И мужчина может быть беременным, Если в нем живет ребенок МИЛЕНТУЛЫ НА СОЛОМЕННЫХ ЛАПАХ ...Там, где Северский Донец льется молочной рекой под меловыми обрывами, есть неподведомственный географии соломенный остров. О том, как образуются меловые обрывы, извещают отпечатки юрских рыб на белых могильных камнях. А вот как получаются соломенные острова, знаю, мне кажется, только я. Кто-то навел через речку соломенный мостик, весенняя вода превратила его в плот и несла рядом с оголенной ивой, которой трактор оставил на память пояс из ржавого троса. Плот и ива соединились на плаву, как пыжуются речные суда, и оба очутились на мели... Теперь реке ничего не стоило растащить бывший мостик, но соломенные пряди упорно сплетались с волосами падшей ивы, а потом весна подарила странникам потомство: желтоватые прутики побежали от ивы к плоту, пронизали все его соломенное естество и окончательно укрепили в намерении стать островом. Так посреди реки утвердилась новая земля, поросшая игрушечным лесом. А с высоты мелового обрыва, свидетеля гибели моря и рождения материков, соломенный остров видится всего-навсего ивовым листком, плывущим по течению... Остров необитаем, но иногда к нему причаливают пироги одного непонятного племени. Для того чтобы подстеречь этот момент, встаньте вместе с ночью, когда лиловая красавица еще только натягивает светлый пояс с розовыми подвязками, и, не раздумывая, прыгайте в лодку... А если вы склонны раздумывать, берите с собой ребенка: ведь невидимое население соломенного острова открыла маленькая девочка. В байдарке нас было трое: жена, я и Маша. Мы проплывали в окрестностях острова, и вдруг Маша сказала: – Там живут милентулы. – Может, тарантулы?.. – Нет, папочка! Тарантулы на пружинках, а ми-лен-ту-лы, – сыграла моя девочка на мандолине, – на соломенных лапах. Я знал, что моя Маша никогда меня не обманет, и если она говорит "милентулы", да еще "на соломенных лапах", значит, так оно и есть. И я торжественно обещал, что ровно через год наша экспедиция посетит милентулов на их соломенном острове... Но я не учел, что экипажи разбредаются осенью, когда дождь стучит в опустевшие корыта судов... – Настоящий мужчина, – сказала жена, – честно берет чемодан и уходит... Через три месяца это повторилось. Потом стало повторяться каждый месяц... В конце-концов я взял чемодан. – Ты можешь посещать ребенка... иногда, – сказала жена. Но я взял чемодан, чтоб уехать на-совсем. ...И вот между нами белое пятно, восемьсот километров, и я просыпаюсь в чужом городе на чужом диване, вижу за стеклом чужой фиолетовый рассвет и думаю о своей девочке, такой тоненькой хворостинке, которая поет для меня на любом ветру. Уже долго-долго дрожит хворостинка в голой осенней дали, и только когда наступит мамино "иногда" и я приеду, распустит листики, и мы пойдем, взявшись за руки. Мы пойдем не в магазин-гастроном, который называется "Рассвет", мы выберем другой рассвет – он открывается еще раньше и не торгует колбасой – и уплывем в него на длинной синей лодке. Мы пролетим, помахивая веслами, над едва посветлевшей водой, и другие, такие же птицы, щуры, живущие в береговом обрыве, проснутся на всех своих этажах и скажут: – Ах! Уже началось уличное движение! Пора вставать... И будут умываться обросшие до бровей берега, и реку под носом у байдарки переплывет косуля... Она будет мчаться, как и в прошлый раз, длинными мягкими бросками и петь свою песню такого содержания (песня в стихах, но стихов я не запомнил, потому что не слышал ни одного звука): "...Я, косуля по имени Динка, переплываю реку поперек вовсе не потому, что мне надо на тот берег, а потому, что поперек река – короче. ...Я, косуля по имени Динка, могу неопровержимо доказать, что вы, переплывающие реку вдоль, обречены плыть бесконечно". И мы ответим Динке, что папа, с тех пор как взял чемодан, научился просыпаться рано и выполнять свои обещания. Поэтому мы теперь не просто плаваем, как раньше, лишь бы по реке, а направляемся в гости к милым милентулам на соломенных лапах. ...И вот уже целится в нашу байдарку стерегущая остров коряга и вьется на ней прозрачный зеленый бурун. Здравствуй, старина Соломенный остров!.. У тебя великолепная коряга, издалека видно, что ею можно пропороть десяток таких, как у нас, брезентовых посудин. Но именно потому, что это издалека видно, твоей великолепной коряге грош цена! ...Милентулы играли в серсо. Я еще был мальчишкой, когда люди перестали играть в серсо. Серсо – это две палки, как шпаги, с поперечинами у рукояти, и кольца из легкой лозы, похожей не на дерево, а скорее на камыш или даже солому. Кончиком шпаги вы перебрасываете кольцо товарищу, он делает то же самое. Вы ловите шпагой его кольцо, он – ваше. Вот и все. Но как по мне, то я бы всю жизнь только то и делал, что играл в серсо. Проткнуть кончиком деревянной шпаги кусочек неба, очерченный соломенным кружком, и передать свой кусочек неба другому – что может быть интересней?!.. Милентулов трое: братья-близнецы Гоша с Валериком и крокодил Тобик. Зимой милентулы проживают по соседству, в четвертом подъезде, а крокодила водят на поводке, потому что к началу учебного года он обрастает лохматой шерстью. Все трое влюблены в Машу, но никогда не играют с нею: их разделяют сословные предрассудки (девочка все-таки), и кто-то пустил слух, будто она болеет скарлатиной. На острове нравы проще: Маше позволяют играть в серсо, а мне щекотать крокодила. Я щекочу ему брюхо соломинкой, он вздыхает, потом мы курим... А милентулы играют в серсо. Гоша бросает Маше кусочек неба с облачной краюшкой на ободке кольца. Маша ловит почему-то уже без краюшки... Зато когда Маша перебрасывает Гоше свое безмятежное небо, тот получает обратно свою краюшку – и все довольны. Ко мне подходит Валерик. – Вы любите драться?.. – Стоит ли драться на соломенном острове? – Но он все равно полезет на абордаж. Только теперь я замечаю старого пирата. Обычно он сидит на балконе в дачном соломенном кресле. В праздники его форменка расцвечивается колодочками, как сигнальными флажками. Но сегодня он оснащен для абордажа: повязка на глазу и соломенная нога. – Это мой остров, – скрипит старый пират. – Подумаешь, закупил! – хором возмущаются милентулы. Крокодил лает и норовит впиться в соломенную ногу. – Остров общий, – говорю я. – А кто разметал Великую Армаду? – вопрошает пират, становясь в позицию "ан гард". – Ну... пираты, – соглашаюсь я и тоже становлюсь в позицию "ан гард". – Стопушечные фрегаты пылали, как фитили в масле, – воодушевляясь рассказывает пират. – Представляете: в черной воде плавают горящие фитили. Тихо и торжественно. – Не очень, – возражаю я, – там ведь и люди были... – Не думаю, – сомневается пират. – Все это понарошку. – Нет! – упрямлюсь я и готовлюсь к выпаду, – это было на самом деле: мы учили по истории. – В истории о людях ничего не сказано: в истории тоже все понарошку... Во всяком случае, я лично, – заверяет пират, – не поджег ни одного фрегата!.. – А как поджигают фрегаты? – интересуются милентулы Гоша и Валерик. – Для этого надо иметь брандер, ну корабль типа этого острова – огнеопасная штука... Вы подводите брандер к фрегату и поджигаете. Брандер горит, а фрегат не воспламеняется... Брандер сгорает дотла, а фрегат, собака, не хочет!.. Вас это раздражает, и вы идете на абордаж. – А как ходят на абордаж?.. – Сперва бросают кошку... У нас на шхуне была одна, с котятами... Она заменяла "Веселого Роджера"... Ну этот... череп с перекрещенными костями, бедный Йорик с трансформаторной будки – он уже никого не пугает. А у нас, представьте, ночью в бурю на грот-мачте два немигающих зеленых глаза. – Как два такси, – сказали милентулы. – Даже два такси, – возразил пират, – не производят такого устрашающего впечатления. Ее звали Маруська... – Ну, и что дальше было с кошкой? – спросила Маша. – Дальше... Я беру ее за хвост, раскручиваю, она вцепляется в фальшборт фрегата, и я карабкаюсь по Маруськиному хвосту. Я карабкаюсь по Маруськиному хвосту, на меня рушатся горящие ванты... – Вахты, – поправляют милентулы. – Как раз ванты!.. А я все лезу и лезу по Маруськиному хвосту... – Дальше! – торопят милентулы. – Дальше я не помню, – признается пират, – это было давно: меня тогда еще и на свете не было. – А я знаю, – говорит Миша, – дальше... хвост кончился. – Совершенно верно! – воодушевляется пират. – И Маруська меня поцарапала!.. Он задирает тельняшку. На груди, поросшей голубоватой соломкой, три непомерно глубоких шрама, будто вбивали трезубец... – Это уже не понарошку, – тихо говорю я, – вы играете не по правилам. – А вы? – огрызается пират. – Вы приготовились к выпаду – выпадайте. ...Легкий треск – шпага от серсо прорывает соломенное туловище. – Вы меня убили, – говорит пират и закрывает свой последний глаз. – Это вам показалось. – Нет. Все должно быть по правилам. Он растягивается на соломе. – Странная у меня жена, – вдруг говорит он, – когда я похищаю красавиц, а их всегда навалом на турецких фелюгах, она – ничего, но не может уяснить себе простой вещи: зачем я хожу на абордаж, если меня все равно каждый раз убивают... Солома под ним поскрипывает, мертвому пирату не лежится. – Когда мы рассказываем о морских сражениях, – снова заводит он, – мы почему-то забываем все, кроме самого смешного: никому не удается в одной и той же реке утонуть дважды... Может, потому что вода была холодная?.. – А не сыграть ли и нам в серсо?.. – Вообще неплохо бы... Но мы, не сдвигаясь с места, продолжаем свой разговор. Крокодил принимает деятельнейшее участие в беседе: он чешет за ухом так активно, что остров подвергается землетрясению. Как я раньше не заметил, что ходить в гости интересно?.. Обычно в гостях, как в опере, каждый поет свое возле своей кулисы – и получается общий шум. У милентулов тоже на каждого по песенке, но можно разобрать слова. Вот Гоша бросает Маше утреннюю звезду, а она ловит одинокую сосну на меловом обрыве и бросает Валерику. Но кольцо достается крокодилу, и он в нем находит лягушонка. ...Милентулы играют в серсо. Над островом планируют летающие тарелочки, их видит дед-рыбак и поспешно ковыляет на плоскодонке в райцентр, чтобы ошеломить местную науку, но по пути увязает в потоке информации и в сотый раз рассказывает про сома, который хрюкал, как свинья, и однажды схрумкал молодого бычка с общественной цепочкой в ноздре. ...Милентулы играют в серсо, а мы с крокодилом лежим и размышляем. Как же так получается? Сходятся двое, чтоб обменяться небесами. А потом выясняется, что кто-то отдал не все: утаил края облаков... И в конце концов кому-то приходится брать чемодан... А может, каждый получает только то, что умещается в его кольце?.. А милентулы беспечно играют в серсо. Их остров – солнце из желтой соломы, брошенное плашмя на воду. Оказывается, и на солнце вполне возможна человеческая жизнь... Но вот появилось настоящее солнце. Оно выползло из своей палатки, еще красное после сна, и, фыркая, окунулось в воду. – Кажется, мы слишком поздно проснулись, – говорит старый пират и указывает на солнце. Река, покрываясь паром, несла наш соломенный остров в жерло сияющей солнечной печи. – Перегруз, – проворчал пират, – трос лопнул. Крокодил, повизгивая, зализывал шкуру: на него уже падали огненные пружинки горящей соломы. Милентулы рассаживались в своей пироге. – Возьмите и мою посудину, – сказал пират, – отличная вещь: восемнадцать заплаток!.. – А как же вы?.. – Я обычно утопаю вместе с кораблем. – Дурная привычка. Пират грустно улыбается: – Вы не знаете моей жены. Стоит мне разок вернуться домой, как она спрячет соломенную ногу. А на чем я пойду на абордаж?.. Остров уже вспыхивает жгутами дутого золота. Наша синяя лодка ударяется о твердую землю. Мы смотрим с мелового обрыва, как, пылая, проходит соломенный остров под триумфальную арку солнца, и растворяется в медовом свете старый пират с его улыбкой невеселого Роджера и скрещенными на груди руками... А Маша видит только солнце. Соломенный кокон ее головы насквозь продувается сиреневым светом. Она все свои рисунки завершает портретом солнца, как фирменным знаком. Но сперва она рисовала солнце с лучами, потом обнаружила, что лучи не видны, и стала изображать их пунктиром: дескать, лучи подразумеваемые… Вырастет – будет, как я, надолго забывать о солнце. Она думает: солнце – мама, которая по утрам вносит на блюдечке очередной земляничный день. ...Но вместе с пустым блюдечком – уносит одного из нас... ...Я лежу на чужом диване, солнце сквозь чужое окно ворошит брошенную на стул одежду. Надо вставать, бриться, повязывать галстук... Но я с вами не прощаюсь. Может, завтра, а может, через год мы проснемся на рассвете, когда люди разбредаются по соломенным островам, и сыграем в серсо. Я брошу вам свой кусочек неба – и вы поймаете свой... |