Глядя на портрет великого пейзажиста Исаака Левитана, вспомнила путешествие по Волге, домик-музей Левитана в Плёсе… Пожалуй, это было самым сильным впечатлением от поездки, которую мы совершили вместе со школьным библиотекарем Светланой Савчук (она была неизлечимо больна сахарным диабетом, предчувствовала свой уход, сохраняя при этом бодрость духа и чувство юмора, присущие ей). Мы отправились в путешествие по Волге на теплоходе( неважно название теплохода), из Москвы в Горький (Нижний Новгород) и обратно. Отдыхаешь в каюте, смотришь в окно-иллюминатор на Волгу, великую русскую реку, на пейзажи, медленно плывущие за окном, перед глазами… Естественно, мы посетили места, связанные с именами великих русских писателей, побывали на родине Максима Горького в Нижнем Новгороде. Дед писателя верил Богу днем, а ночью сундучок прятал под голову. Сундучок был сделан так, чтоб его было удобно положить под голову. Могилу бабушки писателя, Акулины Ивановны, сохранили в парке, разбитом на месте бывшего Петропавловского кладбища. Невольно задумаешься о той роли, которую играет рассказчик -сказитель в формировании представлений, в становлении ребенка, тем более если он умеет творить праздники, слова, песни, сказки прежде всего, как Акулина Ивановна или Арина Родионовна. На слуху еще была смерть Владимира Высоцкого, и мы решили, будучи проездом в Москве, отправиться на Ваганьково. Поклонник поэта, встреченный намиу могилы поэта, рассказал, что в гроб с прахом поэта положили японский двухкассетный магнитофон и долго из-под земли звучал охрипший баритон певца. Посетили мы и могилу Сергея Есенина.Запомнился бюст поэта, выполненный из белого мрамора. Рядом похоронена Галина Бениславская, застрелившаяся на его могиле. Здесь же покоится прах матери поэта. На Ваганьково похоронен Иван Владимирович Цветаев, заслуженный профессор, основатель Московского музея Изобразительных искусств имени А.Пушкина, отец Марины Цветаевой. В Музее в эти дни проходила художественная выставка «От Делакруа до Матисса». Что касается исторических личностей, то мы ознакомились с домом-музем В.И.Чапаева в Чебоксарах(Чувашия). Особо сильное впечатление оставил город Плёс, домик-музей Исаака Левитана в нем. Именно в Плесе испытала то, что называется: душа развернулась, почувствовав и грусть, и простор, и собственно Россию. Мне вспоминается, как пошел дождь и воды Волги покрылись мелкими пупырышками, напоминая шкурку драгоценного зверя. Мне вспоминается скромная набережная-дорожка, оборудованная лишь квадратиками плит, одноэтажные домики вдоль реки, ушедшие в землю; дорога поднимающаясяся вверх и выводящая на небольшую площадь, где раньше проходили ярмарки, а теперь затишье (вошедшее в русский язык,слово «ярмарка» произошло от немецкого наименования ежегодного рынка -Jahrmarkt), несколько каменных домов, знак на доме -какое-то старинное страховое агентство. Все больше деревянные домики, заборы с воротами. Такое ощущение, что где-то видел это давно и много раз: то ли читал в книгах и представлял, то ли наяву видел, ощущение того, как мало коснулось время этого быта и этих дворов за забором. Экскурсовод рассказывает, и мы направляем взоры на две церкви, уцелевшие после 17-го года. В них размещали склады. Ныне церкви реставрируют - тысячелетие крещения Руси - и они будут открыты к 2011году. Спускаемся вниз с высокого холма, по тропинке, усыпанной шлаком (чтоб не так скользко было зимой). Перед взором предстает картина: живописный берег лесной речки Шохонки (Тараканиха) с прилепившимися к склонам холма домиками. Замечательная картина, вызывающая умиротворение души . Эти места были любимы художником Левитаном, они вдохновили его на создание цикла картин и шедевра «Над вечным покоем» ((1893-1894). …высокий мыс берега с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром, и покривившимися могильными крестами, бескрайние водные просторы и огромное небо с грозовыми облаками. Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни навевает это полотно. Писалась картина под Вышним Волочком, близ озера Удомля, но изображенная на картине небольшая деревянная церковь взята художником из Плеса. Она давно сгорела, и сейчас лишь кресты заброшенных могил напоминают о тех местах, где Левитан писал свои этюды. … Небольшой каменный дом-музей Левитана. Здесь он снимал мезонин (полуэтаж, теремок). Спальня, комната, где работал художник, ваза с его любимыми полевыми цветами. Своим ученикам он советовал писать цветы так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. Сохранился подлинный мольберт Левитана, за которым он неустанно работал. Серия его картин: «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «вечер, «Золотой плёс», «Вечер на Волге».Осень в слободе», «Над вечным покоем». И хотя это копии - подлинники хранятся в музеях - можно понять, какую особую роль в творчестве художника сыграли чеьыре его поездки на Волгу (1887 - 1890гг.), как он был поражен красотой могучей реки и тронут местной природой. Своими картинами он как бы заново открыл красоту небольшого волжского городка. “Картины Левитана, - писал Константин Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”. В творчестве Чехова и Левитана много общего.Этих двух людей, ровесников, связывало чувство дружбы. Левитан раскрывал свою душу лишь Чехову. Здесь же картины художницы С.Н.Кувшинниковой. Во время своего пребывания в Плесе Левитан познакомился с ней и увлекся ею. Вскоре их увлечение перестало быть секретом для окружающих. Город-то невелик! Чехов, который недолюбливал Кувшинникову, вывел ее образ в рассказе «Попрыгунья». Левитан обиделся за свою подругу и долгие годы не разговаривал с писателем. Нужно сказать, что Левитан был влюбчивым, экспрессивным по натуре человеком: ему нравились и Лика Мизинова, и Мария Чехова (он делал ей предложение), родная сестра писателя. «Эти увлечения всегда протекали бурно… до выстрелов включительно,-вспоминала Мария Павловна.К счастью, Левитан остался жив, а Антон Павлович описал этот выстрел в своей знаменитой пьесе «Чайка».Причиной же, по которой Исаак Ильич хотел застрелиться, было соперничество двух одновременно влюбленных в него женщин - матери и дочери Турчаниновых. Можно понять неустроенность личной жизни, быта художника, которому порой приходилось платить за жилье своими, уже тогда ценными для знатоков, рисунками и картинами. За коротких 40 лет своей жизни Левитан создал около 1000 картин, рисунков и этюдов.Нужно отдать должное известному меценату Савве Морозову, в мастерской которого Левитан создает свою лучшую пейзажную серию картин «У омута», «Вечерний звон», «Свежий ветер. Волга“. Особый успех выпал на долю полотен художника-пейзажиста: «Над вечным покоем» и «Владимирка» Картину “Владимирка” в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: “однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... “постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...”. И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть”. Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилась в подлинный документ эпохи,заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. …Дорога тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений, уходя у горизонту. Возникает чувство щемящей тоски, когда смотришь на эту дорогу. И воображение создает картины людской скорби, слышатся звуки цепей каторжан… Значительную часть холста картины занимает изображение холодного, серого неба, по которому вольно бегут облака серым сумрачным днем. «Великим художником печального искусства» называли Левитана при жизни В его полотнах беспредельность русского пространства всегда соединялась с личным, нередко трагическим ощущением реальности. Он с болью писал: «Это тоска во мне, внутри меня… она разлита в природе». Сам немало переживший в жизни, он искренне сострадал своей прекрасной, но бедной, неустроенной стране, чувствуя, что величественная природа находится в дисгармонии с жизнью человека. |