Мы попросили пессимиста: «Слова на „А“ скажите быстро». «Аркан, арест, абсцесс, аврал, – Он моментально нам назвал, – Ещё – акула и аптека». Мы пожалели человека… Вальяжный тип нам говорит: «Ажур, апломб и аппетит»; Романтик: «Ангел, альт, аллея». Жизнь – не словарь, но галерея, Где наш характер, выбор, взгляд Даруют рай, ввергают в ад… Несмотря на обычную недосказанность стихотворения как вынужденную черту, пожалуй, самого краткого, но и самого эффектного в искусстве поэтического жанра, представляется, что автор как доктор медицинских наук ещё в печально памятные времена «внедрилась» в группу психологов, негласных приверженцев школы Зигмунда Фрейда, и их верных помощников-медиков. А эта группа по указанию руководства готовила отряд полярников, разведчиков или даже космонавтов соответственно к зимовке на льдине, тайному рейду по тылам противника или совместному полёту на орбитальной станции и испытывала их участников, представлялось бы, простым и отвлечённым, но, как оказалось, весьма объективным и эффективным тестом. Тестируемые товарищи, сами того не подозревая, выдали свои характеры, темпераменты, взгляды и предпочтения. И, несмотря на едва уловимую, лёгкую иронию над испытателями, автору, тем не менее, удалось весьма образной поэтической речью «сформулировать» в трёх последних стихах философский вывод о том, что жизнь и судьба человека зависят прежде всего от него самого и никогда не следует ему жаловаться на них. Даже в таком кратком стихотворении, где немало места ушло на изложение сути, автор не отказалась от выразительных эпитетов, например, «Жизнь – не словарь, но галерея», и метафор, например, «Где наш характер, выбор, взгляд / Даруют рай, ввергают в ад». Весьма удачными можно назвать и подобранные автором слова, которые как эпитеты характеризуют образы пессимиста, вальяжного типа и романтика. Три строфы-четверостишия стихотворения сочинены 4-стопным ямбом со смежными женскими и мужскими рифмами. Рифмы являются точными во всех двустишиях строф, кроме последнего, в котором рифма – созвучная. Образно раскрытая тема, ямб и точные рифмы делают стихотворение динамичным и мажорным. Вместе с тем, не пора ли нам начать осторожнее относиться к традициям? Кажется, слишком часто поэты оставляют свои детища с тремя звёздочками или с первым стихом вместо названия. А ведь настоящее стихотворение – это как живое существо, и его название – это почти как имя или даже имя-отчество-фамилия у человека. Оно может быть его сердцем, его душой, то есть кратко, но выразительно передавать его идею, его тему, его загадку, что так важно для современного читателя и даже для любителя поэзии, которые живут очень интенсивно, но при этом, слава Всевышнему, желают выбрать и прочесть побольше её произведений. Оно должно быть привлекательным, как прекрасное творение природы – Женщина. И ведь замечательным заглавием может быть и не первая строчка, как, например, в этом стихотворении: «Жизнь – не словарь, но галерея…»! Представляется, что, несмотря на его лаконизм, стихотворение показывает, как сравнительно простыми, но удачно найденными поэтическими средствами можно отображать непростые моменты из жизни человеческого общества, и тем самым может быть интересным авторам и читателям литературного портала «Что хочет автор», независимо от их возраста и профессии. |