Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алексей Хазар
Объем: 11521 [ символов ]
«Чертополох» Люче. Рецензия на книгу.
Передо мной новая книга. Интересная и не совсем обычная. Это
«Чертополох» Люче. Первое, что обратило на себя внимание - очень
удачная форма, найденная автором. Она позволила решить на первый
взгляд неразрешимую задачу органичного сочетания зрелых стихов со
стихами детскими и малой прозой в одной книге. Люче прежде всего
поэт, а поэзию мы привыкли видеть в форме поэтических сборников. У
этой же книги совершенно другая концепция. Я бы сказал, что это
художественная (или точнее поэтическая) биография. Мы идем по
следам автора и лирической героини, начиная с ее детских лет через
перипетии взросления к зрелости, преодолевая вместе с ней этап за
этапом, проблему за проблемой, ощущая, как меняется взгляд на жизнь,
система ценностей, круг проблем и интересов, т.е. все, что составляет
взаимоотношение автора с миром и суть его личности. Именно поэтому
«Чертополох», в отличие от привычных стихотворных сборников
следует читать, как роман от начала до конца. Конечно, каждое
стихотворение или прозаическая миниатюра в книге самоценны, но
общая композиция образует внешнюю сюжетную канву, которая
создает интригу и придает особое очарование. Нам интересно следить
за развитием человеческой личности, за тем, как человек проживает
жизнь. Главы, на которые разделена книга - в общем-то, тематические,
как в обычных сборниках стихов - хорошо вписываются в жизненную
хронологию. В начале каждой главы небольшое шуточное предисловие,
в котором действует придуманный Люче персонаж – Капризный Ангел.
Он выполняет роль музы поэта Люче и подчеркнуто напоминает
Карлсона, который живет на крыше.
Школьное детство (первые две главы книги «Гитарный кот» и «Птицы
из детства») предстает в наивных и простеньких стихах (в которых,
впрочем, уже угадывается незаурядный потенциал) и ироничных
ностальгических миниатюрах-воспоминаниях в прозе. Все, о чем пишет
Люче, мне очень близко и знакомо, а, потому прочитывается с особым
удовольствием. Мы ровесники и учились в советской школе 70-х.
Неважно, что в разных городах. Дух и стиль той среды и того времени
универсален. Именно антураж, созданный прозаическими миниатюрами
полными самоиронии, делает уместным и безусловно удачным
присутствие в книге ранних школьных стихов, которые трудно было бы
себе представить в обычном сборнике поэзии. Здесь же они становятся
бесценным элементом сюжета, будучи живым свидетельством
начальной стадии того художественного явления, которое мы сейчас
знаем как «Люче».
Детство кончается резко, внезапно и даже жестко. Следующая часть
книги («Я – яблоня»), посвященная важнейшему в жизни каждого
человека (и особенно женщины) этапу - рождению детей, бьет
читателя наотмашь злым, остроумным и безысходно трагическим
рассказом «Солнце». Беспощадно яркое, сочно-сатирическое
изображение убогого быта и плебейских нравов заурядного советского
роддома сочетается с жестокой трагедией женщины, отказавшейся от
рожденного ею ребенка с синдромом Дауна, и кончающей, в
результате, жизнь самоубийством. Рассказ этот оставляет тем более
сильное впечатление, что нехарактерен для творчества Люче, в целом
мягкого и часто радостного. В ее стихах и прозе преобладают светлые
лирические тона иногда с тихой грустью или веселой иронией. Надрыв,
«достоевщина» здесь редкие гости. Вот и остальные произведения этой
главы возвращают нас в привычный добрый и светлый, иногда чуть
тревожный, мир Люче. Это мир материнства, в нем поют колыбельные,
играют в игры и рассказывают сказки.
Следующая глава - «Песни сверчка». Здесь собрана любовно-
философская лирика. Именно так – через дефис, ибо для человека не
только остро чувствующего, но и ярко мыслящего любовь и философия
жизни неразделимы. Это стихи, «где - на пределе чувств – все истины
просты, а помыслы чисты, как первые грехи». Процитировал эти две
строки, а потом обнаружил их же в конце книги в критической статье
Валентина Алексеева “Poesis Luche”. Наверное они действительно
точны и характерны для нашего автора.
Кажется, поместив цикл любовно-философской лирики после стихов,
посвященных материнству, автор расставила акценты, указав, что для
нее первое, а, что второе, и это немаловажный сюжетный компонент
книги.
В «Песнях сверчка» Люче верна себе - остроумна, мягко иронична и
точна, без фальшивой патетики и эпатажа, зато с безупречным
достоинством, изысканностью и красотой стиха.
Выделяются, обращая на себя внимание, яркие, эмоционально
насыщенные стихи 1997 года. В них звучит, упорно повторяясь,
пронзительная горькая нота потерянной любви, безысходности
неизбежного разрыва, скрытого упрека, прощания. Среди этих стихов -
заглавное стихотворение, давшее название всей книге. Оно итожит
весь цикл. Чертополох, с которым отождествляет себя лирическая
героиня, имеет противоречивую семантику. С одной стороны это
сорняк, символ запустения, с другой – цветок, стойкостью своей
заслуживший право «поселиться» на королевском гербе Шотландии,
после того, как викинги оказались не в силах одолеть, не шотландское
войско, а заросли чертополоха. Оба смысла обыграны в стихотворении.
Тут и опустошение, царящее в душе и готовность стойко пережить
беду, и мотив перерождения – чертополох растет на руинах. Душа,
пережившая крах, возрождается недотрогой-чертополохом. Может
быть, не зря рифмуется «Люче» и «колюче»?
Более поздние стихи заметно отличаются интонацией. В них чуть
меньше непосредственного эмоционального накала, зато больше
мудрости. Взгляд автора становится слегка отстраненным и ироничным,
способным разглядеть тонкие детали, ранее исчезавшие в накале
страсти.
Название следующей главы - «Музыкальная шкатулка». Редкая
музыкальность стиха Люче отмечается часто, но дел не в этом. Здесь
собраны стихи на музыкальную тему, построенные на музыкальных
аллюзиях и т.п. Во многих из них легко узнаются песенные тексты с
запевом и припевом. Трудно упрекнуть автора в однообразии – тут и
менуэт, и баллада, и кантата, и адажио, и танго, и блюзы, блюзы,
блюзы... Сразу понимаешь, что музыка занимает отнюдь не последнее
место в мире Люче. Интересно, обладает ли она абсолютным
музыкальным слухом? Во всяком случае, в переносном поэтическом
смысле - безусловно. В этой главе впервые начинает звучать новая
тема, новый поворот судьбы, новая страница жизни:
 
«До свиданья, снег, я улетаю
В те края, где не бывает вьюги,
Где приют находят птичьи стаи
На своем пути нелегком к югу».
 
Продолжая музыкальные аналогии, скажем, что пока это только
увертюра. Тема Святой Земли еще зазвучит в полную силу, но это будет
следующим творческим и жизненным этапом. За ним для начала мы
заглянем на «Дальние пастбища». Так называется следующая глава,
она же – цикл песен по мотивам романа Моше Винокура. Здесь
появляются мокрый израильский февраль, Эдомские горы, а еще тема
ностальгии («Привези мне веточку вербы») и… все те же знакомые уже
интонация, настроение и тема 1997 года – цикл написан именно тогда.
Обратим внимание - это одновременно песни и любовно-философская
лирика. Если чуть напрячься, то можно усмотреть композиционную
триаду в последовательности глав «Песни сверчка», «Музыкальная
шкатулка», «Дальние пастбища» - тезис, антитезис, синтез. Впрочем,
это, пожалуй, моя фантазия, ибо музыка будет звучать и дальше,
откликаясь в названиях, темах, образах, не говоря уже о фонетике и
ритмике стиха. Музыка переполняет стихи Люче. Есть в «Дальних
пастбищах» еще и тема текущего времени. Это, как бы,
«полукалендарь», состоящий из песен-месяцев с января по июль. Если
честно, то немного озадачивает отсутствие второй половины года…
Однако пора двинуться дальше. Нас ждут «Странные сны». Как
поясняет автор «странные» они не потому, что непонятные, а от слова
«страны». Короче – речь о путешествиях, странах, городах и весях. Для
нашего поколения возможность путешествовать по миру отнюдь не
сама собой разумеющаяся сторона бытия. Она открылась нам уже в
зрелом возрасте, и ее появление было не просто новым жизненным
этапом, а почти невероятным, желанным и сладостным чудом, безмерно
обогатившим каждого впечатлениями, идеями, знаниями,
ассоциациями. Это богатство и сосредоточено в «Странных снах».
Лондон, «Дебюсси для двоих в ночном Париже», «Реквием» Верди в
восхитительной «Вероне», испанские фантазии «под жаркий шепот
кастаньет» ( в Испанию мы еще вернемся в последней главе),
«Июльская баркарола» в Венеции - музыка продолжает звучать!
И вдруг… музыка замолчала? «Сыграй мне тишину, шофар» - стихи об
Израиле. Здесь наконец тема Святой Земли и народа Израиля
становится главной и по началу звучит остро публицистично («Доколе»,
«Выбор»). Музыка тут неуместна. Однако мало-помалу она
возвращается вместе с романтической интонацией от стихотворения
«Сыграй мне тишину, шофар» (музыка еще молчит, но тишину уже
предлагается «сыграть») до «Первый дождь». Тема Израиля в
значительной степени продолжится в следующей главе, становясь
насыщенным фоном для судеб библейских героинь.
Цикл «Вечные женщины» - кульминация книги. Люче считает его своей
визитной карточкой, своим главным творением. «Главное творение»
по-французски – «шедевр» и, пожалуй, тут мы можем употребить это
выражение не только в исконном французском смысле, но и в том,
которое оно приобрело в русском языке. Впрочем, цикл этот слишком
сложен и значителен, чтобы говорить о нем походя. Наш разговор
сейчас о книге. Итак, высшая точа пройдена. По законам композиции
пора разряжать обстановку, сбросить пафосный накал, дать читателю
расслабиться и повеселиться, отвлечь его от вечных неразрешимых
проблем и мировых скорбей. Послушная этому закону книга «пошла под
гору» к иронично-остромуным «Садам моей печали» (по поводу которых
мы как-то затеяли забавную поэтическую пикировку на портале Что
Хочет Автор) и далее к совсем уже китчево-юмористическим
псевдонародным «Вагонным балладам». Здесь царит блестящее чувство
юмора автора и ощущается серьезное влияние «Гаврилиады». Нет, не
пушкинской, а Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев». Только
вместо «Служил Гаврила…» вагонные баллады начинаются «Я была
молодой…» пролетаркой, балериной, певичкой, медсестрой и даже
«симпатичной малюткой». Далее следуют душераздирающие
подробности жизненной трагедии героини. Ну, совсем, как в
современных сериалах. А под занавес – неожиданный контрапункт. От
бесшабашного угара «вагонных баллад» мы попадаем вдруг в
таинственный и трагический мир стихов любимого поэта автора -
Фредерико Гарсии Лорки. Здесь - в заключительной главе «Только
тайна» - собраны поэтические переводы. Есть в таком финале
глубокий смысл. Мы достигаем границы мира Люче, заглядывая в другую
вселенную, и расстаемся с книгой в точке, соединяющей эти два мира.
Помните у В.Дудинцева в «Белых одеждах»? Символ «Х» - две
бесконечности, имеющие одну общую точку...
Хочу еще сказать о прекрасном полиграфическом исполнении книги.
Качественная бумага, четкая печать, хороший шрифт, стильная
цветная обложка и, что особенно подкупает (пустяк, а приятно!),
очаровательная закладка с изображением чертополоха, названием
книги, именем автора и девизом «Nemo me impune lacessit” («Никто не
тронет меня безнаказанно»), взятым эпиграфом к заглавному
стихотворению.
Дата публикации: 07.07.2009 20:35
Предыдущее: Два взгляда на СтамбулСледующее: «Йоланда» или унитазы на дне.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта