…Жираф большой – ему видней. В.Высоцкий Откуда берутся учителя? Всегда было очень интересно, раз большинство людей либо не учатся вовсе, либо учатся лишь какой-то специальности (музыке, юриспруденции, медицине, токарству, скажем), то откуда все-таки берутся учителя? Ведь учитель – это кто? Это человек, передающий опыт и навыки другим людям, будущим поколениям. А как можно научить давать навыки кому-то еще? Сам-то ты их выучил как-то, но откуда ж ты знаешь, что то, как выучил ты, подойдет другому? И кто ж это такое выдумал: учить учить?! Но ведь учителя есть, это-то бесспорно, кто-то ведь нас учил и учит. Вопрос другой: какими методами они это делают? У меня есть одноклассница, которая постоянно со всеми ругается. Стоит ей что-то не сделать или сделать не так, из-за чего учитель как-нибудь не так на нее взглянет… Мгновенный скандал. «Почему опять я виновата?! Вы постоянно ко мне придираетесь! Вот всегда так: некий Х сидит скатывает, и она умница, а я – дура!» - и прочие девичьи муки. Есть еще один, который не проводит ни единого урока, чтобы не попытаться показать всем своим видом и язвенно-трясуче-подлыми ответами, насколь он «продвинут», а учителя – идиоты, по сравнению с ним. Только по его мнению, к счастью. Еще десяток и один могут сидеть и банально не пытаться понять, что им говорит учитель, а потом жаловаться, что не получили оценку, которую хотели. Могут сделать какую-то гадость, а потом боятся банально встать и сказать: «Да, это я сделал. Конечно, плохо, я понимаю, но я это сделал, не задумался о последствиях». Конечно, проще ведь не быть ответственным, а валить все на судьбу-злодейку, дуру-Марьиванну и Петю-с-соседней-парты – «Это он сделал!» Это всегда раздражает. Хочется заткнуть такому человеку рот и сказать что-то такое, такое громкое, весомое… «Как же ты можешь так?! Зачем?! Ведь перед тобой взрослый человек, он-то, неверное, много повидал, он-то, наверное, поймет, если что. Что ж ты тогда орешь на него? Да если он действительно не прав, то придумай ты хоть один разумный довод – он признает тогда, но не будь идиотом-то!» А после того, как подумал такое, переводишь глаза на учителя… Мама, что же это за огнедышащее чудишь, из пасти которого течет желчь! Всегда думалось, что учителя – любые хорошие учителя - если не жители небес, то хотя бы их посланцы. Ведь они должны нам знания и помогать в трудностях. «Школа – первая модель будущей жизни». Они иногда должны ругать, иногда останавливать, но все же… Все же, какого же, извиняюсь, по-старому, чорта, они вступают в ответную перебранку с учеником?! Что с тобой будет, учитель, оттого, что на тебя полминуты ругался юнец? Инфаркт? Да ничего не будет! Это же ребенок, он слишком многое воспринимает лишь чувствами, а не головой. И ребенок же (любого, по сути, возраста) еще две минуты на перемене пообсуждает это, а потом забудет. Напрочь. А ответь ему, он еще долго вспоминать тебе будет. И учиться от этого лучше вряд ли станет. Так что же, неужели, правда приятно низкие оценки ставить? А ведь такой, обиженный, на них и будет, чтобы потом еще раз сказать нечто вроде: «дурак, опять тройбан влепил!» Почему учителя ведут себя как дети? Почему они считают порой своим долгом ткнуть ученика в его недостатки и сами порой становятся низкими, подлыми, мстительными? На уроке издеваются над кем-нибудь, а потом сами сидят на перемене и сплетничают об этом с другими, посмеиваясь над детьми. Что же это за дурдом такой? С одной стороны, эти качества, конечно, свойственны человеку. Даже самые лучшие из нас порой оступаются, человек бывает глупым, человек чувствует и обижается, злится и вымещает злость, завидует и строит козни Это есть в каждом их нас, но с другой стороны… Нет, нет другой стороны. Есть вопрос: может ли учитель быть человеком? Может ли он проявлять все то, о чем только что было сказано? Не просто может, а должен. Но не просто человеком. Учитель должен быть Человеком. Самый человечным и человеческим из людей. Он своим примером, в первую очередь, должен вести других. Да, все мы устаем, да, все мы выматываемся, если порой не встречаем отклика от того, кому пытаемся что-то объяснить. Но именно учитель не имеет права быть плохим Человеком. Плохой человек почти никогда не помогает стать другим хорошими. Только если стараясь стать антитезой. За учителем дети (даже если им того порой не особо хочется) следуют, его образ они впитывают, как губка, и на тех, кто их учил, становятся похожи. А банальное, порой, их незнание чего-то? Да, да, учителя порой сами не знают чего-то – это не откровение, хоть и довольно грубо сформулированная мысль. Просто тут важно то, что человек, чтобы научить других должен сам знать. Поэтому, наверное, самыми лучшими учителями становятся те, кто никогда об этом не думал, кто все свое время посвятил тому, чтобы понять что-то самому. Просто в какой-то момент случилось, что этим людям пришлось рассказать то, что они узнали другим. И в этих случаях чаще бывает, что такой учитель и больше понимает, и больше делает, чтобы быть с детьми Человеком. Как старый анекдот: «Три раза вам объяснил – сам уже понял, а вы до сих пор нет» Безусловно, в обучении есть определенные методы – им можно обучиться в педвузе, но Человеком научить быть нельзя. Это можно только самому воспитать в себе. Только такое ощущение, что учителя всего этого сами не знают. Почему я, какой-то выпускник школы, во многом это уже для себя объясняю, а они порой не могут? Да потому что они и есть порой те жирафы. Они главные и считают, что им видней. Учителя знают, что профессия их самая главная, а вдобавок видят, что и самая неблагодарная в мире – от того обидно. Потому порой не обдумывают они слова и действия – ведь универсальное оружие против любого острослова на уроке – двойка и директор, - а они все равно главнее. И это неправильно. Глупо, бессмысленно. Чему можно научить, не умея чего-то самому? Каждый учитель – один из жирафов – уже чего-то добился, но он не может быть черепахой, которая, спрятавшись в свой панцирь прожитого, обвиняет любого, пробегающего мимо ее спрятанной головы. Они должны быть первым жирафом Ломарка: постоянно прыгать и тянуться к веткам, чтобы вытянуть свою шею, шею-Достоинство, шею-Разум и шею-Человечность. Может, я не прав. Может, рано мне о таком рассуждать – не те годы. Но они-то думать должны. Или нет? Ведь если человек стремится быть лучше сам, он и других делает лучше, а учитель – это главный человек… А так, если без стремления, и к ученикам… Ну, гусь жирафу не товарищ, что ли… |