Для начала, как пример, приведу структуру одного Профессионального Общества. American Educational Research Association (Американская Образовательная Научно-Исследовательская Ассоциация), в ряды которой я недавно вступила для детального изучения ее структуры и деятельности. Членам общества предоставляется возможность публиковаться в журналах издаваемых этой организацией, получения на свой адрес печатных изданий и многое другое. Американская образовательная научно-исследовательская ассоциация (AERA), основанная в 1916, имеет прямое отношение к улучшению образовательного процесса путем поддержки школьных требований имеющих отношение к образованию и оценке, и путем сопровождения практического применения результатов исследования. AERA является высочайшей степени международной профессиональной организацией. Целью, главным образом, которую она решает, является продвижение образовательного исследования и его практического применения. В структуре работает более чем 26.000 членов, а именно: воспитатели; администраторы; директоры исследования; люди, работающие в области тестирования или оценочной деятельности на федеральном и областном и местном уровне; адвокаты; оценщики; дипломированные студенты; и ученые изучающие поведение обучающихся и научных работников. Обширный ряд дисциплин, представленных членством, включает в себя: образование, психологию, статистику, социологию, историю, экономику, философию, антропологию и политическую науку. Миссия AERA, национальное научно-исследовательское общество, которое стремится продвинуть знания об образовании, поддержать школьные требования, связанные с образованием, и содействовать использованию исследования, чтобы улучшить образование и поддерживать государственное образование на достойном уровне. AERA – это самостоятельная коммерческая организация, которая имеет свой устав и действует в рамках конституции и федеральных и областных законов. Она не подчиняется каким-либо министерствам и департаментам, а имеет договорные отношения. Данная организация сама разрабатывает принципы образовательных программ и предоставляет руководство для учебных заведений, поскольку именно это профессионалы, которых не требуется контролировать. В организации разработан целый свод законов, согласно которым осуществляется ее деятельность, которая не противоречит законодательству. Над этой организацией нет вышестоящих органов, которые могли бы регламентировать их деятельность. Ниже представляю, что представляет собой департамент образования правительства США: Основная миссия департамента – это сопровождение студенческих достижений и подготовка студентов к глобальной конкурентоспособности путем содействия образовательному превосходству и гарантия равного доступа. Кроме того, в основных документах департамента указывается, что это децентрализованная организация, поскольку каждый штат имеет свой департамент, при этом все они не занимаются регламентирующей деятельностью. Что касается решения разработки инновационных образовательных и научных программ, то это прерогатива Профессиональных Обществ, с которыми департаменты имеют договорные отношения. Ниже описываю структуру департамента образования правительства США: Департамент образования работает в первую очередь со студентами, родителями, учителями и администраторами, которые напрямую могут через интернет общаться с чиновниками, получать интересующую их информацию, задавать вопросы и получать ответы. Американский Департамент Образования - агентство федерального правительства, которое устанавливает политику для административных единиц и координирует федеральную помощь образованию. Оглавление 1. Что представляет американский Департамент Образования? 2. Что делает Департамент Образования? 3. Что не делает Департамент Образования 4. Как Департамент Образования организован? 5. Где Департамент Образования находится? 6. За дополнительной информацией Первый пункт – это миссия департамента Второй пункт: 1. Министерство образования — устанавливает политику, касающуюся федеральной финансовой помощи образованию, управляет распространением этого капитала, и контролирует их использование. 2. Отдел Образования — собирает данные и наблюдает за исследованием относительно школ Америки и распространяет эту информацию педагогам и широкой публике. 3. Отдел Образования — идентифицирует главные ценные бумаги и проблемы в образовании и сосредотачивает национальное внимание на них. 4. Отдел Образования — предписывает федеральные уставы, запрещающие дискриминацию в программах, и принимает активные действия для получения федерального финансирования и гарантирует равный доступ к образованию для каждого человека. Третий пункт: Что не делает Департамент Образования Согласно Десятой Поправке американской Конституции: "Власть, не делегируется в Соединенных Штатах, в соответствии с конституцией, но не запрещена департаментам штатов, зарезервирована к штатам соответственно, или людям. "Ничего специфического не сказано в Конституции об образовании; поэтому это падает вне федеральной власти. При создании Департамента Образования, Конгресс ясно дал понять, что секретарь и другие чиновники Департамента не могут вмешиваться, осуществлять "любое руководство, вести наблюдение, осуществлять контроль над программой и инструкциями учебного плана администрации, или персонала любого образовательного учреждения, школы, или школьной системы. «Учреждение школ и колледжей, развитие учебных планов, урегулирование требований для регистрации и окончания - эти - обязанности, должны разрабатываться различными местными органами и сообществами, также как общественными и частными организациями всех видов, но только не американским Департаментом Образования». Как видно из представленного материала, одним росчерком пера КОНГРЕСС лишил департамент образования возможности создания коррумпированного сообщества, способного вступать в денежные отношения с издательствами, Профессиональными Обществами, разрабатывающими учебную, методическую литературу. Совершенно очевидно, что сегодня в нашей стране организации, занимающиеся издательской деятельностью, обязаны согласовывать свою продукцию с чиновничьим аппаратом. Одним постановлением было «убито два зайца», первое – взятки, второе - теневой капитал, который образуется, когда деньги выводятся организациями для дачи взятки, а, следовательно, это налоги, не поступившие в казну. Четвертый пункт: Существует восемь офисных программ: 1. Офис английского Овладения языком, Языкового Совершенства, и Академического Достижения для студентов с ограниченным знанием английского ( ) управляет программами, разработанными для того, чтобы позволить студентам с ограниченным английским овладеть мастерством, стать опытными в знании английского языка и встретить стимулирующую государственную поддержку для достижения академических стандартов. 2. Офис Гражданских прав ( ) предписывает федеральные уставы, которые запрещают дискриминацию в образовательных программах и действиях, получающих федеральную финансовую помощь. 3. Офис Образовательного Исследования и Усовершенствования ( ) поддерживает исследование и демонстрационные проекты, направленные на улучшение образования; собирает и анализирует статистику образования; распространяет информацию относительно полученных данных исследования и статистики образования; и обеспечивает техническую помощь тем, кто работает, чтобы улучшить образование. 4. Офис Начального и Среднего образования ( ) обеспечивает лидерство, техническую помощь, и финансовую поддержку, согласно заявкам из местных агентств образования для обслуживания и усовершенствования для общественных и частных дошкольных, начальных, и среднего образования учреждений. OESE управляет программами, разработанными, чтобы продвинуть академические возможности национальных нужд детей. 5. Офис продолженного среднего образования ( ) ответственен за формулировку федеральной политики продолженного среднего образования и управляет программами предоставления грантов, которые обеспечивают помощь высшим и профессиональным учреждениям образования для реформ, новшеств, и усовершенствования. ОРЕ также ответственно за процесс признания агентства аккредитации и за координацию с государством по делам, которые затрагивают установленное участие в федеральных финансовых программах помощи. 6. Офис Специального Образования и Реабилитирующих Услуг ( ) поддерживает программы, разработанные, чтобы обучить детей со специальными потребностями; предусматривает восстановление молодежи и взрослых с ограниченными возможностями и поддержку исследований, направленных на то, чтобы улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями, независимо от возраста. 7. Офис Федеральной Студенческой Помощи ( ) управляет системами и продуктами, связанными с обеспечением федеральной финансовой помощи в количестве миллиардов долларов ежегодно миллионам студентов, поступивших в высшие и профессиональные учебные заведения и занимающихся своим образованием и развитием. Офис обеспечивает информацию и формируется для студентов, нуждающихся в ссудах, грантах, и капиталах для исследования, так же предоставляет техническую информацию для администраторов финансовой помощи, кредитных учреждений, аудиторов, и в других областях. В 1998 этот офис стал первой и основной организацией в федеральном правительстве с увеличенной ответственностью за результаты и большей гибкостью в операциях. 8. Офис Обучения на каникулах и Обучения взрослых ( ) поддерживает широкий диапазон программ и действий, которые готовят людей к занятости, и это дает взрослым основные умения и навыки, необходимые для получения диплома средней школы или эквивалента. Структура Департамента Образования состоит всего лишь из 8-ми отделов. Роль государства в образовании Обзор 1. Образование - прежде всего прерогатива областей и локальных учреждений, на которых лежит ответственность в Соединенных Штатах. Это – местные и локальные сообщества, так же как общественные и частные организации всех видов, которые учреждают школы и колледжи, развивают учебные планы, и определяют требования для регистрации и окончания. Структура финансов образования в Америке отражает эту преобладающую областную и местную роль. Приблизительно из 1 триллиона $, выделенного в национальном масштабе на образование на всех уровнях в течение учебного 2007-2008 года, существенное большинство приходит из бюджетов областных, местных, и частных источников. Это особенно верно на начальном и вторичном уровне, куда только более чем 91 процент капитала прибудет из не федеральных источников. 2. Это означает что Федеральный вклад в начальное и среднее образование менее чем 9 процентов, он также включает капитал не только от Департамента Образования, но также и от других Федеральных агентств, типа Департамента Здравоохранения и Человеческих Услуг, Министерства сельского хозяйства. Даже когда поддержка продолженному среднему образованию начала работать, то общий вклад, включая ссуды и другую помощь, сделан доступным в результате студенческих программ финансовой помощи, составляющих только приблизительно 12 процентов полных расходов для всех уровней образования. Ассигнование в размере 68.6 миллиардов $, между прочим, является меньше чем 2.3 процента бюджета Федерального правительства в 3 триллиона $ в бюджетном году 2008. 3. Хотя 12 процентов, возможно, и не звучит достаточно весомо, но Департамент Образования упорно трудится, чтобы получить большие средства на образование, но чтобы это не вызвало взрыва у налогоплательщиков. Это отражается в историческом развитии роли государства в образовании, как своего рода, "системы реакции на аварийные ситуации"- это означает, что государство устраняет недостатки в системе образования при поддержке местных органов, когда критические национальные потребности возникают. Как видно из представленного материала департамент образования США делегирует свои полномочия регионам и не мешает им в разработке образовательных систем, кроме того, из всех финансов, которые выделяются из федеральной казны в процентном отношении, эта цифра не превышает 12%, все остальное финансирование осуществляется из других источников. Совершенно очевидно, что Американский Департамент Образования построен по принципам компактности, минимизации полномочий и максимальной недоступности бюджета для чиновников, т.е. минимизируются сами возможности коррупции. Привожу структуру Министерства образования и науки Российской Федерации: СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВО; ДЕПАРТАМЕНТЫ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ; ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; АГЕНТСТВА И СЛУЖБЫ РУКОВОДСТВО МИНИСТР; ЗАМЕСТИТЕЛИ МИНИСТРА; ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТОВ; ЗАМЕСТИТЕЛИ ДИРЕКТОРОВ ДЕПАРТАМЕНТОВ ДОКУМЕНТЫ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ; ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ; УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ; АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ; ПРИКАЗЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ; ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОИСК ДОКУМЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕГИЯ; ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ИННОВАЦИИ; ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ; ДЕМОГРАФИЯ; МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ВЫСТАВКИ; КОНКУРСЫ И ТЕНДЕРЫ; РЕЗУЛЬТАТЫ Структура Российского Министерства – это огромное ведомство с большим числом полномочий, занимающееся законотворческой деятельностью, регламентирующее все сферы науки и образования, которому подчиняются все образовательные учреждения. Эта организация берет на себя полномочия определять, какие программы имеют право на жизнь, а какие надо запретить, а, следовательно, появляется возможность договариваться «кого казнить, а кого миловать». Сегодня Министерство издает распоряжения и указы, кому и в какой школе учиться, в то время как в развитых странах решение, где учиться принимает сам школьник, причем независимо от места проживания, города и страны. В школьный период мне пришлось обучаться по трем разным образовательным системам (сменила 3 образовательных учреждения), и я на себе испытала все их достоинства и недостатки. Учителя знали, что традиция – это устаревшая система, которая модернизируется, но не дает развития ученикам, но они, зачастую, не могли отказаться от данной системы, поскольку высокопоставленные чиновники уже в областях и регионах определяют и рекомендуют какую программу брать на вооружение. Они вступают в сговор с издательствами и при продвижении программы получают откаты. Если учесть их авторитет, административный ресурс, способы воздействия, вплоть до увольнения директоров, то становится очевидным, почему коррупция расползается с Министерств до региональных чиновничьих структур. Могу констатировать, что изменения в положительную сторону, конечно, происходят, появляются директора и учителя, которые вопреки высокопоставленным чиновникам начинают осваивать более современные программы. Сегодня создается задел материального поощрения наиболее одаренных преподавателей и школ с хорошими показателями подготовки учеников, но все равно – это сопровождается конфликтами. Следующий немаловажный аспект - это структура Американской и Российской Академий Наук, которые определяют, как мы осуществляем научно-технический прогресс. Далее привожу пример структуры Американской академии наук, которая является одобренной правительством Соединенных Штатов некоммерческой организацией. AAS Prizes Награды (призы) • Academic Excellence Prize Приз Академического Превосходства • Young Scientist Prize Приз Молодого Ученого • Conference Paper Prize Приз Статья Конференции 1. Приз для ученых с международным именем в области наук или разработок и сделавших огромный вклад в развитии Академии. 2. Награда ученым (включая дипломированных студентов) кому не более 30 и представившим свои научные исследования на встречах/конференциях/симпозиумах, проводимых под эгидой Академии. Номинанты должны быть первыми авторами их статьи. 3. Награда для ученых, кто принимал участие на встречах/конференциях/симпозиумах и представил научно-исследовательскую статью. Обычно это награда для иностранных ученых Возможности Трудоустройства Если Вы интересуетесь работой Академии, пожалуйста, вышлите ваше Резюме (Текст формат – блокнот) наряду с письмом к Департаменту Человеческих Ресурсов. В настоящее время данная позиция открыта для заявителей: • Секретари • Бухгалтеры • Административные Ассистенты • Ассистенты Конференций • Координаторы Программ • Маркетинговые специалисты • Редакторы • Редакционные Ассистенты • IT Специалисты • Программные менеджеры Вы можете подать заявку на вступление в Академию в любое время. Ваше Резюме будет сохранено в нашей базе данных. Наш Человеческий отдел Ресурсов свяжется с Вами для интервью, если ваше резюме будет соответствовать условиям положений. Пожалуйста не называйте и не посылайте электронную почту, если Вы не получаете уведомление. ПОЛОЖЕНИЕ МИССИИ Распределение научной информации общественности Организация академических обменов среди ученых Продвижение разработок и коммерческих предложений важных научных находок Советы правительствам и Организации Объединенных Наций по важным проблемам в областях развития науки, человеческого здоровья, и глобальной окружающей среды Выборы Академиков и сотрудников Академии Награды Академии и призы Как видно из представленного материала Американская Академия Наук (ААН) это организация, двери которой открыты для любого, кто имеет научные достижения, она не имеет ограничений в членстве, поскольку это не «государственные содержанцы». Стать членом этой организации могут иностранцы. Миссия ААН состоит всего из 6 пунктов, причем два последних – это чисто организационные. ААН представляет в открытом виде возможности трудоустройства в ее структуре. Американская Академия Наук является некоммерческой, негосударственной организацией одобренной правительствами Соединенных Штатов. Основной вид деятельности академии – продвижение научных достижений, организация конференций, публикаций, работа с Конгрессом, Организацией Объединенных Наций, Правительством и общественностью. Никаких регламентирующих полномочий Академия не разрабатывает, она одобренная структура, но никто не наделял ее командными и распорядительными полномочиями. Ниже представлен сайт ААН, где видно, что там присутствует семь заголовков: домашняя страница (она продемонстрирована ниже); миссия; членство; призы; конференции; карьера и контактная информация. Домашняя Миссия Членство Награды Конференции Карьера Контакты РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОБ АКАДЕМИИ ПРЕЗИДИУМ РАН СТРУКТУРА РАН ЧЛЕНЫ РАН НОВОСТИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРЕССА НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ИНСТИТУТОВ РАН ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ РАН КОНКУРСЫ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНСИЙ СПРАВОЧНАЯ КАРТА САЙТА ФОРУМ ИНФОРМАЦИЯ ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРТАЛЕ 21.05.2008 Обновлены документы в разделе «Распоряжения Президиума РАН» 21.05.2008 Обновлены документы в разделе «Постановления Президиума РАН» 15.05.2008 Опубликованы материалы личного архива изобретателя и ученого Константина Эдуардовича Циолковского. 13.05.2008 Обновлена страница «Бухгалтерская и сводная отчетность» ОБЪЯВЛЕНИЯ Международная научно-практическая конференция «Инновации РАН - 2008» Актуальное интервью: Академик Александр Некипелов. Центральный Дом учёных РАН - план мероприятий на май 2008 года SIMEXPO - Научное приборостроение - 2008 Баннер Информационного Web-портала РАН Публикации газеты "Научное сообщество" Организационная структура Российской академии наук ПРЕЗИДИУМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ПРОФСОЮЗ работников РАН ЧЛЕНЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Членами Российской академии наук являются действительные члены РАН (академики) и члены-корреспонденты РАН, избираемые Общим собранием РАН. Действительными членами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Членами РАН избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации. Члены РАН избираются пожизненно. Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Иностранными членами Российской академии наук избираются крупнейшие зарубежные ученые, получившие признание мирового научного сообщества. Иностранные члены РАН избираются Общим собранием РАН. III. ЧЛЕНЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИНОСТРАННЫЕ ЧЛЕНЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Членами Российской академии наук являются действительные члены Российской академии наук (академики) и члены-корреспонденты Российской академии наук, избираемые общим собранием академии. Выборы в Российскую академию наук проводятся в соответствии с настоящим уставом и положением о выборах в Российскую академию наук, утверждаемым общим собранием академии. Действительными членами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Членами Российской академии наук избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации. Члены Российской академии наук избираются пожизненно. Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Правительством Российской Федерации устанавливаются: а) численность действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук по представлению общего собрания академии; б) оклады за звания действительных членов Российской академии наук и членов-корреспондентов Российской академии наук. Выборы членов Российской академии наук проводятся не реже 1 раза в 3 года. Время проведения выборов, наименования специальностей и количество вакансий по каждой специальности устанавливаются президиумом Российской академии наук с учетом предложений отделений академии, ее региональных отделений и региональных научных центров. Сообщение президиума Российской академии наук о проведении выборов публикуется не позднее, чем за 4 месяца до проведения выборов. Изменение наименований специальностей, их распределения по отделениям Российской академии наук и количества вакансий по каждой специальности после публикации сообщения о выборах не допускается. Иностранными членами Российской академии наук избираются крупнейшие зарубежные ученые, получившие признание мирового научного сообщества. Иностранные члены Российской академии наук избираются общим собранием академии. Выборы иностранных членов Российской академии наук проводятся одновременно с выборами членов Российской академии наук, не реже 1 раза в 3 года. Количество вакансий для избрания иностранных членов Российской академии наук и их распределение по отделениям академии устанавливаются президиумом Российской академии наук. Каждый член Российской академии наук является членом одного из отделений академии. Академики и члены-корреспонденты Российской академии наук могут перейти в другое отделение академии. Решение о переходе принимается этим отделением в соответствии с процедурой, предусмотренной положением о выборах в Российскую академию наук для избрания в отделении кандидатов в академики и члены-корреспонденты Российской академии наук соответственно. Члены Российской академии наук, состоящие в одном отделении, могут с согласия большинства членов другого отделения, выраженного тайным голосованием, принимать участие в его работе и пользоваться правами члена этого отделения, за исключением права голоса при выборах кандидатов в члены Российской академии наук, академика-секретаря отделения и бюро отделения. Члены Российской академии наук, объединяемые ее региональными отделениями, одновременно состоят в одном из отделений академии в соответствии со специальностью, по которой они были избраны. Действительные члены Российской академии наук и члены-корреспонденты Российской академии наук ежегодно представляют в отделение и региональное отделение, в которых они состоят, отчет о своей деятельности. Члены Российской академии наук участвуют в управлении деятельностью академии в качестве членов общего собрания Российской академии наук и общего собрания отделения, в котором они состоят. Члены Российской академии наук имеют право вносить на рассмотрение президиума Российской академии наук и бюро отделений академии научные и научно-организационные вопросы и участвовать в их обсуждении. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус. Российская академия наук действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава. На территории Российской Федерации Российская академия наук является правопреемницей Академии наук СССР. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. Представленный материал констатирует, что Российская Академия Наук это - закрытая организация, с тайным голосованием, находится на содержании государства, имеет ограниченное членство, недоступна для избрания и вступления («государство в государстве»), занимается регламентирующей и распорядительной деятельностью и издает указы. Сама структура коррумпирована, в ней процветают принципы зависти, огромного карьеризма (пожизненное членство и оклады), членом можно стать только за «большие деньги» и по своей сути это тормоз для будущего нашей страны. Не будучи политиком, признаю, что люди, входящие в состав Академии это сливки нашего общества, самая умнейшая прослойка, у нее самый высокий интеллектуальный и научный потенциал, но устройство самой структуры требует пересмотра, поскольку она порождает много негативных явлений. В сравнении с Американской структурой Академии Российская Академия сильно уступает, поскольку имеет много отрицательных сторон, которые сказываются на развитии нашего государства. В Америке с уважением относятся к выдающимся людям, им ничего не грозит, молодежь «не наступает на пятки» и не претендует на места, отсутствует борьба за место и членство, она в возрасте до 30 лет может быть в составе Академии и это приветствуется, нет никаких ограничений, оцениваются только заслуги. На мой взгляд, правительство и президент могут решить вопрос переустройства Академии, не ущемив каких либо преимуществ у членов Академии, если решат несколько основных положений: Академия должна быть доступной для талантливых людей (в том числе молодежи), не должно быть конкуренции за портфели (мы, объединив усилия «мудрость и талант», обязаны сделать нашу страну передовой). Самый больной, серьезный и острый вопрос это снять ли Академию с государственного довольствия (как это существует в развитых странах) при этом довести заработки ученых до мировых стандартов (что не будет болезненно) через государственные и бизнес заказы или увеличить объем финансирования, но в любом случае, членство в Академии должно быть доступным и не закрытым. Пока будет существовать зависимость чиновников обогащаться за счет своего положения, а не достойных заработков от государства и бизнеса, мы будем заметно отставать в области научных технологий. Приведу пример, как обстоят дела в Китайской Академии наук, которая, оставаясь государственной структурой, сильно трансформировалась. После основания Нового Китая в 1949, наука и техника в этой стране начала развиваться как часть модернизации и развилась быстро за последние 20 лет реформы и открытия. Обратите внимание, что они сами отмечают, что основной прогресс происходит только последние 20 лет, когда открылись границы и китайцы стали получать образование в мировом сообществе, приобщаться к новейшим технологиям развитых стран. Китай стал лидером (т.е. даже перегнал) во многих областях науки и образования передовые страны. Заметьте, что 20 лет это 1988 год, когда у нас шла перестройка. Что мы сделали за эти 20 лет? Сегодня от 30 до 50% товаров продаваемых в Америке это китайские товары, а что продаем мы? Уверена, что Российские ученые не уступают китайским, но все определяется условиями, в которых мы работаем. Привожу цитату из положения китайской Академии: В Китае создали 12 летний план развития, где особое место занимает наука и образование. Ниже привожу сайт Китайской Академии наук, где опять же, отчетливо видно, что это открытая организация и принцип вступления в ее ряды - это открытый процесс, он не привязан к национальности и не ограничен в количественном отношении. Китайская Академия Наук Поиск; Контакт; Домашняя Об Академии; Новости; Подразделения и члены; Менеджмент; Академические институты; Инновационные программы; Научные исследования; Развитие индустрии; Международная кооперация; Присоединяйтесь к нам; Дипломированное обучение; Публикации; Ресурсы. В разделе присоединяйтесь, идет приглашение вступить в Академии молодым ученым, иностранцам и т.д. Шанхайский Центр Образования, китайская Академия Наук, принимает на работу английских преподавателей (носителей языка) на прибытие 2006-2007 учебный год. Обратите внимание, что основной упор китайцы делают на изучение английского языка (причем занимается этим Академия), поскольку все технологии созданы на международном языке, английском. Мне, как молодому человеку, не хочется пробиваться, расталкивать локтями, кого-то подсиживать, занимать чье-то место, «лезть по головам», «идти по трупам», но для этого должны быть приемлемые условия, которые будут соответствовать мировым стандартам. Сегодня если есть что показать миру, человек (не зависимо от возраста) может стать Академиком в Американской, Китайской и любой другой Академии цивилизованной страны (при этом проживая в России и делая науку в своей стране), но отсутствует возможность стать членом Российской Академии наук и это неопровержимый факт. Последнее постановление Российской Академии наук, что нужно бороться с лженаукой - это мина замедленного действия, поскольку Академия сама возложила на себя обязанность «кого казнить, кого миловать». Где гарантия, что в этой чистке не уничтожат таланты, кто судья и как оценить работу? Основными критериями в цивилизованных странах являются не запреты, а прямая зависимость от произведенного продукта, то есть, если человек производит то, что не будет востребовано, он не будет иметь доступа к деньгам. Никому не нужно отслеживать, чем он занимается. Представляю структуру Патентной службы Америки. Агентство США Департамента Коммерции Правила; е-Бизнес; Новости Ежегодно награждаются медалью технологии и инновации Президентом США. Медалью награждаются индивидуальные лица, группы людей, иностранцы и т.д., кто внес вклад в национальную экономику. В течение более чем 200 лет, основная роль Патента Соединенных Штатов и Торговой марки Office (USPTO) осталась той же самой: продвигать прогресс в науке и полезных искусствах, обеспечивая в течение ограниченного времени для изобретателей представление исключительного права на их соответствующие открытия (Статья 1, Секция 8 Конституции Соединенных Штатов). Под этой системой защиты, процветала американская промышленность. Были изобретены новые продукты, новые использования для старых, обнаружены возможности для занятости, созданные для миллионов американцев. Сила и живучесть американской экономики зависят непосредственно от эффективных механизмов, которые защищают новые идеи и инвестиции в инновационном процессе и творческом потенциале. Длительное требование на патенты и торговые марки подчеркивает находчивость американских изобретателей и предпринимателей. USPTO – в центре Национального технологического продвижения и достижения. USPTO - федеральное агентство в Министерстве торговли. USPTO занимает пять связанных зданий в Александрии, Вирджинии. Офис нанимает более чем 7 000 полностью занятых штатов, чтобы поддержать его главные функции---экспертиза и выпуск патентов и экспертизы и регистрации торговых марок. USPTO развился в уникальное правительственное агентство. С 1991 - согласно Всеобъемлющему закону Согласования Бюджета (OBRA) 1990 - агентство было полностью фондовым капиталом. Первичные услуги, которые агентство обеспечивает, включают патент обработки и заявления торговой марки и распространение информации торговой марки и патента. Через выпуск патентов, USPTO поощряет технологическое продвижение, стимулируя инвестиции в изобретения, и распространяет новую технологию во всем мире. Через регистрацию торговых марок, агентство помогает предпринимателям в защите их инвестиций, продвижению товаров и услуг, и охране потребителей от замешательства и обмана на рынке. Распространяя и патент, и информацию о торговой марки, USPTO содействует пониманию защиты интеллектуальной собственности и облегчает развитие и разделение новых технологий во всем мире. Видение USPTO USPTO будет идти впереди в создании сосредоточенной качеством, очень производительной, отзывчивой организации, поддерживающей управляемую рынком систему интеллектуальной собственности в течение 21-ого столетия. Миссия Миссия USPTO состоит в том, чтобы гарантировать, что система интеллектуальной собственности вносит свой вклад в сильную мировую экономику, поощрять инвестиции в новшества, и способствовать предпринимательскому духу. USPTO содействует промышленному и техническому прогрессу Соединенных Штатов и укрепляет национальную экономику: Управляя законами, касающимися патентов и торговых марок. Сообщая Министру торговли, президенту Соединенных Штатов, и администрации о патенте, торговой марке, и защите авторского права. Сообщая Министру торговли, президенту Соединенных Штатов, и Администрации о связанных с торговлей аспектах интеллектуальной собственности. Работа данной организации происходит по правилам, установленным для нее, и USPTO совершенно не занимается приказами, распоряжениями и регламентациями, в ней четко прописано видение дела, миссия, условия рассмотрения, причем, как указывалось выше, в кротчайшие сроки, чтобы запустить проект. Несмотря на то, что это государственная структура с чиновничьим аппаратом, - это самоокупаемая организация, приносящая колоссальные доходы государству и бизнесу. Эта структура не предусматривает жесточайшей ревизии заявляемого продукта, поскольку она получает деньги от любого заявителя и в случае если продукт не востребован, то все издержки ложатся на плечи заявителя. В том случае, когда продукт соответствует мировым стандартам, организация содействует его продвижению и получает дополнительные средства. Такой подход позволяет отказаться от поиска лжеученых и наказания их, поскольку сам лжеученый наказывает себя денежно, а лучшего придумать невозможно. Сегодня в нашей стране многое меняется в лучшую сторону, создаются профессиональные экспертные советы, организации, журналы, однако даже в этом есть серьезные упущения и заключаются они в следующем: экспертиза работ ведется конкретного автора и его работы, что недопустимо, за границей эксперт рассматривает только работу, причем не имеет информации об авторе; у иностранного эксперта зарплата напрямую зависит от его квалификации, и он не наделен властными полномочиями (что является путем к взятке), а представляет свою точку зрения на рецензируемую работу. Т.е. нет рычагов: давить, заставлять, вымогать, требовать, его функции строго ограничены. Если посетить сайт Роспатента, то можно увидеть огромное количество актов, распоряжений, приказов, требований, то есть практически всем чиновничьим структурам даны огромные полномочия, чего не наблюдается в структурах аналогичных организаций Америки и других цивилизованных стран. Полномочиями там наделены президенты, конгрессы, правительство, но не его структуры и чиновники, суды и правоохранительные органы, причем даже эти полномочия больше касаются работы самих чиновников, т.е. они знают не только свои права, сколько обязанности, которые возложены на них. Можно отметить, что у чиновников за рубежом командных функций минимально, а актов, регламентирующих их деятельность гораздо больше, они должны отрабатывать свой хлеб на благо обществу. Чем больше чиновнику дается полномочий командных, тем меньше пользы он приносит государству (за исключением людей стоящих во главе страны, поскольку они несут самую большую нагрузку и отвечают перед обществом, куда мы движемся). Чем больше власти у чиновников, тем ожесточеннее идет борьба за портфели и чины при минимальной ответственности за свою деятельность, это наблюдается во всех, именно в нашей стране, властных структурах министерств, ведомств, подразделений, в том числе Академии департамента образования и науки, Роспатента и т.д. Необходимо упорядочить структуры, у них должно быть меньше власти и больше обязанностей, следует сделать так, чтобы труд чиновников был в жестких рамках, заставлял их работать на благо народа и не являлся целью личного обогащения. Только при такой постановке «драться за пост» не будет иметь смысла, чиновники будут строго выполнять возложенную на них обязанность, это будет достаточно тяжелый труд и не каждый сможет с ним справиться. Привожу структуру Правительства США, где отчетливо видно, что число Департаментов минимально, и как указывалось ранее на примере Департамента образования это не приказывающие и регламентирующие органы, а структуры, работающие с общественностью. Министерство обороны; Министерство торговли; министерство сельского хозяйства; Отдел Образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и Сфера услуг; Министерство жилищного строительства и городского хозяйства; Министерство внутренних дел; Министерство юстиции; Министерство труда; Госдепартамент; Министерство транспорта; Отдел Казначейства; Совет по делам ветеранов; Отдел Безопасности Родины Федеральное правительство Структура и обязанности федерального правительства были определены в соответствии с конституцией. Роль федерального правительства имеет расширенные функции, что написано в Конституции. Эта расширенная роль определена в Поправках к Конституции. Федеральное правительство состоит из 3 ветвей: •Исполнительная власть •Законодательная власть •Судебная власть Исполнительная власть состоит из президента, Вице-президента, исполнительных отделов и независимых агентств. Это ответственно за то, что провело в жизнь законы Соединенных Штатов. Законодательная власть, или Конгресс, состоит или Сенат и Палата представителей. Законодательная власть ответственна за создание законов, которые управляют страной. Судебная власть состоит из федеральных судов, таких как Верховный Суд, Суд Требований, Суд Таможни, Окружные суды Обращений и Окружные суды. Они ответственны за то, что интерпретировали законы и гарантировали, что права или люди защищены. Правительство Соединенных Штатов определено в соответствии с американской Конституцией Конституция определяет Федеральное правительство и систему власти штата Система власти штата также определяет роль для Местного органа власти. У каждого уровня правительства есть свои собственные роли и обязанности. В США издается журнал, изучающий нашу страну: АМЕРИКАНСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СТАРОГО ПРИНЦИПА Введение Содержание Получить версию журнала в формате Adobe Acrobat (по-английски) ANSI-ZIP архив (по-русски) Из представленного материала отчетливо видно, что при устройстве структур Америка прибегает не только к своему опыту, но и опыту мирового сообщества и активно изучает все слабые и сильные стороны развития нашей страны. Мы при построении общества и структур, призванных работать на общество, прилагаем минимальные усилия для серьезного и глубокого ознакомления со своими прямыми конкурентами. Российские структуры - это тяжеловесные организации с длительным периодом «раскачивания», наделенные командными функциями при минимальной ответственности. В противовес американские структуры представляют собой организации «быстрого реагирования», легковесны, лишены «командного гонора». Как на один только заявленный Джорджем Бушем тезис: «не одного ребенка не оставим без внимания» отреагировал весь научный и образовательный потенциал страны, который тут же запустил механизм разработки инновационных программ в области науки и образования, соответствующих современным требованиям. Заметьте, что там, в кратчайшие сроки появились новые обучающие программы со своей стратегией, они не проходили экзекуции со стороны чиновничьих аппаратов, были созданы новые профессиональные организации, на руководителей которых возложены, в первую очередь, обязанности и они несут огромную ответственность перед обществом и государством, за то, что они делают и как это они делают. В нашем же государстве, чтобы получить право на дальнейшее развитие, необходимо пройти серьезные инстанции со всем механизмом коррупции и на выходе получить или отказ или «покоцанную», в результате ревизии во всех инстанциях, «мыслимых» и «не мыслимых», а сколько времени пройдет, пока что-либо заработает? |