Произведение |
|
Объем: 14 [ строк ]
|
|
|
|
На смерть Владимира Высоцкого |
Лежит окутанный венками Земли российской пиллигрим, Поэт, восставший над веками, Певец, презревший вещий грим. Не плачут струны под цветами: Гитара преданная спит... О Муза, павшая на камень, Ты - правда, крепкая как спирт. Какими долгими руками К певцу тянулась смерть смеясь... То не венки лежат - арканы На взявшего над нами власть. июль 1980 Ваганьково |
|
|
Дата публикации: 08.11.2008 01:56 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Пилигрим - очень точное сравнение... У могилы Владимира Семеновича мне всегда вспоминаются строки В.Машковцева: "Что мы сказать о жизни нашей сможем, Когда наступит время умирать?" Спасибо вам. | | Увы! Какими долгими руками К певцу тянулась смерть смеясь.. Спасибо огромное за это посвящение. Искренне, Милаша | | Стихотворение – проникновенный поэтический некролог о Владимире Высоцком, поэте- и певце-гражданине, «восставшем над веками» сложной судьбы России, написанный почти сразу же после кончины поэта тогда ещё, очевидно, совсем молодым автором. Несмотря на краткость стихотворения, каждый его стих или двустишие – яркий образ, выразительная, глубокая метафора, например, «Поэт, восставший над веками», «… Муза, павшая на камень», необычно точные сравнения, например, в стихе «Ты – правда, крепкая как спирт» два сравнения: муза поэта сравнивается с правдой, а правда по крепости – со спиртом, таким жизненно важным для человека веществом природы, как жизненно важна и правда. Весьма силён образ в стихах «То не венки лежат – арканы / На взявшего над нами власть». Здесь, очевидно, под «нами» автор имеет в виду наше общество, власти которого со своими сторонниками всеми способами притесняли свободолюбивого поэта, а лучшая часть общества не смогла его защитить, что стало одной из причин его, морально победившего общественное зло, преждевременного ухода из жизни. Стихотворение отличается и весьма выразительными эпитетами, например, «окутанный венками», «гитара преданная». Представляется, что эпитет «пилигрим» (по словарям: чужеземец – на итальянском, от которого произошло слово, паломник, путешественник-богомолец, странник) как выразительное художественное определение использован по отношению к Высоцкому потому, что большинство паломников, странников – это мыслители, глубоко переживающие проблемы и трудности общества и человечества, что было в высшей степени присуще и Высоцкому. Представляется также, что слово «долгими» (а не «длинными») в последней строфе использовано как эпитет в значении, что смерть неоднократно «тянулась» к Высоцкому. Правда, не совсем ясен стих «Певец, презревший вещий грим». Ведь «вещий», по словарям, означает «предвещающий будущее, пророческий». Может быть, «Певец, презревший вечный грим», то есть «грим» (например, эзоповский стиль), за которым приходилось «прятаться» множеству критиков властей в истории России? Или «вещий грим» - это крылатое выражение, толкование которого не удалось найти в Интернете, приводящем великое множество крылатых выражений? Представляется, что стихотворение является и будет для почитателей и исследователей творчества Высоцкого одним из сильных, эмоциональных свидетельств памяти о Владимире Высоцком как об истинно народном поэте. Новых удач и успехов в творчестве Вам, уважаемый Николай! | | Сильно, Николай, сильно... Так кратко и ёмко может говорить только умеющий говорить. Спасибо за это посвящение и моему любимому поэту... | | Уважаемый автор! Думаю, Вы искренне восхищаетесь творчеством Высоцкого, но в желании ярче обозначить это восхищение, по-моему, увлеклись пространными образами и сравнениями. Почему «пилигрим»? «Пилигрим», буквально - чужеземец, странствующий богомолец; то же, что паломник (БСЭ). Высоцкий был нашим, а не чужеземцем, и, точно, не богомольцем. Случалось, «хулиганил» на тему религии («Мы успели - в гости к Богу не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?»). Его называли «дитя стихий». Какой это паломник, рассчитывающий на «сверхъестественную помощь»? Это была личность, человек, с рвущимися от напряжения жилами, беспощадно растрачивающих отпущенные ему силы. «Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони! Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!». Не знаю, что такое «долгими руками к певцу тянулась смерть смеясь..», но путь поэта к «последнему приюту» был коротким. «Не плачут струны под цветами: Гитара преданная спит...». Предательство – это то, что Высоцкий не ненавидел ….. Я не люблю когда наполовину Или когда прервали разговор Я не люблю когда стреляют в спину Я также против выстрела в упор. ……. Я не люблю уверенности сытой Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне , что слово "Честь" забыто, И что в чести наветы за глаза. ……………….. «Лежит окутанный венками Земли российской пиллигрим, Поэт, восставший над веками, Певец, презревший вещий грим». Помните, у Высоцкого там же: Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и ещё … «Холодного цинизма» у Вас нет (и это похвально), но «восторженность» присутствует. | | Спасибо Татьяна за рецензию и за уважение к творчеству Владимира Семёновича Высоцкого. По поводу вашего коментария с использованием творчества Высоцкого - рад, что вы умело пользуетесь текстами. Это моё стихотворение написано в день похорон, после того, когда основная масса народа схлынула. И всё увиденное и пережитое мной абсолютно точно отражают мой взгляд на его творчество в то время. "Как много друзей после смерти, при жизни мешавших дышать". Огромное количество цветов - целая стена - позади и с боков его портрета. Гитара, на ней свеча, несколько цветков приколотых авторучкой к плакату со словами: "Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут вкровь свои босые души..." Он был человеком близким мне по духу, но я никогда не стремился примазываться ни к кому, а он был в негласной опальной славе. Для меня Высоцкий - не был иконой и никогда не будет. Просто он настоящий творчески мыслящий человек, каких не густо. Он говорил и делал, как мог и не всегда и не всё довёл до совершенства. Для меня он старший товарищ, а то что - пиллигрим, по-моему, имеет ещё и поэтическое значение - вечного странника, который не может остановиться и после смерти физической... Я именно это и имел в виду, когда писал. Что понравилось и Нине Максимовне... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |