В небольшом районном городке Липецкой области, Ельце, есть железнодорожный техникум. Выпускники его работают по всей России, в том числе и в Курске. Многие ельчане связали свою жизнь с Курском. Большинство не изменили полученной профессии, проработав всю жизнь на железной дороге, вышли на пенсию. Некоторые были и остаются известными курскими политиками, хозяйственниками, общественными деятелями. Где бы не жил человек, не упустит он возможности побывать дома. Если есть бесплатный билет можно добраться до Ельца на поезде через Орёл или Касторное, если есть машина - три часа ходу через Кшень и вот уже за несколько десятков километров появится крест на великолепном Елецком соборе. А в вскоре, не спеша, поплывут мимо окон Елецкие улочки. Чуть ли не на каждом углу – церковь. До революции Елец считался крепким купеческим городом, а купцы денег на храмы не жалели, то ли грехи замаливали, то ли душа была щедрая. Бывая в гостях или по делам в Ельце, не упускаю я возможности побывать в храмах и монастырях, если есть время, стараюсь посетить Задонск, полюбоваться на крупнейший в Черноземье Владимирский собор Рождественско-Богородицкого мужского монастыря, посетить келью Тихона в женском. В пошлом году, когда уже заканчивалось отведенное на поездку время, известный Елецкий фотограф и краевед Виталий Мигунов, предложил мне заехать в недавно переданный епархии и восстанавливающийся монастырь на Каменной горе. Когда же побывал, посмотрел документы, узнал я историю, которая, как я думаю, заинтересует многих курян. *** В то время Елец относился к Орловской епархии. Недалеко от города находилась уединённая гора, получившая в народе имя Каменная. С юга от города её отделяла речка Ельчик, а с северо-восточной стороны сухой каменистый ров, прозванный «Сухой лучёк». У подножия заросшей густым лесом горы бил, пуская веселые бурунчики, не замерзающий даже в самые сильные морозы, ледяной ключ. На отлогом восточном склоне издавна селились любители уединения. Среди них были беглые крестьяне, не вынесшие тяжкой воинской службы дезертиры, не поладившие с законом бродяги. А в последнее время начали строить шалаши и землянки монахи-отшельники. В 1675-м году на Каменной горе уже был «монастырь курской иконы Божией Матери с малыми келиями для монахов». Но приюта для стариц монахинь не было, и им приходилось довольствоваться гостеприимством набожных ельчан, предлагавших им то угол в доме, то скромную трапезу. Для слушания богослужений они ходили то в одну, то в другую приходскую церковь. Первый епископ Воронежский и Елецкий, ныне богопрославленный угодник Божий, святитель и чудотворец святой Митрофан, выслушав обращение женщин о безотрадном положении, принял самое живейшее участие, и проявив отеческую заботу о пастве, обратился к царствующим тогда Иоанну и Петру Алексеевичу «с сестрою их Софией». А в 1683 году св. Митрофан поместил стариц в монастырь «курской иконы Божией матери, что на Каменной горе». Монахи, по его указанию были переведены в Елецкий Троицкий монастырь, с давних пор существовавший в Ельце. В 1775 году, «по ветхости зданий», мужской монастырь был переведен в город Лебедянь, Тамбовской епархии и причислен к Лебедянскому Троицкому монастырю. В 1831 году снова открыт в городе Ельце «перемещением штата из брянского Петропавловского монастыря» (Истор. росс. иерарх. ч. IV, стр. 83). Таким образом, 1683 год можно считать годом основания монастыря на Каменной горе, как обители женской. В документах, хранящихся в подлинниках в архиве елецкого уездного суда за 1697 год говорится не только об отдаче «Царскою милостию» иегуменье Иулите с сёстрами Каменной горы с лесом, но и ещё двадцати четвертей пашни и прочих угодий в других окрестных пустошах. Указана и величина тогдашнего монастыря: 3 сажени в ширину и 16 сажень в длину. Благославленный святителем Митрофаном и одаренный царскими милостями первый женский Каменогорский монастырь знамения курской иконы Божией Матери около ста лет существовал в порядке и изобилии. 12 апреля 1769 года в Ельце вспыхнул пожар. Несмотря на раннюю весну, погода была сухая и ветреная. Дом за домом, квартал за кварталом пожирало разбушевавшееся пламя. Выгорел весь город. Сгорели хибары бедняков и купеческие лабазы, сгорела тюрьма и здание суда, сгорели почти все храмы. Не устоял и женский монастырь. Испуганные монахини, сбившись в кучку, со страхом смотрели на объятые пламенем кельи и храм. Некоторые из них сжимали, в черных от копоти руках, наспех схваченную церковную утварь. Когда пламя угасло, среди обгоревших брёвен были найдены абсолютно неповреждённые три большие иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы Божией и Знамения Пресвятой Богородицы курской, которая и прежде признавалась чудотворною. Кроме того, разбирая завалы, нашли еще две иконы святителя и чудотворца Николая Можайского. Одна расколотая, но не повреждённая, вторая обгорелая и ветхая. В последствии, большие иконы были украшены сребропозлащенными ризами и привесами. Две из них, Спаса Вседержителя и Троеручицы Божией Матери, местные, стояли в летнем храме в главном иконостасе, а икона Знамения Пресвятой Богородицы – на левой стороне, в трапезной. Расколотая икона Николая Можайского, так же в сребропозлащенной ризе, стояла в киоте в главном храме за левым клиросом. Вторая, обгорелая и ветхая, почти через сто лет была очищена заново и украшена серебряною ризою. Эту икону, ельчане, с удовольствием брали в свои дома, вынося её и в крёстные ходы, которые несколько раз в году совершались вокруг монастыря и на святой колодец у подножия Каменной горы. Вскоре после пожара, епископ Тихон II, приемник Тихона Задонского, переместил оставшихся без приюта монахинь и послушниц в Воронежский женский монастырь. На родном пепелище остались две монахини – шестидесятилетняя Ксения и восьмидесятилетняя Агафия. Они решили жить под открытым небом, но не уходить и принять смерть на святом для них месте. Тихон Задонский неоднократно присылал схимонаха Митрофана посетить и утешить жителей Ельца. Навещал он и убогих стариц. Ночуя на голой земле, Ксения и Агафия сначала устроили себе из каменного погребка маленькую келию, а затем стали возводить храм Божий. Можно удивляться силе духа этих подвижниц, но не рассчитывавшие на помощь жителей, занятых строительством домов для себя и своих семей, жившие впроголодь, буквально на подножном корме, старицы заложили малый деревянный храм. При помощи Божией и пособии святителя Тихона, они выстроили, для начала, небольшую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в честь Её чудотворной иконы Курской, не сгоревшей в пожаре 1769 года. Тихон постоянно навещал Каменную гору и смиренных отшельниц, оказывал посильную поддержку сам, призывал жителей Ельца помогать труженицам в житейских нуждах. Один из богатейших Елецких граждан Иван Васильевич Шапошников, обеспечил монастырь штатным жалованием за свой счёт, положив в государственный банк 12 тысяч рублей серебром и исходотайствовав ему в 1823 году от Императора Александра Благословенного утверждение в третьем классе. В 1779 году святитель Тихон в последний раз посетил Каменную гору. Дела у монастыря шли нормально, многие прихожане жертвовали деньги. Так, помещица Анна Ивановна Хлусова пожертвовала 18 тысяч рублей ассигнациями на постройку храма. Сёстры монахини помогали начальнице: удивляя работавших мужчин, сами носили тяжёлые камни, очищали землю, обжигали кирпич, носили и перемешивали песок и воду. В 1805 году был освящён первый престол. Полное же освящение храма было 4-го октября 1813 года, благословением преосвящённого Досифея, епископа Орловского и Севского. В этом храме был устроен, едва ли не первый в России престол в честь святителя Тихона – после открытия его святых мощей в 1861 году. После революции монастырь на Каменной горе закрыли. Монахинь судили, сажали в тюрьмы, ссылали на каторгу. В келии заселились новые жильцы, территория монастыря получила названия улицы Рабочий Посёлок. *** Однажды, в разговоре с популярной курской тележурналисткой и ведущей Еленой Тепловой, вспомнили историю Курской Коренной, посетовали, что долго решается вопрос о возвращении иконы на Родину. Лена задумчиво произнесла: «Интересно, а, сколько вообще существует списков иконы? Какая у них судьба?». В этом году опять довелось несколько дней провести в Ельце. Монастырь восстанавливался, были отстроены и украшены часовенка Святого источника и купальни у подножия Каменной горы, построены несколько каменных келий, очищено от земли и мусора основание храма. Два года, в сезон, работает археологическая экспедиция. Меня интересовал список иконы Курской Коренной Божьей матери. Из документов я знал, что ранее она находилась на левой стороне, в трапезной. При посещении собора увидел, наконец, я икону. Висит она на правой колоне. Размер гораздо больше, чем у нашего, курского списка. По расчётам, гораздо старше нашего. На иконе серебряный оклад, одеяние богородицы из белого речного жемчуга. По прежнему, за ней закреплено название «чудотворной». Узнать об истории списка не удалось и в этот раз. Виталий попросил студентов, интересующихся краеведением «покопаться» в документах, но, учитывая, что начался учебный год, я не рассчитываю на скорый результат. Возможно, кто-нибудь из курских краеведов заинтересуется историей Елецкого списка, и эта история получит своё продолжение. |