Куземко Владимир Валерьянович. И З М О Е Г О Д Н Е В Н И К А . 1. Недавно лежал в больнице. Ничего особенного, но пришлось полежать пластом и совершенно беспомощным. В туалет сам не сходишь - нужно судно, которое должно подложить под тебя нянечка. А в туалет хочется - часто. Кричишь:"Няня!.. Няня!. Няня!.." Долго кричишь. И 10 минут, и 20, и больше... Муки - ужасные!.. Интеллигентный человек, с университетским образованием, кое - что сделавший в избранной им сфере деятельности, думает не о смысле бытия, не о судьбах человеческой цивилизации и даже не о загадках собственной бездонной души, а исключительно о том, как бы побыстрее "стравить" из себя излишки кала и мочи. И какое немыслимое, ни с чем не сравнимое удовольствие настает, когда наконец - то удается сделать это!.. Вот она, подлинная шкала жизненных ценностей!.. Судно у меня было одно на двоих с ещё одним больным, из соседней палаты, через стенку. Я никогда не видел его, только слышал из-за стены его частенько чем - то возмущающийся голос. Иногда наспех отмытое и подсунутое под меня судно несло ещё тепло его задницы. Наши зады как бы сроднились через совместное соприкосновение к ёмкости для фекалий. Казалось уже не так одиноко на душе. Но на 5-й день раздражённое бурчание за стеной смолкло. От няни я узнал: мой сосед через стенку утром - умер. ( Его болячки были намного серьёзней моих ). Теперь судно уже безраздельно принадлежало мне. Но я боялся прикасаться к нему - оно приносило неудачу! И постарался поскорее пойти на поправку, чтобы иметь возможность посещать туалет самостоятельно. Зачем я рассказал всё это? А это чтобы показать жизнь такой, какой она есть, а не такой, какой мы её привыкли воображать. 4 декабря 2005 года, 23.15. 2. За моей спиной - нелегко прожитая жизнь. Я много понял и выстрадал. Но если отсеять всю шелуху и наносное, то главное, что мне хотелось бы сказать людям: любите друг друга!.. Меня всегда удивляло, почему мы все и каждый из нас делаем эту жизнь такой злой, неумной и некрасивой... Наверно, это - фатум, судьба, изменить которую невозможно. И каждый человек, и всё человечество в целом, и вся наша Вселенная, и вся совокупность Вселенных вообще - лишь пешки в некой игре, лишь частички какого - то плана, узнать который нам не суждено. Следовательно, все наши горести и беды - целесообразны, а потому неизбежны и не осуждаемы... Но если мы не в силах ничего изменить, то мы можем и должны помочь друг другу облегчить и скрасить эту ношу!.. Зло - во всех нас и в каждом из нас. Противостоять ему может только наша взаимная любовь. Знай я, что смерть ждёт меня через несколько минут, и только одно прокричал бы я яростно окружающим как завещание мёртвого живым:"Любите друг друга, люди!.." 5 декабря 2005 года, 11.21. 3. Нет плохих и хороших людей, а есть плохое и хорошее в каждом человеке. Каждый из нас подобен многогранному кристаллу, повернешься к людям одной из своих граней - великолепный парень, повернешься другой - сволочь, гад и недоумок... Сочетание хорошего и плохого у каждого - разное, иногда чего - то настолько меньше другого, что его и не заметить, тогда и кажется, что этот индивидуум - однозначен. Но на самом деле стоит только глубже пошарить в душе - и найдешь там ВСЁ. Из этого вытекает, что весь секрет общения с людьми - в умении обращать их к себе их "хорошими" или во всяком случае нужными тебе в данном конкретном случае гранями. Тогда тебе все - друзья, тогда ты всем - наставник и авторитет, тогда ты - пастух, а они все - твои овцы. Люди очень управляемы, надо просто понимать их внутренние пружинки и знать, каким образом воздействовать на них, чтобы этот человек ( или этот народ ) делал именно то, чего ты от него хочешь. Приходится слышать:"Я не верю людям!" Это - голос слабых. Не верят людям те, кто не понимает людей, не умеет предвидеть их поступки, не умеет добиваться от них нужных действий и страдает в результате своего непонимания и неумения. Кроме того, "верить в людей" - это значит не знать о неизбежно существующей теневой стороне их личностей, которую следует нейтрализовать и ( по отношению к тебе ) как бы замораживать. 5 декабря 2005 года, 16.01. 4 Два типа рецензий. Первый - хвалебные. "Ты - великий!", "И ты - великая!", "Мы - великие оба!.." Толпа хвалящих тебя друзей и ты, усердно кланяющийся на их похвалы и тщательно запоминающий, кто что и в каких именно выражениях хвалил твой могучий талант, чтобы завтра, когда придёт твоя очередь расхваливать творчество такого - то, не забыть отлить ему на голову именно столько елея, сколько он выплеснул - на твою. Получается этакий междусобойчик для "приближённых", где все "свои" хвалят всех "своих", и всем - хорошо. Но со стороны смотреть на такое - грустно. У неглупых и талантливых людей явно не хватает чувства юмора, чтобы понять, насколько они смехотворно выглядят. А второй тип рецензий - ругательные. Рецензент набрал в рот слюны и ищет того, в кого её можно выплюнуть. Харкнет - и ждёт твоих возмущённых возражений, чтобы иметь возможность схлестнуться с тобою в мордобое. Простой случай - когда харкает в тебя завидующий твоему могучему таланту неудачник. Гораздо хуже, когда ты подвернулся под харкающее мурло талантливого и умного человека - он ведь ужалит т о ч н о!.. В таких случаях для утешения я вспоминаю прочитанное много лет назад размышление Льва Толстого о пьесе Шекспира "Король Лир." Разобрав пьесу по косточкам, Лев Толстой стопроцентно доказал: пьеса - дерьмо, а сам Шекспир - халтурщик. Причём доказательства были приведены убедительнейшие. Однако когда читаешь не толстовский "раздолбёж", а саму пьесу, то убеждаешься, что при всех упомянутых Толстым недостатках пьеса - хороша, и уж во всяком случае намного лучше пьес самого Льва Толстого. Как объяснить этот парадокс - я не знаю. Вывод же таков: ругань в свой адрес - не слушай, хвальбе - не верь, а просто иди своей дорогой, и всё. 5 Один из постулатов мужского шовинизма: женщины - дуры! Ладно, допустим, если мерить по вкладу в мировую цивилизацию... Но если мерить Мудростью и Гармонией, то становится ясно: мужчины - тоже дураки!.. Глупы все мы, но глупость женщин - добрей, жизненней, человечней... 6 Боюсь ли я смерти? Отчасти. Этого достаточно, чтобы жить и бороться за жизнь до конца с упорством, достойным мужчины. Но я - устал. От личных проблем, которых уже невозможно решить, и которые с годами лишь накапливаются и обостряются... От несовершенства своего, людей, человечества в целом и всей Вселенной. От прозрений, лишающих иллюзий и надежд на лучшее будущее не своё даже - всего Мира... Эта усталость вдавливает в землю, она пронизывает каждую мою клетку, от неё невозможно спрятаться... И неизбежная в некоем будущем смерть - это лишь избавление от всего этого. Нырнул в поток - и уплыл от всего, что осталось за спиною. Как написано на могиле Мартина Кинга: "Свободен, свободен, свободен наконец!.." Только тогда - свободен. Только тогда... 7 В 17-ть я был смазливым мальчуганчиком, и меня очень любили мои ровесницы. Я же стеснялся их, страшно робел и держался букой. Сейчас мне под 50-т, я уже не робею и своими пылкими взорами прожигаю в юбчонках и штанишках 17-летних малявок гигантские дыры, но кому я - облезлый, морщинистый и нищий - нужен?!. И провожаю юные попочки бессильно - похотливыми глазками, немо сокрушаясь:"Эх, мне бы мои 17-ть!.." 8 В культуре и искусстве почти всё ( если не всё ) - условно, относительно и неоднозначно. Есть меняющиеся со временем критерии, навязываемые обществом каждому из своих членов, и Прекрасным объявляется то, что соответствует этим критериям, то есть - привычное. Толпа - внушаема. Объявлено, например, что "Мона Лиза" Л.да Винчи - эталон красоты, и все уже столетиями согласно кивают:"Да. Она божественно прекрасна!", явно не замечая, что реально на картине Леонардо изображена туманно лыбящаяся второсортная бабёнка, - только в моём подъезде наберется штук десять девах, намного симпотнее и обаятельнее этой самой хвалённой "Джоконды"... Или вот "Чёрный квадрат" Малевича, "шедевр живописи", что ты... Ну кто бы сам додумался до того, что изображённый на белой бумаге чёрный квадрат может быть шедевром, если бы нам об этом не прожжужали уши искусствоведы?.. То есть я не спорю, кому-то и "Мона Лиза" - красавица, и Малевич - гигант кисти, это их личное право - считать так, равно как моё право - плакать от восторга при виде ширпотребовской скульптуры "Девушка с веслом" и золотыми буквами вписывать собственное имя в список классиков мировой литературы в моей записной книжке, но почему их мнение - это "критерии", а моё - "заблуждения хулиганствующего нигилиста"? Не понимаю!.. Они кричат:"Подобно нам думают миллионы, а твоё мнение - единично!" Допустим. Но если миллионы ( и миллиарды ) думают так, а я - иначе, то вовсе не обязательно ошибаюсь я, а не они... Да и не думают миллионы ничего, а просто с детства их приучили думать, что они так думают - есть разница? 9 Говорят:"Элитное искусство, доступное восприятию лишь узкому кругу избранных!" Давайте вдумаемся. Если "узость круга" значения не имеет, то элитным искусством может быть объявлено и то, что нравится и понятно вообще лишь одному человеку- его автору!. А раз - так, то, например, понятие "графоман" теряет всякий смысл, ибо это для окружающих он - бездарь, а для самого себя он - талант, не понятый современниками. Есть ли основания заподозрить нераспознанного гения в графомане? При желании - есть. Да, опус такого-то смотрится бездарной графоманской мазней, то в ней в несовершенной художественной форме была впервые ( и единственный раз за всю историю человечества ) выражена г8ениальнейшая идея, способная перевернуть всё мировоззрение человеческой цивилизации, окажись люди в состоянии эту самую идею воспринять. Но они затюкали те несовершенные словесные конструкции, в которых мысль была возведена автором, не распознали сути - и горе землянам, утратившим свой единственный шанс шагнуть к Совершенству... Поэтому мой вывод: не плюйте в графоманов. Каждый человек - это настоящая Вселенная со своими законами и тайнами. Каждый звук, доносящийся из глубины этой самой Вселенной, нуждается в изучении, расшифровке и понимании... 11 В противовес "элитному искусству" ставят "кич", искусство "на потребу толпы". Когда что-то нравится миллионам, для меня это не основание, чтобы тоже рукоплескать ему, но я же не навязываю миллионам своё мнение и не говорю им, к примеру, что балдеть надо не от Киркорова, а от Бетховена!.. Нет никакого "кича", нет "высокого" и "низкого" искусства, а есть разные люди с разными потребностями, и есть разное искусство, которое эти самые потребности удовлетворяет. Воспитывать в поклоннике Киркорова поклонника Бетховена - значит пытаться сделать из одного человека - другого. Это: а)невозможно б)ненужно в)вредно с точки зрения разносторонности развития человеческой личности. Хотел бы я, чтобы моим произведениям аплодировали огромные толпы? Да. Хочу ли я славы до небес? Да. Но я не собираюсь подлаживаться ради этой славы под вкусы и запросы этих самых огромных толп. Нравлюсь я им такой, какой есть - пусть аплодируют. Не нравлюсь - пусть аплодируют другим, более им созвучным, а я буду писать то, что хочу и как хочу. Желание славы у меня намного меньше стремления самовыразиться свободно и неискажённо 12 Религия была ответом своего времени на вопросы человечества о смысле и конечной цели всего сущего. Потом она исчерпала себя и была сменена атеизмом и материализмом, дающим свои ответы на эти же вопросы. Нынче и материалистическое учение устарело и потребовало замены чем -то более тонким и точным, достойным уровня ХХ! века. Но вместо этого материализм на полном серьёзе стали заменять той самой религией, которая уже в Х!Х веке выглядела анахронизмом. В храмах ищут ответы на вопросы третьего тысячелетия!.. В идее вечного и беспроблемного существования в раю видят нечто, способное повести за собою человечество!.. Грустно всё это... И глупо... 13 У меня есть знакомые сектанты, очень приятные ребята. Раньше они наркоманили и преступничали, теперь же под влиянием религии образумились, преобразились и стали совершенно новыми людьми. Почти все ранее - судимы. За воровство, га грабежи, за убийства... Покаялись, пришли к Богу, и я ясно вижу: место в раю для них практически гарантировано. Находясь в их обществе, стыдно признаться, что я не сидел ни разу. Пока они отнимали последнее, резали и душили, я учился, читал хорошие книги и пытался всю жизнь творить добро. И не то чтобы мне так уж не в чем было каяться, но людей я не убивал, и даже ни одной чужой копейки не присвоил... Потому и не валялся покаянно в ногах у Господа, не молил его о пощаде, а раз так, то и не бывать мне в раю вовек... Досадно. Но и справедливо по-своему: рай - явно не для таких людей, как я. 14 Человек использует возможности своего мозга лишь на незначительную часть, условно говоря - на 5%. И лишь в минуты интенсивной мозговой деятельности этот процент повышается - опять-таки условно до 20%. По жизни я - не шибко умный человек. Не то чтобы глупый, упаси Господь, но и не кладезь разума, а так - середнячёк. Это выражается и в неумении ладить с женщинами, и в неспособности грести деньги широкой совковой лопатой, и вообще... Но когда я пишу, когда я возношусь на пик вдохновения - я умнею невероятно. И потом, уже на спокойную голову перечитывая написанное, дивлюсь сам себе, восхищаюсь сам собою и с восторгом кричу окружающим:"Нет, вы только посмотрите, как здорово пишет этот сукин сын!.." И не побоюсь заявить совершенно открыто: я научился очень многому, читая собственные труды!.. ( С великим пообщаться - оно ж завсегда пользительно... ) 15 В юности я переначитался правильных книжек, старался жить в соотвествии с ними, считал себя жутко праведным, безостановочно критиковал своих живущих совсем по другим законам дружков и родичей... Годы прошли, и понял я, что был такой же сволочью, но только - по другому, и ещё неизвестно, кто из нас был хуже, во всяком случае я заради своих тогдашних убеждений вполне мог поставить к стенке миллионы несогласных со мною - была во мне тогда этакая большевисткая заклятость и беспощадность... А разоблачаемые мною были всего лишь мелкомасштабными жуликами, старающимися заработать на хлеб с маслом, и, в отличие от меня, никого к стенке они ставить не рвались... Сегодня я - никому не судья. Сегодня я - судья лишь самому себе, и с каждым годом сужу себя всё строже и беспощаднее. Каждый допущенный мною за мою жизнь недобрый поступок жжёт моё сердце, я горблюсь и врастаю в землю под тяжестью воспоминаний, и нет такого наказания, которое я бы ни заслужил. И это - при том, что за свою жизнь сирот я не обирал, склады с ширпотребом не грабил, юных красоток в тёмных переулках не насиловал... Но вы в душу мою загляните, там - все пороки Мира!.. 16 Что есть моя судьба?.. Сгусток боли, растянутый на десятилетия, в панцире стального характера и несокрушимой целеустремлённости. Я выиграл все свои главные жизненные битвы и обратил в позорное бегство всех своих врагов, каждый из которых по отдельности был способен стереть меня в порошок. И вот я стою на пепелище своих побед, достигнутые мною рубежи оказались миражами, иссякли не силы, а надежды на то, что где - то там впереди - хорошо. Но впереди - пустота. Душа стынет, ей холодно... Слабодушные гибнут в стенаниях и суетне обречённых. Сильные стоят до конца, подобно грозным исполинам, а потом - вмиг рассыпаются в пыль, когда усталость и разочарование подтачивают их стойкость. У всего есть предел - даже у непоколебимости. Ещё есть дела, которые нельзя бросить, и ещё будут схватки, от которых нельзя уклониться. Но уже не хочется побеждать, душа желает лишь одного - покоя... ...Слышали ли вы когда - нибудь немой стон одинокого сердца?.. Как тяжело жить под этим чёрным и удушающим небом... Осень 2005г. |