастью, в том же словосочетании в предложенном понимании уже именно первое слово надо рассматривать в переносном смысле. И, если буквально, говорить лишь о заснувших, спящих душах, душах в летаргическом сне. Это очень важно! Ведь их вполне можно разбудить! Коллеги вначале поникли в знак безрадостного согласия, затем высоко подняли головы и радостно зашумели. Поняли, что последует продолжение. – Не случайно говорю о развитии. Да, души новорождённых живы. Но много ли тех, кто получает достаточную прививку добра и потому обладает иммунитетом против мощных отрицательных влияний? Увы, последние не стихийны, а сознательны. Если глубже вдуматься, то можно заметить ужасную закономерность. Чем сильнее и опаснее зло, тем больше оно навязывается обществу в целом и отдельной личности. Причём, казалось бы, вполне положительными людьми (как думают не только они сами, но и многие другие) во имя «благих намерений». Дескать, чем страшнее преступление и чем привлекательнее и талантливее подать его публике, тем «интереснее» ей. Но «благими намерениями вымощена дорога в ад». «Раскрутка» зла, его романтизация и героизация множат его. Правда общества, социальной группы и отдельной личности – это именно концентрированное выражение их подлинных интересов. А что для личности действительно важно? То, чего она хочет для самой себя. Значит, лишь хорошего, без всяких неприятностей. Желанны здоровье, счастье, любовь, спокойствие, благосостояние, успехи. Все напряглись, чтобы узнать, как оживить омертвевшую душу. Но «Москва не сразу строилась». Светлана посмотрела ещё пристальнее прямо в глаза коллегам, чтобы установить полное доверие и взаимопонимание: – Умею относиться очень избирательно и продуманно ко всему окружающему. Просто не впускаю в себя ничего отрицательного. И оно проходит мимо меня. Многие разочарованно зашумели. Не поняли мудрой простоты сказанного. Это мгновенно почувствовал профессор Иваненко: – Строю жизнь с детских лет сознательно и целенаправленно. Руководствуюсь единой логикой во всём главном. Не вправе сам оценивать её, но искренне признателен ей за всё, чего удалось достичь. Полагаю, то, насколько глубоко постигается объект, зависит не только от него самого, но и от субъекта. Он в принципе способен выйти бесконечно далеко за кажущиеся непосвящённому пределы объекта. Например, у Гоголя «словам тесно, а мыслям просторно». Последние, как мы видим сейчас благодаря Светлане, могут быть гораздо глубже и обширнее тех, которые непосредственно дышат в его на редкость живых творениях. То же в разной степени относится и к другим гениальным и талантливым авторам. Подобное обобщение действительно и для науки. Ньютон открыл закон всемирного тяготения применительно к механическим силам, которые действуют на материальные тела. Но надо ли сужать прекрасное название закона? Зачем искусственно сокращать наше понимание его всеобщности? Кстати, отталкивание – частный случай притяжения (с отрицательной величиной силы). Более того, взаимодействие не обязано быть прямолинейным и даже пространственным, оно может развиваться и во времени, и даже в бесконечномерности нашего мира. По существу, речь идёт о диалектически глубоко закономерной всеобщей связи явлений. Гегель и Гоголь... Удивительно красноречивое полное совпадение согласных русского языка! Благодарная Светлана захотела ускорить движение к цели: – Но как именно Вы советуете оживлять душу? – В основании моей жизни лежит некая система непреложных для меня аксиом. Прежде всего, думая о чём-то (на уровне мыслеобразов, особенно оживлённо, а не по касательной), мы притягиваем к себе именно это. Сосредоточиваюсь только на том, к чему особенно стремлюсь, и обеспечиваю двустороннее сближение с успехами. Просто забываю обо всём нежеланном и добиваюсь взаимного удаления от неудач. Далее, жизнь процентов примерно на 10 зависит от действительных внешних условий и на 90 от того, что и как именно мы думаем о них. Поэтому делаю всё посильное, чтобы улучшить эти условия, а в остальном полагаюсь на Всевышнего. Внушаю себе, что именно уже имеющееся и достигнутое и является желанным. Ведь едва ли способен съесть и надеть на себя намного больше, чем обычно. А лишняя собственность отвлекает и мешает творить. Искренне считаю себя самым счастливым в мире, поскольку мне удаётся то, что не дано никому другому. Козьма Прутков прав: «Если хочешь быть счастливым, будь им!» Подобное самовнушение посильно для каждого и непременно оживит его душу на пути к счастью! А незаменимые, вечно живые творения Гоголя помогут достичь этой благородной цели! Бурные овации увенчали гармонию, подаренную стихийным творческим дуэтом Светланы и профессора Иваненко... Тосты за самовнушение, счастье и оживление души прозвучали желанным заключительным аккордом юбилейной конференции о Гоголе. И незабываемо высокая нота навсегда зазвучала в сердцах её участников... |