Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: pioner1957
Объем: 16230 [ символов ]
Реквием по таланту. 2003 г.
Куземко Владимир Валерьянович.
 
Р Е К В И Е М П О Т А Л А Н Т У .
 
… Лет тридцать назад я влюбился в Аллу Пугачёву.
 
Мы все тогда её очень любили. Нежная, изящная, невозможно – искренняя и предельно – глубокая, она не пела, а играла на самых потаённых струнах наших душ. Окружающее её общество было искорёжано господствующей тогда у нас насквозь фальшивой идеологией, а ОНА – не фальшивила, ОНА - жила с нами и в нас, и творила нас заново - более лучшими, чем мы были до знакомства с нею…Многие из тогдашних властьимущих недолюбливали Пугачёву, чуя в ней ч у ж о е, чинили препятствия её творчеству, пытались её как – то приглушить… Но разве можно остановить ту, которую любит весь народ?!. Её слава лишь росла и крепла, и в каждом из нас звучало горькое: « Эх, как бы она смогла развернуться, получи полную творческую свободу!.. «
 
… Прошли годы. У нас поменялось всё, кроме одного: народ по прежнему любит Аллу Борисовну. Но Господи, как же она изменилась!.. Обрюзгшее лицо, тумбообразная фигура, идущие ей как кенгуру смокинг балахонистые наряды - это в тех случаях, когда Примадонна считает нужным явить себя публике той, которой она в действительности и есть - раздавшейся вширь от обилия калорийной жратвы уродливой старушенцией, а не молоденькой девочкой с томными глазками и аппетитными ножками, коей она с той же регулярностью тоже мелькает на эстраде. Хотя бы для самой себя определила собственный имидж: старуха или всё – таки нимфа?.. Но нет, нравится ей показывать себя и такой, и этакой… Дескать, « я такая разносторонняя!.. «
Теперь о творчестве. Голоса - нет давно. Какие–то прокурено–испитые руины былого завораживающе – бархатистого великолепия, доведённые до приемлимых кондиций благодаря современным возможностям звукозаписывающей техники. Особенно хорошо это заметно, когда одну и ту же её песню слушаешь вначале в записи 80 – х годов, а затем тут же - в современной записи… Мягко говоря - совсем не то!..
Её нынешние песни - разные, В числе прочих есть и хорошие, но ОЧЕНЬ хороших песен у Пугачёвой нынче нет и в принципе быть не может, ведь у неё сегодня - совсем иной слушатель. Не тот, душой которого следовало бережно овладеть, а другой, живо интересующийся, с кем и какими именно способами Примадонна совокупляется, сколько бабла у неё на банковских счетах и когда же наконец она расстанется с матюкливым « гомиком – Филей « … Сегодняшние песни Пугачёвой - всего лишь совсем необязательная иллюстрация к грандиозным скандалам, слухам и сплетням вокруг её загульно - шикарной « купеческой « жизни. Вполне логичны случаи, когда песни сами становятся скандалом, вроде той, лично меня просто потрясшей, где Алла, обращаясь с эстрады к Максиму Галкину, под музыку публично предполагает, что он-де будет пихать в неё снизу из унитаза букет роз. Общеизвестный « миллион, миллион, миллион алых роз «, ставший тампоном для интимных дырочек Примадонны - это круто!..
Так что же получается?.. Весь смысл борьбы за свободу творчества для нашей великой певицы заключался в том, чтобы она наконец – то получила бесценное право спеть про оригинальные затычки и засевшего в унитазе Галкина?!. Вот чему, оказывается, мешала все предыдущие десятилетия тоталитарная идеология так мешавшей нашей интеллигенции КПСС – злодейки… Вот на что подло посягали окровавлённые руки идеологических палачей, коммуняк - изуверов!..
Почему Пугачёва нынче - ТАКАЯ?.. Да потому только, что ныне мы - ТАКИЕ. И нам ТАКОЕ - нужно, за ТАКОЕ массовый слушатель готова заплатить. Вчерашняя Алла ТАКОЙ аудитории не нужна и успехом в ней не пользовалась бы. Где нет успеха - там нет славы, нет там и денег, а деньги Пугачёвой нужны, потому как она уже привыкла жить на широкую ногу и отвыкать явно не хочет…Вот почему она и стала сегодняшней Пугачёвой!.. Наверно, вначале ей самой было противно ( она ведь и вправду - умница, великой души человек ), но потом ничего, втянулась… Настоящий талант ведь никуда не спрячешь во всём - даже и в бл…ве!.. Но как же страшно должно быть настоящему таланту понимать, во что же он себя превратил и что из себя сделал… Как иногда остро начинает болеть в душе!..
 
…В период перестройки Мастера культуры замозолили себе языки, объясняя нам, как же все годы Советской власти мешала им жить и работать КПСС–мерзавка!.. Мало того, что уничтожили генофонд нации - десятки миллионов самых лучших, самых честных, самых талантливых! - так ещё и этим, уцелевшим, менее хорошим, настырно суют палки в колёса!.. « Можете представить, как бы мы развернулись во всю ширь и глубь, не мешай нам коммунистическая диктатура!.. - восклицали они. - Сколько замечательных фильмов, книг, пьес, песен мы бы создали!..» В такое - верилось. Сгинула Советская власть, прошло долгих 14 лет существования не - тоталитарного общества, Мастера культуры резвились на просторах бывшего СССР как хотели и как могли… И какой результат?.. А - никакого результата… Что – то делается, есть образцы творчества, за которые как минимум будет не стыдно перед потомками, но - ничего, хотя бы отдалённо приближающегося к ранее достигнутому в нашей культуре уровню л у ч ш е г о…Ни новых Шолоховых, ни новых Шостаковичей, ни новых Гайдаев вы вокруг себя не увидите. Новых гениев - нет, а с т а р ы е - поблекли. Раньше, скажем, каждый фильм Эльдара Рязанова был событием, которым интересовалась и жила вся страна. Режиссёр купался в океанах народной любви и втихомолку рассказывал каждому встречному, как же ему мешают препоны офиозной цензуры: « а не будь её - вот я б развернулся!.. « Теперь цензуры нет, снимает Эльдар что хочет и как хочет, смотришь по телику его очередной « шедевр « и думаешь: « Уж лучше бы ты умер в девяностом… « ( Говорю это без обид - сто лет жизни великому киноклассику!..) Или вот Михаил Жванецкий. Гений юмора!.. Всеми слушаемый и читаемый, всеми обожаемый и любимый - раньше. Его и сейчас обожают и любят - по привычке. По старой памяти. По воспоминаниям о том, что мы слышали в 70 – 80 – е годы и раздёргали по цитатам до кондиций народного фольклора. Но спроси любого, что ж такого - этакого общенародно - значимого сотворил корифей за пост – советский период?.. Голову на отрез даю: ничего великого, сопоставимого с прежними эпохалками никто не вспомнит… Нечего вспоминать!..
Самое стыдное заключается в том, что резко снизив уровень творчества, околокультурные Мастера вовсе не стали жить хуже, совсем наоборот!.. Если раньше общество усредняло всех и поддерживало слабых за счёт сильных, то сейчас - время активных и способных. Если ты умён и энергичен, то большие деньги сами потекут в твой карман, а на них сегодня можно развернуться так, как и не снилось во времена номенклатурных продпайков и скромно – обшарпанных госдач… Пару лет назад прогремела история о похищенном у того же Жванецкого иномарки стоимостью чуть ли не в сто тысяч долларов. Вначале я засочувствовал ему было, но потом задумался: а откуда - таким доходам?! Книгами Жванецкого прилавки нынче вроде бы не забиты, о снятых по его сценариям блокбастерах ничего не слыхать, по стране с концертами наподобие трудяге – Задорнову особо вроде не раскатывает - так откуда лавэ?!. Впрочем, даже и не это главное, другое: зачем обязательно покупать себе машину за сто тысяч долларов, если вполне нормально можно ездить и на авто впятеро дешевле?.. В те времена, когда мы все обожали Жванецкого, он был таким же нищим, как и мы. Он был - н а ш . А сейчас массовый читатель и поклонник Жванецкого обнищал ещё больше и наглядней - зачем так явно показывать ему, насколько же ты нынче зажрался и завельможился?.. И что может сытый рассказать о жизни голодному?.. И ещё… Помнится, в эпоху перестройки весь смысл происходящего Мастерами культуры объяснялся так: это делается для того, чтобы всем стало жить лучше!.. Теперь же складывается впечатление, что жить лучше стало чуть ли не только им самим. Как – то неприлично всё это - даже с учётом того, что воспитанные люди денег в чужих карманах не считают…Но ведь в том – то и суть, что сегодня жируют за счёт того, что вынуто из карманов н а ш и х … Понимает это
Жванецкий? Прекрасно понимает, он же умница. Всё он великолепно понимает, но ездить на иномарке стоимостью в сто тысяч долларов куда лучше, чем на ржавых « Жигулях «, он на ей и ездит… Чего вы к человеку цепляетесь?!.
 
…Почему тоталитаризм, истреблявший таланты и немилосердно угнетавший уцелевших, имел великую культуру ( имея в виду именно лучшие её образцы, а не соцширпотреб ), а нынешний демократический строй, вроде бы именно для возрождения культуры и созданный, ничего подобного не имеет?.. На то лично я вижу две причины…
 
Первая из них - то, что тоталитарный строй, создающий огромные препятствия для культурного развития страны, рождал в обществе и огромную энергию по преодолению этих препятствий. Природа не терпит пустоты, есть определённый баланс плохого и хорошего в любую эпоху у любого народа, прибывание потенциала на одном полюсе немедленно приводит к возрастанию потенции другого полюса, общее же равновесие - неизменно. Скажем, в лишённом свободы слова обществе сразу же наступает гулкая интеллектуальная тишина, и в этой тишине особенно громко звучат одинокие голоса осмеливающихся говорить правду даже и ценой собственной жизни, и именно в этой тиши к подобным словам относятся наиболее чутко, именно тут их слышат всем сердцем и душою, только тут они и звучат во всю свою силу!.. И напротив, демократическая свобода слова приводит к тому, что все говорят всё, в результате никто никого не слушает, кроме самих себя - слово полностью обесценивается!..
 
Тоталитаризм угнетал культуру и одновременно как внутренне слабый строй нуждался в ней - одном из важных рычагов управления обществом. Культура ( пусть и деформированная ) целенаправленно развивалась, на неё тратились громадные средства, она была занятием почётным, престижным и в масштабах всеобщей уравниловки - прибыльным. Всячески губя таланты, власть в то же время нуждалась в них, чтобы быть эффективнее и привлекательнее. Естественно - над талантами был жёсткий контроль. А любому творческому человеку контроль - как нож по горлу, власть уже и новые, воспитанные ею взамен погубленных таланты автоматически делала своими врагами, заставляла как – то изощряться, обходя препятствия, тем самым развивая мастерство и укрепляя характер. Тот строй если не гнул и не ломал - то делал титанами!
Иное дело - демократия, строй внутренне сильный, основанный не на насильственно навязываемых обществу искусственных идеологических схемах, а на здравом смысле и человеческой выгоде. При любом строе государство манипулирует людьми, но при демократии делать это легче, более удобней применительно к людской природе, тут ни культура, ни идеология как костыли государству уже не нужны - оно и так крепко стоит на ногах. В демократическом государстве есть тенденция сделать культуру частным делом занимающихся ею граждан, причём она должна быть полностью самоокупаемой, то есть – так же приносить прибыль, как, скажем, и продажа пирожков. Что охотней покупается, то и в первую очередь выставляется на продажу - закон рынка. При такой постановке вопроса качество культуры в конечном счёте диктуется только качеством человеческих душ. И вот тут – то начинает проявляться вторая глубинная причина нынешнего кризиса культуры. Её можно сформулировать так: ЧЕМ ЛУЧШЕ СТРОЙ. ТЕМ ХУЖЕ ЛЮДИ.
 
Тоталитаризм с его жёстким государственным диктатом над личностью каждого и регламентацией всех сфер жизни понуждает миллионы « маленьких людей « незримо сплотиться в бесконечном противоборстве с государством. Жестокость времён одних - огрубляет, злобит, развращает, зато многих других - делает душевней, справедливей, человечней… « Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!.. « - некогда сформулировал эту мысль Окуджава. Люди коллективно страдали от плохого в жизни и тянулись к хорошему, и искали в произведениях культуры это самое хорошее как свою опору в немилосердной схватке с окружающими их кошмарами…
Иное дело - теперь. Времена по – прежнему тяжелые, но - не для всех из нас, а лишь для тех, кто внутренне им не соответствует и оказывается не в состоянии воспользоваться предоставленными нам всем возможностями. Выстоять сегодня проще всего именно в одиночку, рассчитывая только на себя и своих близких, на свои ум, энергию, хватку, талант и удачу… Никто уже ( кроме оппозиционных политиканов ) не борется с государством, все борются со всеми за свое место под Солнцем, эта яростная конкуренция всех со всеми стремительно двигает вперёд прогресс, но осушает души, обмельчает личности, опошляет чувства… Не у всех, разумеется, далеко не у всех, но в первую очередь - у тех, кто в э т о й жизни смог преуспеть, причём преуспели они исключительно потому, что стали - т а к и м и … Только у успешных людей нынче есть так необходимые самоокупаемой культуре деньги, потому именно на их вкусы и пристрастия она ныне и ориентируется. « Рыночная « культура стаёт такой, какой её хотят видеть и готовы оплатить « рыночные « люди - примитивной, далёкой от
« заумности «, полу – дикарской… Новых Шукшиных, Шнитке, Довженко нет вовсе не потому, что они не рождаются, а потому, что сегодня они обществу не нужны - исчез массовый потребитель их продукции. Наш народ нынче в гениях не нуждается - в обескровленные и ограбленные бытиём души великая культура просто не влазит!..
 
…Иногда даже начинаешь задумываться: а имеет ли вообще хоть какой – либо смысл общественный прогресс, если из всех наших попыток улучшить жизнь получается лишь бесконечный перелив плохого из одних проявлений в другие?.. Но это уже - тема совсем для другого разговора…
 
2003г.
Дата публикации: 01.11.2008 13:42
Предыдущее: Дневниковые записи, осень 2005 г.Следующее: Голодомор: мифы, загадки, уроки. 2003 г.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта