Шестиклассники. Сережа был очень спокойным мальчиком. С первого класса все знали: он никогда не дерется, девчонок не обижает, в общем, никому не создает проблем. Его соседом был Федька, иначе его и не звали, непоседа, любитель приврать, участник мальчишечьих потасовок. В шестом классе оба стали высокими, на физкультуре в строю стояли первыми. Отношение к ним в классе было разным: Сергея уважали, Федора побаивались. « Ну почему ты постоянно ищешь приключения, грубишь Анне Васильевне? Разве тебе прият- но ходить с фингалом или когда маму вызывают в школу?» - поучал пай- мальчик драчуна. Тот удивленно смотрел и не понимал одноклассника : «Мне папа говорил, что мальчишки должны драться. Я не хочу вырасти хлюпиком и занудой». « А как же девчонки, они ведь слабее нас, а ты их часто оби- жаешь, вот соберутся они вместе, устроят головомойку, мало не покажется»- не отставал Сергей. « А пусть сами ко мне не лезут! А ты, Серый, лучше скажи, почему ты всегда в стороне, хочешь чистеньким оставаться?». А в ответ: « Просто я не считаю ваши драки чем-то нормальным, все можно решить спокойно, попытаться понять друг друга». Федька просто задохнулся от возмущения: « Слушай, лунатик, я не верю, что это ты так думаешь, это слова взрослых, а они нас не понимают. Вот фашистов били, с ними, что, тоже дого- вариваться надо было?». Против такого веского довода аргументов не находи- лось. Победителем в словесном поединке выходил Федька. К весне баталий в классе стало меньше, мальчишки уже с большим интересом поглядывали на одноклассниц, а те изо всех сил старались похо- дить на взрослых: и походкой, и прическами, и одеждой. Исчезли косички, за которые так удобно было дергать, волосы девчонок струились по плечам, закрывали часть лица. Но Федька был неисправим: раздавал щелчки направо и налево, мог закукарекать на уроке, опоздать и сочинить уважительную причину, привязывал к волосам подружек гвозди, авторучки, пенопласт. И однажды терпение девчонок лопнуло. Они весь день на переменах о чем- то шептались, после уроков уходили необычайно тихо, двумя группами. Сережа с Федей, как всегда, шли домой вместе, прошли переулок, повернули к парку. Внезапно орава заговорщиц, покинув укромные местечки, набросилась на своего обидчика. Тот от удивления даже рот открыл, куда немедленно был заброшен комок земли. Били его недолго, но не слабо. В это время одно- классник , стоя в стороне, уговаривал: « Ну не надо. Нельзя всем- на одного. Как вам не стыдно, а еще девочки». Его не слушали, лишь Катя прошипела: « Будешь лезть, и тебе достанется». Анна Васильевна никак не могла понять, что происходит с ее самым шустрым питомцем: не кричит, никого не трогает и разговаривает как-то по- другому. « Федя, у вас дома все в порядке?» - забеспокоилась она. Маль- чишка что-то пробормотал и уставился в окно. В классе захихикали. Учи- тельница еще больше удивилась. Смеялись над грозой и драчуном? За всех отчитался Сергей: « У него наступил переходный возраст». « Боже мой, что скрывают эти озорники?»- беспокоилась Анна Васильевна. Наступили последние дни учебного года. Ласково светило солнце, приобрела изумрудный оттенок зелень, лужайки пестрели первыми цветами. И по зову природы шестой класс в выходной день отправился в поход. Маршрут выбран был непростой: от школы - через полстаницы, кладку через речку, затем по извилистой дороге- к роще. У всех в рюкзаках были продукты, посуда, всякие нужные вещи. Вика несла даже складной стульчик. На середи- не пути девочки стали отставать: тяжеловато с непривычки долго идти с покла- жей. Первым на помощь пришел Федька, молча подхватив Викин рюкзак на плечо. Та благодарно взглянула и покраснела. Другие мальчики последовали его примеру. Почему-то Сереже не досталось лишней ноши: то ли он замешкался, то ли девчонки побоялись, что ему силенок не хватит. Анна Васильевна была приятно удивлена заботой ребят, наверное, в экстремальных ситуациях проявля- ется истинный характер каждого. Дойдя до пункта назначения, все буквально рухнули на прогретую землю. Тишина здесь была особенная: со всплесками рыбы в реке, шелестом листьев; Изредка слышалось пение какой-то птицы. У речки разожгли из сучьев и прошло- годней травы костер, он притягивал к себе , казался волшебством. Федор ловко сделал вокруг него канавку, чтобы оградить от огня остальную территорию, ве- село командовал. Ему охотно подчинялись и девчонки, и мальчишки, и даже Анна Васильевна. В золе испекли картошку, накрыли общий стоп из клеенок - на траве. Ребята достали съестные припасы, равномерно распределили их, чтобы никого не обделить. Сережа тоже положил свои продукты, но как-то не очень охотно, что учительница сразу заметила, но промолчала. « Ух, вкусно- тища!» - восхищались путешественники и поглощали еду с нескрываемым удовольствием. Потом были конкурсы: рыболовов, следопытов, на лучший « боевой листок», веселое четверостишие о походе. Возвращаться никому не хотелось, но надо было. Все убрали, присыпали землей место костра, пустые баночки разложили по пакетам. Чтобы веселее был обратный путь, Анна Васильевна придумала еще один конкурс: разделились на пять групп, каж- дая должна была собрать по пути гербарий; победят те, у кого большим будет набор растений. Вот это да! Никто не думал, что это так увлека- тельно. Каждая новая находка вызывала бурную радость. Не заметили, как оказались у школы. Выбрали жюри: учительницу и по одному человеку от каждой группы. Победила команда, в которой был Сергей, и тот на ра- достях достал из рюкзака конфеты и стал раздавать « своим». Федор подо- шел вплотную и как отрезал: «Так ты ел со всеми, а вкусненькое прятал для себя? Отдайте, ребята, пусть лопает. Не подавись!»… С того дня в классе отношение к ним поменялось. В Федьке одноклас- сники признали много достоинств, Сергея просто терпели, иногда жалели... |