Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Раиса Лобацкая
Объем: 17836 [ символов ]
Камбоджа. Ощущение печали
Никогда не перестаю удивляться человеческой природе и самой себе, поскольку являюсь частичкой социума со всеми его запрограммированными недостатками. Как и большинство людей, планирующих все заранее и обязательно упускающих что-то очень существенное, собираясь в Камбоджу, я была настроена только на то, ради чего собственно и затеяла эту поездку, все остальное было попросту обойдено моим вниманием. Мне очень интересна культура Индии, но я даже и не помышляю о поездке туда, поскольку хорошо представляю себе многочисленных голодных и изможденных нищих, навязчи-вых попрошаек на улицах, среди которых много детей с умоляющими глазами. Картинки кинолент. Я хорошо знаю себя. Индия принесет много боли и, несомненно, омрачит мои впечатления от непревзойденных красот ее исторических раритетов. Именно поэтому я не еду в Индию. Я еду в Камбоджу!
Камбоджа была для меня, как оказалось при ближайшем рассмотрении, terra in¬cognita – неизвестная земля. Кроме моих школьных сведений о том, что эта страна многие годы была французской колонией и отрывочных, почти стершихся газетных воспомина-ний о временах камбоджийского геноцида, устроенного вождем и учителем красных кхмеров, не больше, не меньше, как выпускником Сорбонны – Пол Потом, который, не-взирая на хорошее образование, не моргнув глазом, истребил сорок процентов населения и практически всю подчистую интеллигенцию, никаких других знаний о соци¬ально-политическом устройстве этой страны у меня, к стыду моему, просто не было. О кхмер-ской культуре – это уже могу записать себе в плюс, мои сведения были гораздо бо¬гаче и разнообразнее. Настолько богаче, что даже распространились и на оценку некото¬рых сиюминутных политических конфликтов. Незадолго до моего отъезда в Таиланд, откуда я намеревалась попасть в Камбоджу, примерно в середине ноября тайцы и камбоджийцы вступили в военный конфликт, который к счастью для всех заинтересованных сторон про-должался два (!) часа.
- Ну вот, - сокрушались мои знакомые, - мало тайцам внутренних распрей, так еще и война с Камбоджой.
Здесь я, неожиданно для себя самой проявила «высокую политическую грамот¬ность» и обстоятельно разъясняла желающим суть конфликта. Понять его было совсем не трудно – место, где развернулась эта двухчасовая баталия слишком приметно в культурно-историческом аспекте. Называется оно Привиер (Preah Vihear). Здесь строго на гра¬нице расположена древняя буддийская святыня – храм Привиер Ват, одинаково дорогая сердцам обоих народов. Граница невероятным образом рассекает территорию храма: все храмовые постройки, расположенные на вершине и склонах горы принадлежат Камбодже, два священных бассейна у ее подножия – Таиланду. Претендуя на храм, тайцы много лет аргументируют это тем, что пологий склон горы от храма ведет в сторону Таи-ланда, крутой – к Камбодже. Некая логика в этом может быть и есть, но в начале шестиде-сятых годов прошлого века камбоджийцы обратились в международный суд в Гааге, ко-торый после довольно долгого разбирательства, признал их неоспоримое право на храм. Решение было принято на том основании, что когда храм строили, Таиланд, как единое государство простирался в совсем иных границах, а, следовательно, святыня никак не могла ему принадлежать. В моей памяти, замусоренной множеством сведений о случай-ных фактах, этот эпизод застрял в те давние времена, когда я активно интересовалась ис-тори¬ческими, архитектурными и культурными памятниками Юго-Восточной Азии, и, всплыл ассоциативно, поскольку пришелся именно на тот момент, когда я собиралась по-сетить обе страны. Правда душа моя рвалась вовсе не к этому храму, а в совершенно дру-гое ме¬сто, интерес к которому возник пару лет назад как-то совсем неожиданно.
В начале мая 2007 года, я «гуляя» в глубинных недрах Интернета неожиданно споткнулась на одном удивительном конкурсе. «Ага, - сказала я себе, - вот так дела! Тут такое событие, а я совершенно не в курсе! Как же так, стыд и позор! Народы всего мира выбирают себе Семь новых Чудес света – семь лучших творений человеческого гения, созданных позднее тех, что были объявлены Чудесами две тысячи лет назад Филоном Ви¬зантийским, а я в стороне от этого процесса! Ну, нет, так нельзя!» И я немедленно с азар-том и энтузиазмом начала «болеть», а попросту голосовать за знакомые и дорогие моему сердцу, виденные хотя бы однажды памятники, поразившие мое воображение. Однако, любой конкурс полезен не только для победителей, но и для болельщиков, поскольку без-мерно обогащает эрудицию последних. Мою эрудицию обогатил Ангкор Ват. Не то, чтобы я совсем не знала о нем, некий осколок сведений, как и о храме Привиер Ват, застрял в памяти, но под углом зрения одного из Семи Чудес света никогда не воспринимался. Кстати сказать, конкурс на новые семь чудес, объявленный по инициативе известного голливудского продюсера и режиссера Бернарда Вебера и поддержанный ЮНЕСКО, завершился 7 июля 2007 года (07.07.07 - обратите внимание!) не в пользу Ангкор Вата. Он вышел в финали¬сты, но в список чудес не попал. Я снова «прогулялась» по интернетзако-улкам, порылась в университетской библиотеке и восторг мой, как и следовало ожидать, был безграничен и прагматичен: «Я должна ЭТО увидеть!!!»
И вот я уже протягиваю свой паспорт в окошечко на тайско-камбоджийской границе. От вожделенного Ангкора меня отделяет всего 165 км, которые пролегают через северо-западную часть страны. Любое место я всегда пытаюсь охарактеризовать одним словом. Нашлось оно и для Камбоджи, причем пришло почти сразу за стенами погранич¬ного пункта вместе с неожиданно обрушившейся на меня вопиющей грязью и нищетой, настырно протянутыми руками и визгливыми голосами неухоженных детей, потухшими глазами взрослых, не обустроенной дорогой к вожделенному храму. Я стремилась позна¬комиться с лучшим творением эпохи РАСЦВЕТА кхмерской культуры, но путь к узнаванию прошлых столетий, как выяснилось, пролегает через эпоху УПАДКА кхмерского социума, выпавшего на долю страны в конце двадцатого - начале двадцать первого века. Впору было с иронией сказать себе «О, сколько нам открытий «чудных» готовит просве¬щенный мир…». Выклянчивающие подачки дети – самая яркая примета упадка, вызывают двоякое чувство: острую бо¬лезненную жалость, смешанную с отторжением – нищета ро-ждает поколение потребителей, которые никогда не будут знать, что любое благо прино-сят только труд, умение и талант. Страна, в которой растут попрошайки с рабской психологией, обречена на вечную нищету.
За пределами приграничной полосы обстановка менее нервная и люди на фоне разлитой вокруг бедности уже не выглядят столь униженно. Дорога просто «военно-полевая» вся в рытвинах и ухабах, но строительство новой уже ведется. Правда способ его ведения несколько обескураживает: все мосты строят одновременно, а дорожное полотно - отдельными фрагментами. Закономерность этой фрагментарности уловить практически невозможно, но скорость продвижения от границы к Ангкору, что называется «оставляет желать…». Для того, чтобы понять логику любого подобного процесса, хоть в Камбодже, хоть в России, необходимо проникнуть в головы чиновников, ответственных за столь важное для страны мероприятие. Чуть позже гид – симпатичный, эрудированный камбод-жиец, получивший в свое время образование в Минске, дает пояснение:
- Коррупция. Тайская авиакомпания, чтобы не потерять клиентов, а это неизбеж-но произойдет, когда дорогу все же построят, дает взятки камбоджийским чиновникам, и те как могут вот уже несколько лет «нажимают на тормоза».
- А деньги? - интересуюсь я, - Деньги на строительство есть? Может быть, при¬чина просто в слабом финансировании?
- Денег выделили много. Воруют, - не особенно эмоционально констатирует мой собеседник.
- А что за странную желтую жидкость продают во множестве двухлитровых бутылок вдоль дороги? – попутно интересуюсь я, проясняя некоторые свои дорожные наблюдения.
- Контрабанда. Еще раз коррупция и воровство! – невесело смеется он в ответ, - В Камбодже бензин на 40% дороже, чем в Таиланде. Генералы покупают его там, якобы для нужд армии, а потом этот бензин, разлитый во множество бутылок, попадает на дорогу и расходится по ценам чуть меньшим, чем на официальных заправках. Частных машин единицы, но мотоциклов много. Выгодно и продавать, и покупать, - все также без нажима и эмоций поясняет гид.
Классика!!! Просто Ильф и Петров: «узнаю брата Васю!».
Придорожный антураж очень напоминает обрывки каких-то давно виденных кинофильмов. Дома на сваях с крытыми пальмовой соломой крышами. Меконг во время дождей устремляется по многочисленным каналам и протокам, заливает бескрайние рисо¬вые плантации и вплотную подступает к жилью. Руки просто сами рвутся к видеокамере и фотоаппарату: буйволы, запряженные в грубо сколоченные, тряские телеги, люди с длин¬ными бреднями, «прочесывающие» обширные мелкие грязные водоемы, весело купающиеся здесь же в этой мутной глинистой взвеси дети, вытянувшиеся в цепи крестьяне, обрабатывающие рисовые поля. Девятнадцатый век прочно пророс корнями в эту землю, не оставив места двадцатому, а уж тем более двадцать первому. Камбоджийцы утверждают, что французы оставили свою колонию в образцовом порядке не только свободной, но и вполне процветающей страной. Жаль, что все пошло прахом!
Климат позволяет собирать три урожая в год, однако тридцать лет войны, а осо¬бенно американские бомбардировки вовремя их вьетнамской компании, в сочетании с «умелым» правлением Пол Пота почти полностью привели в негодность, хорошо отла¬женную ирригационную систему. Теперь по всей Камбодже собирают только один урожай! Восстановить утраченное нет сил. Невероятно! Ассоциации с Китаем не в пользу камбоджийцев. Пол Пота давно нет, но дело его жи¬вет и процветает пусть и бескровно. Недаром сейчас реальная власть не у короля, а у триумвирата министров - бывших со¬ратников предводителя красных кхемеров, в свое время насмерть рассорившихся с ним. Как говориться, «no comments».
Городок, обслуживающий туристов, приезжающих взглянуть на Ангкор, называется Сием Реап, что означает «Сиам проиграл». Если бы… Во второй половине дня, после короткого отдыха в отеле, знакомство с укладом девятнадцатого века продолжается на озере Тонлесап. «Почему жизнь так коротка? Зачем осталось много меньше лет, чем про-жито? Вот если бы хватило времени, денег и таланта написать книгу, а еще лучше снять фильм … Какой хороший фильм мог бы получиться…». Эти мысли воз¬никают на лодке во время обычного развлечения для туристов. Озеро Тонлесап – одно из крупнейших в Юго-Восточной Азии: длиной более 150 и шириной около 50 км. Глубина, правде, подкачала: всего первые метры, но дело не в глубине. Вдоль всех его берегов прямо на воде жи¬вописным веером раскинулись разнотипные лачуги на сваях и платформах – совсем бедные и побогаче. Это и жи¬лые дома, и магазины, и школы, даже спортплощадки и парик-махерские. Жизнь! Неиз¬менная жизнь многих поколений в течение нескольких столетий. Очень бедная, без электричества и телевизоров, очень однообразная. Жизнь, которая не может не раздражать на фоне нескончаемого по¬тока туристов, унизительная копеечными чаевыми, вызывающими неизменные благодарные поклоны, от которых у меня внутри все сжимается в болезненный комок.
УПАДОК. Но, разумеется, не об этом хотела бы я сделать фильм, а о людях. Лю-ди интересны всегда, во всех своих жизненных проявлениях и обстоятельствах, даже в тех, отклик на которые неприятие и отторжение. Здесь на лодке я встретила десятилет¬него мальчика – красивого - в Камбодже очень красивые дети, с роскошной, обаятельной улыбкой, живого, любознательного, доброго и открытого, с удивительной врожденной тактичностью. Невзирая на возраст, он активно помогает отцу зарабатывать на хлеб, не прося подаяния, а с достоинством человека уже владеющего ремеслом – ремеслом лодоч-ника. Мы быстро знакомимся. Доброжелательный шаг навстречу сразу, вмиг, после пер-вой же моей робкой попытки к сближению. Ему интересны люди. Через них он загляды-вает в мир, и уже знает, как этот мир беспределен и разнообразен. Он стремится в этот мир всей своей душой, и мы быстро находим общий язык. Слава тебе – простой и доступный инструмент всемирного общения – английский! Маленький камбоджийский мальчик им немного владеет, что позволяет мне при нашей с ним случайной, короткой встрече напитаться редкой для туриста информацией. Именно эта встреча осталась для меня одним из самых заметных камбоджийских впечатлений, породившим желание продлить собственную жизнь и рассказать восхитительную историю подро¬стка из деревни на мутной во-де тропического озера.
Мысль не отпускает меня до позднего вечера и я, как Вини Пух, продолжаю ее «думать», поднимаясь в нескончаемой шеренге туристов со всего мира, на гору Пном-кром над Ан¬гкором, чтобы посмотреть с храмовых развалин, венчающих ее вершину, на закат бесподобной красоты. В южных широтах заход солнца удивителен и не похож на привычный для жителей северных. Мне доводилось наблюдать его многократно в Израиле, Египте, Таиланде и, наконец, здесь в Камбодже. Примерно к пяти часам вечера солнце ярким диском начинает стремительно падать к горизонту, разгораясь в своем по-лете все ярче и ярче, пока, наконец, и вовсе не упадет безвозвратно в неведомую бездну, после чего, в контраст его безумному краткому полыханию, в единый миг наступает кро-мешная тьма. Эти заходы солнца существенно отличны, например, от сибирских, где еще долго после заката, словно чуть спрятавшись, светило посылает на Землю свои лучи из-за невидимой кромки, никак не желая уступить законное место ночи.
Утренняя встреча на следующий день с храмами Ангкора насквозь пропитана ощущением упадка, которое только усиливает чувство печали. В девятом веке один из кхмерских королей начал строит здесь столицу. Его дело со вкусом и размахом вплоть до пятнадцатого века продолжали приемники, но затем столица была перенесена в Пном-пень, и Ангкор остался «на разграбление» джунглям. В 1861 году французский натуралист Анри Муо, почти случайно натолкнувшись на древние развалины, открыл бриллиант кхмерской культуры на восхищение человечеству. Изумительной красоты остатки нерас-чищенного от джунглей храма-монастыря Та Пром повсюду обвиты и пронизаны как змеями корнями самого живучего тропического дерева – баньяна, продолжающего разру-шать и «поедать» некогда совершенные плоды человеческой фантазии. Разрушение и упадок.
В центе «Великого города» - Ангкор Тома, с каждой из пятидесяти башен знаме-нитого храма Байон со спокойной безнадежностью взирают на день сегодняшний огромные глаза двухсот лиц, принадлежащих Бодхисаттве Авалокитешваре – в буддизме олицетворению милосердия и сострадания. Символично для сегодняшнего дня, как и то, что моделью для скульпторов послужил сам построивший храм король Джаяварман VII. Кам-боджа, может быть как никогда раньше, нуждается сегодня в милосердии и сострадании, но все двести изображений Авалокитешвары в цепких когтях времени. Разрушение и упадок.
Разрушение и печаль на террасе слонов, возле которой когда-то проходили зре-лища невиданной красоты и размаха. Печаль и разрушение на террасе Прокаженного короля, ощущение которых усиливается одинокой обнаженной скульптурой в центре террасы, ее неприкаянностью и беззащитностью. И еще ощущение тревоги. Оно приходит, когда разглядываешь декор древних стен. На них как на лакмусовой бумажке отразилась хрупкость всего, что нас окружает в этом мире. Отразилась через смену религиозных пристрастий властителей Камбоджи. Одни короли поклонялись индуистским божествам, другие буддистским. В каждую смену власти индуистский декор сменялся буддистским – танцовщицы-апсары уступали место Будде. Потом новый король и новые-старые пристрастия. Изображения Будды на многих колоннах тщательно вычищены. Вон, оказывается, когда еще, много столетий назад, закладывалась традиция разрушения!
Ощущение опутывающей меня паутины упадка на время отпускает только в хра-ме, ради которого я и приехала сюда. Ангкор Ват – символ Камбоджи, занимающий более 200 га, самый крупный храмовый комплекс в мире. Его построил в двенадцатом веке ко-роль Сурьяварман II в честь бога Вишну в период расцвета кхмерского государства. Совершенная архитектура каждой своей башней, каждой из шести библиотек, каждым бассейном свидетельствует – этот памятник по праву должен быть в списке Чудес Света! Его грандиозному размаху и архитектурному совершенству несомненно уступают и статуя Христа в Рио де Жанейро, и пирамида Чичен Ицу в Мексике, и даже Петра в Иордании, вошедшие в «великолепную семерку». Как главная достопримечательность страны, храм ухожен. Разрушение осталось там, за его двумя входами. Один обращен к закату, другой - к восходу.
В этом храме так много символичного. Он изначально носил двойное назначе-ние: при жизни короля – связь с небесами, после его смерти – дорога к ним. Построенный в честь индуистского божества он богато декорирован фигурками танцовщиц. Их на сте-нах галерей несколько тысяч. Одна апсара не похожа на другую поворотом головы, дви-жением рук, деталями одежды. Их взгляды загадочны, они манят и обещают радость и блаженство. Согласно легенде из пупа Вишну возник цветок лотоса – символ чистоты, красоты и расцвета. Чтобы подняться на любую из башен-пирамид Ангкор Вата нужно преодолеть множество очень узких и очень крутых, почти вертикальных ступеней – путь к богу проходит через труд и пот, но там наверху – СВЕТ.
Ангкор Ват изображен на государственном флаге страны и ее денежных знаках. И так хочется верить, что именно этот символ вдохнет новую жизнь в государство с древ-ней культурой, населенное красивыми детьми и добрыми людьми, с землей прекрасных древних храмов и роскошной тропической природы. Хочется верить, что тем, кто приедет сюда любоваться Ангкор Ватом в качестве терминов, определяющих его ощущения от страны вместо «упадок» и «печаль» выплывут слова ВОЗРОЖДЕНИЕ и ПРОЦВЕТАНИЕ.
Я покидаю Камбоджу с надеждой.
Дата публикации: 26.12.2008 18:15
Предыдущее: ПризнаниеСледующее: Острый привкус Таиланда

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Феликс Лукницкий[ 24.02.2009 ]
   Мы с женой летели специально в Ангкор-Ват, но моей целью было увидеть Страну и людей средне-старшего поколения. выживших из Полпотовского перемола нации.
   Когда Камбоджу освободила армия Вьетнама, у нас вышла переводная брошюра польского журналиста, который (с группой коллег из разных стран) - на штыках вьетнамцев - перыми вошли в Пномпень. Это - потрясающий документ, поэтому я многое уже знал. Но когда мы там с гидом (он явно, как и многие спасшиеся, при Полпотовском режиме представлялся слабоумным) ходили между чуть засыпанных рвов с десятками тысяч уничтоженных, когда фрагменты ткани и кости - на поверхности, и когда ходили по бывшей франц. гимназии, превращённой в массовый застенок (теперь Музей геноцида), и что мы там видели, включая фотографии...
    Два мира: Ангкор-Ват - выявленный в 19-м веке, к которому летят со всего мира пытливые люди, и уродство Страны, над которой надругались СВОИ изверги у власти, исповедывавшие на словах, как и у нас в период Империи ГУЛУГа, - коммунистические доктрины.
   
    Это напоминание ВСЕМ народам - во что может превратиться тоталитаризм Власти в отдельно взятых странах. И не только Азии-Африки-Ю.Америк­и...­
 
Раиса Лобацкая[ 24.02.2009 ]
   Да, Феликс, я с Вами согласна, но видела там так мало, что во-первых, непременно, хочу вернуться, а во - вторых, написать подробнее и ярче с чужих слов... не в моих правилах. Спасибо.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта