Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Дина Исаева
Объем: 10000 [ символов ]
Старый дом
Опять телефонный звонок… Уже третий за день. Спрашивают одно и то же: продаю ли я дом. Дался он всем, этот мой дом! Откуда люди узнают о таком? Ведь не давала же объявления! Но особенно настойчивым все равно дом показываю. И довольно часто. Это даже вошло в традицию: показывать дом, в котором никто не живет, и который не продается. Странно? Да ничего странного, сейчас объясню…
 
Дома имеют свои судьбы, как и люди. У одних она яркая и успешная, у других – скромная и неприметная. У некоторых зданий жизнь наполнена тайной, как и судьбы их обитателей. Особенно интересны дома, построенные самими жителями. Подойдешь к такому дому и увидишь, кто жил или живет в нем. У домов есть характер, как и у людей: одни открытые, социальные, другие мрачные, замкнутые. Но все-таки обычно дома создаются для любви, а не для проживания в них одиноких людей. Любовь строит здания по своим законам и правилам. Без любви нет дома, как и без дома не бывает любви. Наверное, это истина, только её почему-то постигаешь поздно. Мой брат понял это раньше, чем я. Он изменил резко свою жизнь, оставил прежние увлечения и начал строить дом – то есть свою новую жизнь. Как-то быстро он превратился в крестьянина. Может, это родовые корни? Ему в наследство, как и мне, в восьмидесятых годах достался старый дедовский дом, но в отличие от меня, брат смело вошел в него, уверенный в том, что главное – это дом, а все остальное обязательно будет. Но остального у него как-то не получилось. Он умер. А я продаю дом…
 
Очередной посетитель стоит у калитки. Обычно я провожу его в комнату и начинаю свою экскурсию по старому дому так:
- Вы находитесь в моем родовом поместье. Оно состоит из восьми соток земли в центре города и ста двадцати квадратных метров жилой постройки. В этом пустом доме я полная хозяйка: хочу - продаю его, хочу – нет. Хочу - буду жить, хочу – не буду. Хочу весь его снесу до фундамента и так далее. Но только этого я ничего не делаю. Я только собираюсь это сделать, - обычно посетители согласно кивают. Но это только начало!
 
Я продолжаю:
- С этого исторического места все и начиналось. Первоначально это был дом из двух комнат, построенный еще в послевоенные годы. Деревянная калитка, тропинка, перед домом – старые акации. Все утопало в зелени. Ребятишками мы любили лазить по деревьям. Это был дом бабушки и дедушки. Старики жили отдельно от детей и внуков. Если вся семья собиралась по праздникам, то превращала дом в шумный балаган. Дети обязательно посещали стариков, помогали по хозяйству. Когда всей семьей сажали картофель, то бабушка закупала много продуктов в магазине для своих помощников. Покупала и что выпить, но на закуску были свои чудесные помидоры, огурцы и капуста, которые она хранила в погребе. Кстати, погребов в доме два: один бабушкин, другой построил брат. Я покажу вам их чуть позже. Все овощи из погреба бабушки были малосольными, держались в бочке, и как она это делала, теперь никто не помнит. А жаль! Маленькими мы тоже садились вместе с взрослыми за стол, но пробовать спиртного нам не давали, мы ели только эти соления.
 
Дом охранял пес. У бабушкиных псов во все времена была одна кличка – Пилот. Я помню довольно рослого рыжего кобеля на цепи, охотно пускающего всех. Когда-то этого пса, в мешке, мы привезли бабушке. Сначала меня на санки, потом мне на колени водрузили этот мешок. Так и везли нас. Мне было жалко Пилота, когда зимой в стужу его не пускали в дом.
 
Огород занимал всю землю до самых акаций. Цветы у входа не росли, там бегал Пилот. Обычно гости любили сидеть на завалинке и разговаривать со стариками и псом. Тогда у Пилота начиналась настоящая жизнь – с ним общались, играли, его уважали. Гости и в доме охотно бывали, но летом на воздухе было, конечно, лучше.
 
В комнате стояла печка, большой кожаный диван, стол. Вещи и документы у бабушки хранились в большом сундуке. В спальне, вход в которую был из первой комнаты, висели иконы, перед ними лампадка. Бабушка до конца своих дней верила в Бога, ходила в церковь, как бы ни читали домашние ей атеистических лекций. Они считали её неграмотной, отсталой. А она всегда молилась за них в церкви. Уж истину жизни она знала, это точно. Она ни в чем никогда не заблуждалась. А какой веры был дед – не знаю. Какой-то своей, очень крепкой, крестьянской. Верой в свои силы, руки, ум.
 
У дедов была своя история любви, которую я узнала после их смерти.
Женились по любви, как это было принято в казачьих семьях. Им было по восемнадцать лет. Жили тогда в Поволжье. Познакомились в кельях, куда ходила молодежь. Девушки там пряли и вязали. А парни искали свою судьбу. Моя бабушка выскакивала к своему суженому по морозу, неодетая, стояла на валенках, обнимала и целовала его. Свадьба была уже после восемнадцатого года. А до этого дед успел побывать у атамана Каледина, который первым из казачьих атаманов набирал себе войско на Дону. Но войско у атамана разбегалось по домам. Дед с другом бежали так же. Своим побегом дед продвинулся у красных и был даже председателем казачьего сельсовета. Всегда писал в анкетах, что не принимал участия в гражданской войне. Правильно делал.
 
А дальше пошли дедовские бега по России. Что же тебе мужик не сиделось на месте? Переезжал только затем, чтобы сохранить себе жизнь. А её можно было сохранить в России, если быть нищим.
 
Мужиков в семье было много, земли тоже. Хорошо жили. Когда в тридцать первом году начались аресты, дед знал, что его тоже заберут. Поэтому и вывез всю семью из деревни ночью, тайно. Бросил дом, скотину раздал родне, но семью сохранил. Бабушка в пятьдесят шестом году ездила на родину, смотрела на свой дом и плакала. Дом был хороший, большой, не сравнить с этим. Местная власть сделала из него сельсовет. Тогда же решил дед ни строить больше домов, ни заводить хозяйства. Но вывез обычаи, традиции, весь уклад жизни крестьянина Поволжья. Главное – семья, любовь, а дом будет. Только советская власть долго еще гоняла деда по Сибири: Томская область, Кемеровская область, потом Алтай. Это маршрут, по которому бежали в былые времена старообрядцы. Бежали так, чтобы запутать след. Откуда дед узнал этот маршрут? А люди говорили. Говорили, что здесь хлеб белый. Сухарями угощали. Земля богатая, власть не допекает. Но власть допекала везде. Вот и переезжал дед с места на место.
 
Потом была война. Тогда, из-за мороза, призывников собрали в кинотеатре на втором этаже отдельно от провожающих. Потом будущих солдат повезли на вокзал. К составу (а это были теплушки) уже никого из родных больше не подпустили. У всех призывников - по мешку с сухарями. Они были в своей одежде, которую потом выслали семьям. С фронта дед писал не часто, в письмах больше спрашивал о семье.
 
Бабушка мужа своего всегда любила, но перед смертью жаловалась и завидовала одинокой соседке. Контузия деда сделала его невыносимым для окружающих. Но бабушка считала, что от мужа нельзя уйти, каким бы он ни был. С войны дед вернулся к ней чужим, далеким. После ранения лежал в госпитале. Там познакомился с медсестрой, которая за ним ухаживала. Понравился ей наш дед, тогда еще не старый мужчина. Жизнь ему она спасла, выходила. Полюбил и он её. Медсестра потеряла мужа на фронте, имела двоих детей. После войны полетели её письма, в которых она звала его к себе, писала, что любит.
 
- Все, хватит! Надоело смотреть на то, как ты мучаешься! Если мы больше не нужны тебе, то поезжай к ней, нам спокойнее будет. Войну без тебя вытянули, а теперь и подавно проживем, - так решила бабушка.
- Да что вы за меня решаете, что мне делать, скоро дети учить начнут, как жить. Молчать! - стукнул кулаком по столу. И остался. Никто больше не вспоминал об этом случае. Остался, да стал неразговорчив, невесел. Счастья в дом это не принесло, зато все знали, что семья должна быть одна на всю жизнь. О разводах в семьях из детей никто и не слыхивал. Это стало семейной традицией: создавать в жизни только одну семью.
 
После войны деды прожили еще сорок лет вместе. Дед домашним хозяйством никогда не занимался, требовал, чтобы бабушка за ним ухаживала. А она взяла и умерла раньше него, пролежав парализованной три дня дома. Когда её хоронили, дед как будто не понимал, что случилось. Даже не плакал. Но когда остался один, то посреди комнаты развел костер. Да, вот тут, на этом самом месте. Хотел ли себя сжечь, дом ли или печку решил затопить – теперь не узнаешь. Но пламя перекинулось на стены, горели шторы. Пожар успели потушить, но сам дед задохнулся от дыма. Прожил всего три дня после похорон жены. Не смог без неё. Все-таки жизнь прожить вместе - это не роман какой-то иметь. Похоронили их в одной могиле, теперь и памятник вот один стоит. Красиво смотрится. Всю жизнь вместе и умереть вместе. Может эта та цель, к которой нужно стремиться? Что-то я этого никогда раньше не понимала.
 
Новый хозяин, мой брат, внес в жизнь дома свои коррективы. Во-первых, вырубил все деревья, во-вторых, перепланировал дом, сделав его более логичным, но таинственность и неизведанность сохранил. А саман дедовский кое-где до сих пор еще стоит. Крепкий саман, военной закваски. Какой-то особый рецепт, из которого даже заводские корпуса строили. А у брата что-то не получилось. Перестраивал дом много раз. Также и в своей семье. Вот и ни скажи теперь, что какой дом, таков и жилец...
 
-Куда вы? Уже не хотите дом покупать?
А сама думаю, ну и, слава Богу! Я и не хочу продавать его!
Дата публикации: 29.11.2008 15:23
Предыдущее: Унеси меня в лесную тишь...Следующее: Любовная магия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Маронов[ 29.11.2008 ]
   Мне тоже очень симпатична Ваша манера, - такая эпическая простота и ненаигранная искренность. Есть такие вещи - как задеть заживший рубец. Признаюсь, мне бы хотелось именно от Вас услышать впечатление от моего опуса - тоже о доме, но в более широком смысле слова - "Сеть". Но нет, я не настаиваю, конечно.
   Успехов и удач.
Дина Исаева[ 29.11.2008 ]
   Спасибо за Вашу рецензию. Я уже читаю "Сеть". С уважением, Дина Исаева
Натали Арцеминюк[ 29.11.2008 ]
   Очень понравился Ваш рассказ, Дина !
   Крепкие корни, родовые устои, - это то, что мы растеряли, но очень хочется верить, что не навсегда.
   Спасибо большое.
 
Дина Исаева[ 29.11.2008 ]
   Я очень рада, что встретила такое понимание. Именно об этом я и хотела написать. Спасибо! С уважением, Дина Исаева.
Михаил Игоревич Петухов[ 30.11.2008 ]
   Произведение в тему конкурса. Виден действительно лик русской провинции. И дом и сад, и люди, жившие в нём. Всё не застывшее, развивается в динамике. Слог легкий, эмоциональный. Отлично!
 
Дина Исаева[ 30.11.2008 ]
   Спасибо! Рада, что Вам понравилось. С уважением, Дина Исаева
Илона Лель[ 30.11.2008 ]
   Искренне желаю автору победы в конкурсе! Дом - живая история поколений
 
Дина Исаева[ 30.11.2008 ]
   Большое спасибо! Дом, действительно, живая история поколений. Но дом - это и выражение нашего Я. Мне кажется, что внутреннее Я должно сохраняться веками. А внешнее все же меняться. Я теперь поняла, что дом просто снести надо, а на его месте новый построить. С уважением, Дина Исаева.
Лазаренко Екатерина[ 20.01.2009 ]
   Добрый день, Дина! С удовольствием прочитала Ваш рассказ.
   На мой взгляд, это настоящая удача! Все здесь продумано и гармонично. Сюжет, тема конкурса, композиция. Вольно или невольно, тема продажи дома всегда ассоциируется с "Вишневым садом". Та же печаль, та же ушедшая из дома радость, которая когда-то наполняла его. Но отсюда рождается не только грусть, но любовь. А Ваша любовь к этому дому сильнее всего того, что на его долю выпало. Дом - Ваш. Поэтому он и не продается. К чужакам не идет. Может, однажды все сложится так, что Вашей любви хватит на то, чтобы его преобразить. Хотя Вы уже продлили ему жизнь, потому что теперь он живет в памяти тех, кто прочитал Ваш замечательный рассказ.
 
Дина Исаева[ 21.01.2009 ]
   Спасибо за теплые слова! Про "Вишневый сад" не думала, когда писала, честное слово. Но теперь поняла до конца. Как только кто-нибудь из семьи решит продать этот дом, другой начинает утверждать, что этого ни в коем случае делать не следует. И так до бесконечности. Где она, эта мера традиций и новизны? С уважением, Дина Исаева.
Инес[ 08.06.2009 ]
   Очень понравилось содержание.Так душевно, тепло написано, с
   любовью к семье, уважением к старине. Только смущает форма
   повествования. Все-таки, разговорная речь более кратка. Как то трудно
   представить, что бы кто-то расговаривал с собеседником такими
   длинными предложениями, как в Вашем рассказе.Обычно авторам советуют прочесть диалоги
   своих героев вслух. Я бы повела рассказ, как раздумья героини, которой
   предлагают продать дом.То есть, диалог она ведет сама с собой. Тогда
   текст, как мне кажеться смотрелся бы более органично.
   Но это лишь мое мнение. С уважением, Инесса.
   --
 
Дина Исаева[ 08.06.2009 ]
   Спасибо большое за теплый отзыв и замечание. Но героиня не ведет вообще диалогов. Здесь несколько коротких у других. Я посмотрю как они оформлены, если не совсем понятно. Героиня рассказывает лекцию-экскурсию по старому дому. Она рассказывает не сама с себе, а с покупателю. Еще раз спасибо. С уважением, Дина Исаева.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта