Нужен вездеход. Срочно. А лучше – два. А ещё лучше – три вездехода, для надежности. Но вездеходов у нас в конторе, увы, нет. Ни одного. «Никаких проблем,» - пожимает плечами Щербаков – «За ваши деньги – любые причуды.» Он отослал генеральному факсом рапорт о том, что можно нанять частника, но это стоит денег. На дворе кризис. С деньгами проблемы у всех. Но если шеф даст «добро» - вездеход будет завтра же. «Шеф дал «добро», -« объясняю я. «Пусть подтвердит письменно. Мне нужна виза на рапорте,» - отвечает осторожный многоопытный Владимир Алексеевич Щербаков. Звоню в контору. К вечеру приходит факс с визой. На дворе минус сорок восемь. Темно. Тихо и морозно. К утру потеплело. Началась пурга. Включаю навигационный прибор – GPS. По привычке ищу в нем функцию, показывающую время восхода и захода солнца. Вижу прочерки в обеих строках, и, внезапно осознаю реалии жизни : солнца здесь долго ещё не будет – полярная ночь. Тут же вспомнилось, как пару ночей назад по дороге сюда, в поселок, Щербаков остановил машину в Старом Уренгое возле каких-то домов, исчез в темноте на несколько минут и вернулся, волоча за плечами громадного плюшевого зайца бело-голубого цвета. Из-за необыкновенной величины игрушечного животного мне захотелось его сфотографировать. Вспышка в темноте, разглядываю снимок на экране фотоаппарата. Обнаруживаю, что заяц слеп. То есть, глаз у него нет – просто белые плюшевые пятна-бельма. Догадываюсь, что глаза-пуговицы, вероятно, не успели пришить. Начинаю невольно размышлять о символизме ситуации: детям Заполярья, которые и так редко видят солнце, везут в подарок громадного слепого зайца, который не видит вообще, по определению. Гм, вроде что-то в этом есть, намек какой-то… Щербаков нервным голосом сообщает, что вешки в РММ ( ремонтно-механических мастерских) делаются, однако указателей не будет, потому что у него нет художников, которые умели бы рисовать буквы. Как будто для написания букв и впрямь необходимы художники… Забавно. Улыбаюсь и киваю в ответ, что всё понял. В цехе и впрямь лежит гора двухметровых вешек и отчаянно сквозит откуда-то с улицы. Мерзнут руки. Даже в перчатках. С вечера договариваемся со Щербаковым о том, что как только завтра вешки погрузят на вездеход, он сообщит мне об этом, и мы встретимся возле РММ. «Парней тебе дам нормальных вешки выставлять. Ты ими только вовремя командуй, ага?» - и стоит , улыбается.. Парни в солидных зимних комбинезонах с капюшонами стояли на крыше ГТТ ( гусеничный транспортер-тягач) и увязывали там между собой последние вязанки с вешками. Понизу возле них вертелся мужичонка лет пятидесяти пяти с усами , в шапке и потертом вязаном свитере. Почему-то обеими руками он держал перед собой металлический термос с черной крышечкой. Подскочил ко мне и, как-то суетливо, вроде ни к кому особо не обращаясь, но в целом спрашивая у всех сразу, обратился с вопросом: «Где бы кипяточка достать, уважаемый?» Очень уж он напомнил мне солдата Шадрина из старого советского фильма «Ленин в Октябре». Почти что один в один напомнил. Я даже маленько замешкался с ответом. Впрочем, мужичонка, не дожидаясь ответа, поставил термос на снег у моих ног и побежал в столовую «за кипяточком». Почему он при этом не взял с собой термос, и более того, оставил его на моё попечение, непонятно. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Перед самым выходом с территории базы подъехал на «Ниве» Щербаков. Оказалось, усатый мужичонка по имени Коля и есть тот самый водитель вездехода, который подрядился довезти меня и рабочих до самого конца. Вот только понятия об этом конце у всех … были разные. Проще всего рабочим-стропальщикам Роману и Андрею. Им - всё равно куда именно ехать: есть начальник, есть приказ, есть другой начальник, есть водила - им виднее. Щербаков твердо сообщил мне, что водитель знает дорогу до чужой лукойловской скважины под номером 2020 (почему-то здесь, на Севере, это читалось не иначе как «двадцать двадцать»), а далее уже я поведу всех к нашим буровым согласно направлениям, которые заложены в программу моего GPS. Тем более, что дорожники только что рапортовали ему о том, что дорога на двадцать двадцать ими проложена и отвешкована. И тут Николай спокойно так отвечает, что дорогу на двадцать двадцать он не знает и не видел никогда. И вообще, считает, что мы сами должны ему её показать. Мне всё это почему-то сразу не понравилось: ни карты, ни координат этого участка нашего маршрута у меня не имелось. Щербаков отвел меня в сторону и заверил, что водила – человек опытный, двенадцать лет с геофизиками проработал и разберется по ходу пьесы. Помимо того, у нас есть готовая зимняя дорога до двадцать двадцать , проложенная дорожниками, нам останется только проехать по ней всего-навсего 90 километров. Так неужели мы по проставленным вешкам проехать не сможем? Кроме того, на всякий случай ( а случаи на Севере бывают разные) он передает мне спутниковый телефон. Пользоваться им можно на открытой местности при отсутствии снегопада и сильного ветра. В дальнейшем оказалось, что всю дорогу нас сопровождала сильнейшая пурга, и пользы от такого чуда техники было столько же, сколько бывает от мертвого или от кирпича. Так и провалялся супертелефон в моем пакете с едой почти до конца экспедиции. На прощание Щербаков приберег ещё один аргумент в пользу нашего отбытия: координаты дороги на двадцать двадцать есть у топографа Виктора Супруна, который сидит на нашей буровой номер пятьдесят восемь. Пока мы едем, Владимир Алексеевич получит эти данные по телефону от топографа и передаст мне на спутниковый телефон. Ну, про телефон этот я только что уже всё сказал. Увы, в тот момент мы оба не знали о нем всей сермяжной правды! Двинулись в путь окольным образом, то есть, как-то почти по кругу объехав практически весь поселок. Словно решили напоследок проститься с каждой избой. Так доковыляли, наконец, до берега реки Таз. Однако, притормозили и здесь: возле деревянного гаража достопочтенного грузина Бадри. Колян быстренько выскочил из водительского седла и через минуту торжествующе вернулся с какой-то фарой в руках. Фара была не очень большая. Но, по-видимому, прежде у Коли не имелось и того. «А Щербаков-то нервничает, « - подумалось мне – «По технике безопасности наверняка не положено выходить в такой маршрут на единственном транспортном средстве.» Увы, иного выхода тоже нет: время поджимает… В пакете у меня среди всего прочего – бутылка шампанского и коробка конфет для Супруна. Очень просил привезти. Как-никак новый год на носу. Грохот в вездеходе стоит неимоверный. Пересекаем по ледовой переправе дорожников широченную многокилометровую реку Таз. Наблюдаю в открытую дверь водителя багровый закат без солнца по краю горизонта. Почему в дверь? А смотровые окна в ГТТ, оказывается, одинарные. Едва мы двинулись в путь, как они мгновенно сначала запотели, потом обледенели и тут же окончательно забились снегом, поскольку ветер дует попутный, и вся снежная пыль, поднятая гусеницами вездехода, тут же оседает на его же смотровых окнах. Снаружи мороз и ветер. Но в кабине мучительно жарко и душно. Колян ведет машину, высунувшись наполовину из кабины в боковой водительский люк. Долгое время он делает это с непокрытой головой, затем всё же достает тёмную вязаную шапочку. Какой у неё цвет – непонятно, но солярой и табаком от неё пахнет крепко. Пока есть время, разбираюсь со своим навигационным прибором – GPS. Отмечаю, кстати, что миновали сворот на Ярайку. Наш путь полностью записывается в навигатор. По неизвестной мне трассе до лукойловский двадцать двадцать обнаруживаю в навигаторе несколько точек, отмеченных в какой-то из прошлых разов- приездов мной же. Но точки эти разрозненные – вначале пути и в самом его конце... Снаружи становится совершенно темно. Огни Тазовска, сопровождавшие нас первые тридцать - сорок километров постепенно исчезли во мраке. Однако вскоре объявилась пара огоньков далеко-далеко впереди: это отряд дорожников, располагающийся на развилке дорог. Одна из них далее сворачивает к поселкам Находка и Антипаюта, а другая в конце концов должна привести нас к двадцать двадцать. Кстати, с момента нашего перехода через Таз двигатель вездехода хронически глохнет и мучительно долго не заводится, пока вполголоса матерящийся Коля бесконечно прокачивает солярку помпой. Время от времени пытаюсь протереть тряпкой лобовое стекло. Получается, но очень хреново, потому что пурга стервенеет. По версии Николая двигатель глохнет оттого, что Бадри залил в баки вездехода солярку, разбавленную водой. То есть, Коля заправился горючим у Бадри, потому что его соляра дешевле, а его соляра дешевле, потому что Бадри сэкономил её, разбавив водой. Пока вездеход стоял в поселке, оба, и Колян и Бадри, были довольны сделкой. Каждый по-своему. Здесь, в открытой заснеженной тундре, в темноте, среди беснующейся пурги, из-за таких «сделок» можно и жизни лишиться… Снежинки, как трассирующие пули, подсвеченные бадринской фарой вездехода, летят из темноты нам навстречу так, словно кто-то невидимый задался целью расстрелять ими и вездеход, и нас, и дорогу, и весь мир. Кое-как добираемся до вагончиков на развилке дорог. Выскочив из ГТТ, безуспешно изо всех сил пытаюсь связаться по спутниковому телефону хоть с кем-нибудь из внешнего мира. Ноль эффекта. Ладони напрочь заледенели и одеревенели. Кое-как натягиваю на них перчатки, засовываю проклятый супертелефон подальше в карман и иду греться к строителям. Заодно попытаюсь выяснить у них состояние дороги на двадцать двадцать. Перед вагончиками меня встречают два мужика – у обоих косая сажень в плечах. Один из них усатый, другой бритоголовый. Ведут себя несколько неуверенно. Захожу в вагончик первым. Следом - они, чуть растерянно. Выясняю в чем дело: оказывается, мужики сами заехали сюда полчаса назад и ровным счетом ничего ни о чем не знают, собираются пить чай. С последней надеждой вопрошаю их о дороге на двадцать двадцать. Нестройными неуверенными голосами дорожники повторяют «легенду» о том, что дорога есть и она отвешкована. В вагончике сидит ещё человека четыре, приглашают меня к столу – перекусить, чаю отведать. Благодарю и вежливо отказываюсь: и без того времени потерял уйму, мои заждались, наверное… Возвращаюсь. Ага, «заждались» они! Как же!!! Как теперь объяснить Коляну, сидящему в обнимку с литровой бутылкой водки «Зеленая марка», что нам предстоит не прогулка к Бахчисарайскому фонтану?! Рома с Андрюхой вроде не пили, но несколько смущены моим появлением, молча «рубают» колбасу с вареными яйцами. А Николай пускается в долгие и нудные, как песня чукчи пересекающего на оленях снежную пустыню, размышления о том, о сём: как, например, он поедет на вездеходе в Гыду, где можно набрать даром мешок хорошей северной рыбы… Очевидно, что субъект не понимает, что до Гыды пятьсот километров бездорожья по прямой – на север, а по прямой по бездорожью никто не проедет, и уж не при такой технике, как эта, - безусловно. Короче, выпил человек и болтологией занимается, лишь бы не работать. Чаю я попил, от водки вежливо, но твёрдо отказался, хотя любезный Колян и предлагал - на правах хлебосольного хозяина вездехода. Подозвал я Романа, договорились, что в дороге незаметно выудим недопитую бутыль у Коляна и выбросим её из нашего транспортного средства в тундру, а ему скажем, что сосуд разбился в дороге в результате несчастного случая. Коварный план. Однако иного не дано, в противном случае мы уже точно никуда не доедем и всё это наше предприятие – билет в один конец… И двинулись мы в дорогу. И началось. С развилки мы должны были отправиться направо – за вагончики строителей, однако на самом деле Колян жизнерадостно погнал машину влево по накатанной до Находки и Антипаюты. Обнаружив этот факт и сверив его с данными GPS, я потребовал развернуть машину и начать передвижения с исходной точки возле дорожников. Нет, чтобы сразу внять голосу моего разума, так Колян ещё и ворчать принялся. Но вернулся. И мы начали выдвижение к двадцать двадцать сызнова. Теперь уже в правильном направлении, обозначенном вешками. Ну, как же это: выпить да не закурить? Закурил Колян, наполовину из кабины высунувшись, а пепел под ноги себе стряхивает. Пошел дым гулять по кабине – гуще да гуще, аж глаза режет. Нагнулся Рома над Колиным сиденьем и ахнул: кошма горит! Заглушили двигатель, потащили кошму из-под Коляна, выбросили кое-как во тьму тундровую. Пылает кошма во мраке огненным ковром, дымище во все стороны! Едем вчетвером на одном вездеходе без сопровождения, без связи, на солярке, разбавленной водой, с насосом, у которого льдом забились фильтры, с водителем в танковом шлеме (где нашел, непонятно), глухим на одно ухо (о чем ему кричат пассажиры – он не слышит в 100 % случаев), страдающим куриной слепотой. Колян абсолютно не видит дороги, вешки исчезли. Дорожники нас обманули: отвешкована была пара километров возле их вагончиков. Далее – снежная всхолмленная равнина без единого знака человеческой деятельности. Ван вей тикет. Билет в один конец… Где мы находимся? Куда ехать? Где дорога? Вопросы, ответов на которые нет. И быть не может. «Если заглохнет двигатель – нам конец» - подумал я. Двигатель тут же заглох. |