Настал день третий. Снеговые тучи и пронзительный холодный ветер – не предвещали ничего хорошего. Внутренний голос подсказывал, что это этап будет самым тяжёлым в гонке. В это время года преобладают холодные северо–западные ветра. Это значит, весь этап придётся ехать на ветер. На старт все вышли «окуляхтаные», шурша газетами, которые толкали под майку. Тогда ещё не было современных материалов, позволяющих тренироваться и ехать гонки при температуре до минус двенадцати. Поэтому шерстяная майка надевалась на свитер, а под него на грудь укладывали газету, это защищало от холодного встречного ветра. Карикатурно смотрелись и торчащие из под майки кончики шарфов. Шутили друг над другом по этому поводу: - Вы сегодня в кашне! Перед тем, как надеть носок, ступня тоже оборачивалась газетой, а на велотуфель сверху натягивали два носка, такая броня хорошо защищала неподвижную стопу от холодных педалей и туклипсов. Кто не ощутил этот холод на себе, может этого не понять, ведь на улице «плюс», но к концу гонки, при таком плюсе, ступни совсем не чувствуешь. Насколько с этим проще сейчас, одно плохо – ни всем эта экипировка по карману. А в те времена мы маек то нормальных не имели. Если была у кого нибудь нормальная « фирменная» майка, то в ней по очереди все друзья ездили. А о таких брендах, как SANTINI, BIEMI, GIORDANO мы тогда и знать не знали. Многодневка - это маленькая жизнь. Велоспорт – спорт особенный, не по тому, что я его выбрал, нет, конечно. Скорее наоборот – я его выбрал, потому, что он особенный. Особенный он по основам построения тактики. Человек, которого со спортом объединяет только футбол и хоккей по «телеку», думает, что всё проще простого – крути педали, пока чего-нибудь не дали, не сбрасывай скорости на виражах, как поётся в песне. Но если бы всё было так просто. Ведь смелые люди не только в хоккей играют, трусов и у нас не наблюдалось. Но всё гораздо сложнее. Тактика построена, по большому счёту, на основах законов аэродинамики. Да-да, вторым и дальше, ехать легче, это называется «сидеть на колесе», при этом нужно учитывать направление ветра. Но облегчить свой ход, сидя на колесе – не единственная задача, отсиживаться всю гонку ни кто, ни кому не даст. Задач множество. Нужно, по возможности находиться в головке группы, чтобы контролировать атаки, не упустить возможность уехать в отрыв. При этом сопоставляешь, анализируешь возможности свои и своих соперников. Определяешь, с кем рядом нужно держаться, а для этого нужно хорошо чувствовать гонщика, к которому ты привязываешь свою собственную тактику. Один в поле не воин. Представьте ещё плотность группы, скорость и сложность перемещений в плотной группе. Так, что трус, гонки с общего старта, уже точно не едет. Ну, худо - бедно стартанули. Темп со старта взяли средний. В городе ветер еще не очень ощущался. Когда подъехали к черте города, ощущения были другими. В головке группы шли постоянные смены, потому, что очень трудно выдержать такой напор холодного ветра. Когда едешь первым, такое впечатление, что льдину лбом толкаешь. Слева я почувствовал лёгкий толчок локтём, это мой друг Васька Сафонов пробирался в головку группы. Васька посмотрел на меня, подмигнул и продолжил свой манёвр. С Василием мы всегда рядом, с самой первой гонки. Наши Петров и Дюрягин тоже были рядом. Был здесь и Григорий Савостицкий – чемпион РСФСР по велокроссу. В велокроссе он был гроссмейстером, сейчас он помощник мера города Миасса – города, в котором мы сегодня финишируем. Желающих отъехать, что-то не наблюдалось. Но, тем не менее, группа уже разогрелась, скорость мало помалу подрастала. Из за высокой плотности группы сложно было узнать, что твориться в конце группы и сколько в ней гонщиков из стартовавших сегодня ста тридцати двух человек. Восьмерых за два этапа уже потеряли. Кто то сошёл из за травм, кого то сняли по лимиту времени. Не обошлось и без завала, произошёл он совсем рядом, не обошёл в этот раз он и сильнейших. Завал дал возможность оглянуться назад. В головной группе была примерно треть от всего числа стартовавших, остальные были далеко сзади. Когда лидер гонки Борис Кислинский начал « проверять» всех на очередном подъёме, группа расползлась. Я не один не выдержал предложенного темпа, нас было человек пятнадцать. Разрыв продолжал расти, а мы, как не старались, не могли догнать, вскоре все вымытались и смирились. Затем нас начали догонять. Были среди гонщиков, которые нас настигли все мои омские друзья. Был здесь и неутомимый ветеран Сафа. Хотя мы были и не впереди, но мне очень нравилась эта компания. Скорее всего, мы занимали ту позицию, которую заслуживали на день сегодняшний. Все, кто был впереди – профессионалы в статусе любителей. Разрыв между нами и сильнейшими не сокращался, а скорее наоборот. Смириться окончательно, значит ехать темпом почтальона. Не хотелось бы. Конечно, о победе никто из нас сейчас даже не мечтал. Мечталось сейчас о тёплом душе, горячем кофе с коньяком. Да и о девчонках тоже мечталось, возраст берёт своё. Раз думаешь в гонке о таком, значит, не дорос ещё до побед. Но гонка продолжалась. В такой ситуации всегда дилемма – бороться или не стоит. Мои товарищи по двум предыдущим этапам выбрали первое. Лично я, колебавшийся до этого, склонился на их сторону. Вшестером мы резко взвинтили темп и удачно отцепили остальных. Надежды догнать основную группу не было ни какой. Но приехать следом за ними в упорной борьбе – тоже не плохо. Мы красиво прошли поворот на Миасс, постоянно меняя друг друга. Скорость росла. Удачно проехали мимо пастбища, в том месте постоянно попадаешь на стадо, переходящее дорогу. Это очень интересное место. Не раз в этом стаде увязал отрыв, пока отъехавший, с поднятым над головой велосипедом проберётся сквозь огромное стадо, к этому времени и основная группа подъедет. Красиво это смотрится в солнечные летние дни. Десятки гонщиков, в ярких майках всех цветов радуги, зеленые луга по обе стороны дороги и блестящие, как инструмент хирурга велосипеды на вытянутых вверх руках. Зрелище настолько яркое и неповторимое, что забыть его просто нельзя. Яркая картинка тёплого лета, всплывшая в памяти, сменилась серой, промозглой реальностью сегодняшнего дня. Мы по - прежнему наращивали темп на извилистых и холмистых дорогах при въезде в город. На одном крутом вираже, который начинается спуском, а заканчивается подъёмом, промелькнул Наиль Исаев из Копейска. Что - то случилось, судя по всему он уже ни куда не ехал, хотя особых признаков тяжёлой травмы беглый взгляд не находил. В чём же дело? На финише узнаем. А до финиша оставалось всего то ни чего. Финишировали мы на высокой скорости, которую стимулирует присутствие большого количества зрителей, хотя на болельщиков многие из них не тянут. Когда подъехал к своей техничке и попытался разогнуть спину, почувствовал, как крепко в неё вцепилась усталость, и отцепляться она не собиралась. Холода не чувствовалось, а пить хотелось, как в летний зной. Я присосался к канистре с какао (нашли же чего взять попить механики недоделанные) и оторваться от неё не мог. Неплохо было поставлено размещение спортсменов. Нас сразу направили в одно из общежитий автозавода. От финиша общежитие находилось метрах в четырехстах. Мышцы усталость потихоньку отпускала, просыпался аппетит. Душ работал, вода горячая была, не часто такое бывает, а главное – народу в душе никого. Горячие струи впивались в уставшее тело, как свёрла. Жизнь налаживалась. Настроение поднималось. Аппетит, так ожил, что грозил съесть желудок. Мы пошли в хорошо знакомую столовую, знакомую, потому что в этом городе не первый раз. Проходили мы мимо финишного городка, народ всё ещё финишировал. Завтра группа еще сильнее поредеет, точнее послезавтра, завтра день отдыха. Жаль ни кого не видно из копейчан. Что же произошло с Исаевым? Узнаем вечерком. После такой усталости, даже в «совковой» столовой всё необычайно вкусно. Вот и закончился третий этап, необычайно тяжёлый из за погодных условий. Завтра день отдыха. Потусуемся, навестим девчонок, знакомых ещё с прошлогодних сборов на Ильменской турбазе, где сейчас проходит знаменитый Ильменский фестиваль авторской песни. Ждут ли нас эти девчонки? Узнаем завтра. Никто ни кому ни чего не обещал. В любом случае потеря невелика. Дело молодое…. |