Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Natalie
Объем: 28636 [ символов ]
Шесть соток творчества

В слякотные осенние дни и долгие зимние вечера приятно бывает перелистывать глянцевые журналы по ландшафту, ласкать глаз красивыми фотографиями, примерять заманчивые варианты к своим шести соткам. А с наступлением дачного сезона жизнь не только вносит поправки в эти фантазии, но порой и просто перечеркивает их. И тогда каждому приходится писать свою историю сада.
Садоводческое товарищество «Алешинские сады», насчитывающее около трех тысяч домов, за сорок лет своего существования превратилось в огромный поселок, который теперь отмечен даже на картах Подмосковья. А в 1967 году это были алешинские торфяные болота. Много времени понадобилось всем, чтобы сначала осушить свои шесть соток и только потом построить дом с соблюдением строго установленных правил. За такую вольность, как, например, постройка небольшого кирпичного дома, его владелец был в свое время безжалостно исключен из садового товарищества. Дом, кстати, и до сих пор стоит в том же виде, правда, хозяин у него теперь новый. Так что выдумку и художественный вкус при дефиците в те годы строительных материалов можно было проявить лишь при отделке фасадов, выкладывая затейливые узоры из дощечек разбитых ящиков.
Главным достоинством нашего участка оказалась близость леса, в сезон грибов и ягод не нужно было добираться до них через двадцать с лишним улиц. Пока были живы родители, а дом постоянно полон гостей и родственников, лес и Есинские пруды за ним являлись для нас лучшим местом отдыха. Участок, перепаханный вдоль и поперек под грядки, долгие годы считался едва ли ни главным, мифическим источником запасов на зиму. Надежды, как правило, не оправдывались, а от упорства, с которым каждый год все сажалось, укрывалось, пропалывалось и поливалось, веяло скорее безысходностью, нежели большим урожаем. Особенно бессмысленным оказался затраченный труд, когда овощи на прилавках магазинов начали продаваться круглый год, и редиска с укропом утратили статус первой зелени. А ведь был еще и горький опыт «животноводства» - вся округа прошла через разведение кур и кроликов! Но это другая тема.
И вот наступило время, когда участок перешел нам в наследство. Наследство, надо сказать, сомнительное. Огромный, двухэтажный, покосившийся дом, традиционно забитый старыми вещами, построен был много лет назад в расчете не только на детей, но и на внуков и правнуков. Его снести, прикинули мы, дороже, чем новый построить, а как поправить – надо еще крепко подумать, уж лучше вообще не трогать. Еще две прогнившие постройки, сарай да банька, пожалуй, и все хозяйство. Этакое родовое поместье, обнесенное со всех сторон разномастным забором, и с компостной кучей на самом видном месте.
Поздней осенью мы сидели, закутавшись потеплее, на крыльце, и с тоской смотрели на унылый участок, как на белый лист бумаги. Соседка, приехавшая из Москвы на электричке и добиравшаяся потом еще час от станции только для того, чтобы посадить озимый чеснок, фанатично выравнивала под него грядку. А ведь ей предстоял еще и обратный путь в эту непогоду. Наверное, в тот момент мы отказались для себя на будущее от традиционного огорода с чередой бесконечных грядок - ну, если только выделить место для «ароматной» грядки с зеленью для шашлыка. И не из-за хлопот. Наши идеи в перспективе предполагали не меньший труд и исключали отдых как безделье. Хотелось не только созерцать удивительные закаты и наслаждаться пением птиц, но и получать радость творчества, создавая красоту, как ни пафосно это прозвучит.
Впереди была зима, времени оставалось лишь на то, чтобы расчистить территорию от многолетней захламленности – ржавых бочек, старых ведер и дырявых мешков с остатками слежавшихся удобрений. Переустройство решили начать со сноса никому не нужных парников, которые предполагают все-таки постоянного присутствия на участке, и сарая со старыми лопатами, занимавшего незаслуженно много места. Снести-то их было несложно, за тридцать с небольшим лет они совсем прогнили, а вот вывозить потом на свалку «содержимое» пришлось вплоть до белых мух. Дом для проживания в холодное время года был не приспособлен, да и безжизненный, припорошенный снегом, поселок в целом производил гнетущее впечатление. Так что о романтической встрече здесь Нового года мы не помышляли...
 
Новый сарайчик взамен старого, первой постройки, возвели за весну. В его основании теперь заложили железобетонные балки, не один год пролежавшие без применения у въездных дачных ворот. Места он занимал теперь вдвое меньше, что позволило на высвободившейся площади поместить рабочий верстак и дровни. Покрасили домик в веселый, розовый цвет, а чтобы в нем всегда было светло, тепло и сухо, крышу застеклили. Кстати, этот прием мы использовали и при обустройстве дачного туалета, чтобы не тянуть к нему через весь участок провода для освещения. А чтобы новый хоздворик не бросался в глаза, вкопали перед ним декоративную кованую стенку и посадили вдоль нее плетистую розу, клематис и два сорта зимостойкого винограда - белый и черный. Траншею для посадки мы добросовестно вырыли глубокую, сделали хороший дренаж и, учитывая нашу кислую, торфяную почву, разбавили ее песком и просеянным компостом, добавив туда березовый опад. В первый год наших преобразований многие наши посадки были стихийными, не всегда задумывались мы об их совместимости. Да и не всегда в такие минуты удавалось вспомнить многочисленные рекомендации из книг и журналов, действовать порой приходилось больше по интуиции, нежели по науке. Но тот факт, что клематисы цветут, розы благоухают, а виноград плодоносит уже не первый год, говорит о том, что такое соседство всех устраивает.
Зная неприхотливость ив, рядом, на месте выкорчеванной старой облепихи, прикопали три хрупких саженца ивы. Из-за влажного места они мгновенно пошли в рост, и уже на следующий год среднее деревце пришлось пересадить в зону компоста. Вместе с черемухой, черноплодкой и кустом спиреи они теперь прекрасно выполняют там роль декоративной завесы. Но при своей неприхотливости, внимания к себе ива требует немалого. Кроме формирующей стрижки, к которой приходится прибегать почти каждую неделю, весной, как только ветки начинают покрываться листвой, на них отчетливо просматриваются сухие веточки, которые с легкостью обламываются пальцами. Куст после такого прореживания становится легким и ажурным. Но если эту процедуру проигнорировать с самого начала, получается плотный, тяжелый взору шарик, а при стрижке листвы ножницы постоянно будут натыкаться на этот прошлогодний хворост. Такую же зачистку каждый год приходится проводить и с разросшимся кустом чубушника перед окнами веранды.
Одновременно с посаженными ивами, на месте неудавшейся альпийской горки, после которой остался песчаный пятачок, проросла сосенка. Выкапывать мы ее не стали, а она так быстро начала прибавлять в росте, что скоро сравнялась с ивами. И тогда, чтобы из сосны не получилась корабельная мачта, ее мягкую макушку по весне завязали в узел и с помощью растяжек «поломали» ствол. Чтобы подчеркнуть контраст хвои, приствольную зону тщательно пропололи, покрыли черной пленкой, заглубив ее края, а на поверхность насыпали светлый гравий. Теперь она выглядела большим, садовым бонсаем, а поддержание ее декоративности заключалось в формировании кроны. Правда, при этом всегда приходилось жертвовать шишками. И только в этом году, заметив на концах нескольких побегов, не требовавших нашего вмешательства, крохотные зернышки бордового цвета, размером не больше булавочной головки, мы решили набраться терпения до следующего года, когда эти женские шишечки станут взрослыми деревянистыми шишками. А укороченные на треть растущие молодые побеги светло-зеленой окраски на фоне перезимовавших старых побегов с темно-зеленой хвоей придают теперь сосне схожесть с огромным канделябром.
В прошлом году, под яблоней-ранеткой мы чуть было не выпололи вместе со снытью новый побег сосны - маленькое растеньице со стебельком короче спички и пучком тоненьких иголочек на его верхушке. Очень странное место она себе выбрала – не прихотливые к почвам, сосны очень требовательны к освещению и не выносят затенения. Пока мы ее не трогаем, растим, наблюдаем, но теперь уже знаем, что с соснами и хвойниками можно и нужно смело экспериментировать. На одном из участков нашего поселка мы видели высоченный можжевельник, необычно постриженный в виде колонны.
Мы знали, что при посадке и пересадке хвойников есть свои особенности и столкнулись с этим первый раз, когда купили крупный экземпляр казацкого можжевельника с оголенной корневой системой. Прожил он ровно столько, сколько времени ему понадобилось для полного высыхания. Зато посаженный вместо него можжевельник горизонтальный, приобретенный в горшке, благополучно прижился. А вот когда мы из нашего леса можжевельник пересаживали, то перед тем как его выкапывать, пометили сначала тряпочками, как он растет в лесу по отношению к сторонам света, чтобы учесть это при посадке. И выкопали его с большим комом родной земли, сохранив при этом приствольный слой перегноя. Теперь это трехметровый кустарник, сформированный нами в виде кипариса.
А еще нужно быть готовым к изменениям, которые после посадки растений могут произойти в связи с условиями их произрастания. Будучи в Друскининкае, я обратила внимание в сосновом лесу на сизо-дымчатую, густую поросль можжевельников с мощным приростом, как мне показалось, иного сорта. Не удержалась, перед отъездом откопала «на память» побег, который поместился в пластиковый стаканчик. Посадили мы у себя «литовца» на открытом месте, яму полностью заполнили купленной землей для хвойных растений, не везти ж ее из-за границы! Перезимовал он первый год под еловыми ветками (чтобы снегом не поломало), сохранил ежегодный сильный прирост и мягкость хвои, за пять лет вымахал с человеческий рост, а вот пленившую меня дымчатую окраску под солнцем-таки утратил.
 
А чтение садовой литературы все-таки пригодилось. Вспомнив всю описанную там кропотливую технологию красивого газона, мы от этой затеи отказались вообще. Времени на тщательный уход за ним не было, а бороться с круговоротом сорняков совершенно бесполезно: с соседних участков не только сорняки, порой цветы, которых мы не сажали, перебирались. Вот и решили, что места бывших грядок, которые мы тщательно сравняли, будем постепенно разрабатывать под посадки, а траву тщательно выкашивать.
Но как бы мы ни облагораживали пространство, взгляд все время упирался в жуткие заборы. Пришлось взять на себя смелость и заменить кривой частокол между ремя соседями метровой сеткой. Эффект оказался неожиданным: чужие участки обнажились вместе с недостатками, и наш тоже стал виден всему миру. Теперь приходилось щедро делилиться друг с другом не только цветами, отростками, клубнями, но и творческими идеями – все были заинтересованы в том, чтобы приятно было на чужих посмотреть, и себя показать. Иногда специально заходили друг к другу глянуть на свои владения со стороны – что требуется еще изменить. Так, мы без сожаления расстались с корявой облепихой, когда увидели, что она перекрывает соседям вид на нашу красавицу-сосну.
Некоторые проблемы решали совместно. Например, после того, как соседи расчистили от старых поленьев и досок место, примыкавшее к нашему новому хоздворику, и посадили там цветы, мы сделали калитку и стали ходить друг к другу через арку, увитую девичьим виноградом и клематисами. Потом все дружно ликвидировали у себя места приюта весенних ужей из леса – свалки из выкорчеванных кустарников и деревьев. Хотя, если честно, вреда от ужей человеку никакого. Одного мы как-то застали в пруду, среди рыб: высунув голову из воды, он караулил зеленую прудовую лягушку, которая сидела на листке кувшинки. Улучив момент, он на наших глазах заглотнул ее, выполз на берег и уполз переваривать обед. Вот такой естественный отбор.
Гадюки на участки тоже иногда заглядывают: одна у нас как-то грелась в зарослях цветущих седумов, другая принимала солнечные ванны у крыльца под сиренью. На нас отреагировала по-змеиному, сделала стойку, боялась, наверное, что лопатой приговорим – не всякий дачник адекватно реагирует на таких гостей, особенно, если рядом дети. Мы в таких случаях их не уничтожаем, а подцепляем длинной палкой с крюком, помещаем в сачок и относим в лес. Вот к ежикам все уже привыкли, они тут ближе к ночи по всем участкам разгуливают как у себя дома, слизнями лакомятся. Пожалели мы как-то по осени молодого ежика и принесли домой, не смогли преодолеть соблазна «приласкать» его по колючкам. Он даже позволил почесать ему животик. На ночь уложили колючий колобок в коробку из-под обуви, рядом поставили блюдце с молоком. Но стоило выключить свет, он вылез из коробки, перевернул блюдце и стал нарезать круги по периметру, топая, как солдат в сапогах. А когда воздух наполнился ежовым, невыносимым амбре, пришлось выставить его на холод и долго проветривать комнату. На этом и закончилась наша любовь, впрочем, ежик тоже не нуждался в нашем покровительстве.
Ящерицы у нас стали совсем ручные, чувствуют себя в полной безопасности: перестали прятаться, если проходишь мимо, не боятся звука электродрели, могут даже на улице компанию по застолью составить – слизнуть наколотых на палочку комара или муху. Главное, чтобы солнышко пригревало. Про птиц тоже нельзя не упомянуть. Когда дача была в сплошных грядках, одной из задач огородников было сохранить от птиц, особенно от скворцов, сначала посевы, которые они разрывают в поисках пищи, а потом и урожай ягодных кустарников. Отпугивали их всеми доступными средствами. Сегодня отсутствие грядок и большой выбор укрывного материала лишили птиц легкой добычи, и беспощадная борьба с ними отпала. Отливая на солнце металлическим оперением, скворцы теперь даже украшают собой по утрам поляну перед домом. Как-то, в ветреную погоду, мы сжигали ветки, в огонь попала и трава. Повалил дым, переполошив птенцов и их родителей на соседней яблоне. Костер мы тут же затушили - приходилось считаться с такими почетными гостями, а то вдруг не поселятся у нас больше!
 
Но оставалось еще облагородить забор со стороны улицы, и нужно было придумать что-то со старыми въездными воротами и калиткой. Решили не городить глухого заборища, а сделать легкий, полутораметровый по высоте плетень. Вопрос его долговечности мы вообще не рассматривали, потому как любые другие варианты ведь тоже не будут радовать вечно: сталь сетки-рабицы ржавеет, дерево требует регулярной покраски, земля по весне, порой, безжалостно выдавливает кирпич. Можно, конечно, установить на участке железобетонные блоки – но это дело вкуса.
Исходным материалом для переплетения послужила осиновая, березовая и рябиновая поросль из леса. Для долговечности плетня вместо деревянных кольев использовали имеющиеся старые, ржавые водопроводные трубы. Ржа сыграла роль камуфляжа, труб сквозь прутья практически не было видно. Кроме того, оттаивающая по весне почва не выталкивает их из земли.
Для внешнего плетня трубы забили на расстоянии метра друг от друга, переплели их ветками с диаметром стволов у основания в 2,5-3 см и длиной 2-3 м. Работу с благодарностью приняла зарянка, свив в траве у плетня гнездо. Она всегда появляется теперь при прополке цветов, ходит рядышком, как цыпленок, и склевывает черевячков и мошек: я вам помогаю, и вы меня не трогайте.
Для въездных ворот и для калитки сварили два каркаса из квадратной профильной трубы с двумя горизонтальными перекладинами, покрасили черной антикоррозийной краской. Для контраста прутья для вертикального переплетения ворот и калитки (толщиной с палец) зачистили.
У канавы перед домом, на границе с соседним участком, плотная крона взрослых деревьев образовывала естественную защиту от дождя и солнца, и отсюда хорошо просматривался весь участок. Здесь решено было перекинуть мостик и сделать калитку. От калитки извилистая садовая дорожка вела к дому. И вдоль нее напрашивался еще один плетень, внутренний.
Для внутреннего плетня, повторяющего изгиб дорожки, забили трубы почаще, причем у калитки – высотой в метр, а к дому высоту их постепенно понизили до полуметра. Ветки для внутреннего заборчика тоже выбрали потоньше. Затем с одной стороны готового внутреннего плетня посадили разные сорта метельчатых флоксов соответственно его высоте, а с другой посеяли люпины. Ну, а вездесущий хмель сам оплел весь забор, украшая его по осени гроздьями шишек.
С течением времени солнце, дождь и ветер сделали свое разрушающее дело, пришлось воротам и калитке к «усохшим» прутьям добавить новых веток.
Неплохое решение нашли и для подновления внутреннего плетня, ведущего от калитки к дому. В том месте, где заканчивался плетень, к последним трем трубам приварили стальные прутья. Перебросили их через дорожку вдоль дома, закрепили на его фасаде под крышей. Затем к ним приварили поперченные прутья. Получилась арочная решетка с размером ячеек приблизительно 30 на 30 см. Она послужила хорошей опорой двум виноградным лозам плодового винограда. Так вот, прошлой осенью мы не стали укорачивать на одной из лоз древесную ветку, а переплели ею верхний ряд внутреннего плетня, который стал ветшать. Она благополучно пережила зиму даже без укрытия, на ней завязались гроздья, и осенью мы с этой ветки собрали урожай. А крупная листва задрапировала образовавшиеся прорехи.
Совет для желающих повторить наш опыт. Создание такого плетня – процесс хоть и творческий, но трудоемкий. Зачищенные ветки служат дольше, но не менее интересно выглядит плетень из разных пород деревьев. В этом случае нужно быть готовыми к тому, что через несколько лет он может стать трухлявым и потребует замены. Если не замахиваться на большой объем, а ограничиться, например, декорированием зоны пикника, то уже через несколько дней можно будет насладиться результатами своих трудов...
 
Летом мы обратили внимание на то, что наша старая яблоня, посаженная напротив входа в дом еще родителями, стала чахнуть: весной не цвела, листья обмельчали, кора отслоилась лохмотьями. Надо было с ней что-то делать, и меньше всего хотелось вместо яблони видеть какое-нибудь пугало с ведром на голове. Подумали: оставить пень – замучает поросль. Если срезать под корень – распашем потом всю землю вокруг, выкорчевывая яблоню. А вокруг нее, по траве на газоне, у нас были разбросаны шары-фонарики, создавая по вечерам уютную атмосферу. И тогда мы решили проявить немного творчества и сделать садовый светильник.
Для начала выбрали устойчиво сухие дни, потому что влага в нашем деле исключалась. Безжалостно кронировали яблоню, укоротив ее где-то на две трети - остался разветвленный ствол и несколько толстых, скелетных веток с горизонтальными срезами для размещения на них будущих фонарей.
Затем сняли всю оставшуюся кору и наждачкой - где-то крупной, где-то мелкой - зашкурили все неровности.
После этого тщательно прошлись антисептиком для дерева. Жалеть его не надо, лучше даже несколько раз пройтись по тем местам, где он сразу впитался - ведь яблоня корнями продолжает быть связана с землей, тянет из нее влагу, которой может оказаться достаточно, чтобы по стволу в один прекрасный день появились никому не нужные «грибы».
На эти предварительные работы у нас ушел целый день.
Назавтра всю яблоню покрыли грунтовкой – белой акриловой краской. Если этого не сделать, то при росписи дерева краски впитались бы в древесину, и ствол в итоге выглядел бы тускло.
Дальше по стволу яблони проложили электропровод, предназначенный для полевой телефонной связи. Такой провод изначально имеет достаточную защитную оболочку, которая необходима при тактических операциях, а в нашем случае – от непогоды. Закрепив его скобками по изгибам ствола, опустили его вниз, оставив свободным порядка пяти метров провода, на конце которого смонтировали вилку. На горизонтальных срезах стволов разместили разные по величине фонари, используя белые матовые плафоны из пластика. Стеклянные здесь не годятся: они тяжелые, хрупкие и дорогие. Лампочки можно использовать разного цвета.
Чтобы провод не бросался в глаза, при его прокладке можно пойти другим путем: просверливать под углом насквозь ствол дерева и ветки (сверло выбирается соответствующей длины), и пропускать провод через эти «каналы». Тогда на поверхности останутся невидимые глазу 1-2 см провода.
На белом фоне грунтовки четко проступал рельеф яблони, который и предстояло теперь обыграть творчески. Раскрасили ствол и ветки красной и черной акриловыми красками, добавив немного «золота» при окантовке фрагментов. Проложенный провод, кстати, тоже раскрасился, и стал совсем невидим. В итоге получился очень декоративный и функциональный светильник! Кроме того, он теперь служит надежной опорой для клематиса и плетистой розы и с конца июня стоит в белом облаке мелких, душистых цветков и в гроздьях красных бутонов.
Для освещения можно использовать реле времени, блок включения, переключатели. Но нам теперь достаточно воткнуть вилку в розетку, утопленную на газоне в пластиковую трубку, применяемую в сантехнике для канализационных сливов. Мы ее вывели из дома в метре от крыльца. Она герметично закрывается крышкой-заглушкой в случае дождливой погоды и перед отъездом. Упомянутые пять метров тонкого провода в траве никому не мешают – фонари зажигаются в то время, когда все домочадцы, «усталые и довольные», как правило, сумерничают за самоваром на берегу прудика или на веранде.
Создание такого светильника из старого дерева – беспроигрышный вариант, который смело можно повторить. Ведь не бывает двух одинаковых деревьев, да и палитра красок не позволит быть уличенным в плагиате, а значит, и светильники у всех будут разные!..
 
Наша идея организовать водоем на наших шести сотках не нашла восторга у соседей: нужно ли было положить столько сил в свое время на осушение болот, чтобы через тридцать с лишним лет вернуться «на круги своя»? Но мы уже загорелись! В общей сложности три года понадобилось нам на то, чтобы убедиться в том, что и на шести сотках пруд имеет право на жизнь.
Пластиковые варианты искусственных водоемов мы даже не рассматривали: выбор их ограничен по форме и глубине. Поэтому мы вырыли прудик размером 2 на 3 метра, глубиной чуть более метра, чтобы можно было оставлять на зиму будущие кувшинки. Рисковать для эксперимента большими деньгами для покупки пленки не стали, поэтому выстлали его отслужившей рекламной баннерной тканью. Несколько кусков баннера склеили клеем космофен, наложив их внахлест на 10-15 см.
А вот на кокосовые маты денег не пожалели, ими мы замаскировали береговую линию, что придало прудику вид естественного водоема. Наполнили его водой и дали ей отстояться. На случай проливных дождей переливную трубу отвели в канаву.
Чтобы пруд не перегружать растениями, поместили только рогоз, болотный ирис и белую и малиновую глубоководные кувшинки – они благополучно прижилось и цвели этим же летом.
Лягушки нашу работу приняли с благодарностью, очень быстро почувствовали себя хозяевами. Но все-таки живым и привлекательным водоем делают рыбы. Прудик готов был принять их, и на второй год мы рискнули пустить в большое плавание наших аквариумных золотых «комет» и вуалехвостов. Объема воды было достаточно, чтобы плавать и расти, под листьями кувшинок была возможность прятаться от солнца. Предложенный корм на новом месте они с удовольствием съели, значит, переезд прошел без стресса, акклиматизация прошла успешно.
К осени водное пространство пополнилось мальками. У рыб жизнь наладилась - у нас к концу дачного сезона добавилось проблем: переловить весь косяк на зимовку в Москву, а для приплода приобрести дополнительный аквариум. Из опыта: не следует приобретать для небольших садовых прудиков карпов Кои. Они, в отличие от золотых рыбок, очень быстро растут, требуют большой воды, и может возникнуть проблема содержания их до следующей весны. Кои достаточно прожорливы, и если вовремя не получат свою порцию корма, не побрезгуют илом, перероют все дно и придется решать вопрос фильтрации воды. Да и побеги водных растений погрызть могут.
К новому сезону наш молодняк подрос, приобрел окрас, вел себя активно, и рыбам явно уже недоставало пространства в пруду. А впереди было очередное метание икры и увеличение потомства. В жаркие дни для хорошей аэрации воды требовался фонтанчик, а для цветения кувшинок вода нужна спокойная. Поэтому мы без сожаления расстались с остатками выродившейся плантации с клубникой, что через дорожку от прудика, и вырыли второй - пошире и помельче. Прорыли «канал», «перебросили» в этом месте деревянный мостик, покрасили его в красный цвет. По одну сторону мостика посадили хосту, по другую - установили японский фонарик. Растения в мелководном пруду разместили в контейнерах по окружности: белокрыльник, стрелолист и желтую кубышку. Площадь позволила поместить здесь фонтанчик, который не помешал кувшинкам цвести все лето. А с наступлением темноты в пруду загораются плавающие фонарики, которые заряжаются от солнечной батареи Рыбам такое улучшение жилищных условий очень понравилось!..
 
Во время одной из прогулок по лесу мы присмотрели большой спил двуствольной сосны. Принесли его, освободили от коры, зачистили, покрыли лаком - из пня получился достойный садовый столик. Сделали к нему две скамейки. Лучшим местом для скамеек со столиком-пнем, в окружении цветущих дельфиниумов, аквилегий и астильб, без сомнения, был теперь берег прудика с белой и малиновой кувшинками. Отсюда можно было бесконечно наблюдать за игрой рыбок, стрекоз и заходящим солнцем. Одна беда: перед глазами, за узкой прибрежной полосой с красным японским кленом и подушкой из ландышей и очитков оставался не освоенным еще один фрагмент участка, тот самый, что был когда-то с компостной кучей посредине. Нужна была идея. Организовать место для пикника? На первый взгляд, место было не совсем удачное: впереди – еще один соседский участок, слева хоздворик, справа санитарная зона. Правда, постороннему о ней трудно догадаться – как говорилось выше, тот угол перекрывала декоративная завеса. Но зато с этого места открывался прекрасный вид на весь наш ухоженный участок в обратном порядке: теперь на переднем плане был японский клен, зеркало воды, столик-пень, поляна с фонарем-яблоней. Плетни едва угадывались под зарослями цветов.
Деталью, которая помогла принять решение (как говорится, «купили пуговицу и к ней сшили платье»), оказался большой квадрат белой мраморной плиты. Готовую столешницу установили на мраморном кубике. Вокруг, из остатков досок сделали три широкие, низкие скамейки, уложенные на деревянные чурки. Для спинки одной из них использовали давно ждавший своего часа фронтон старого платяного шкафа с фрагментом растительной резьбы по дереву. Сзади этой скамьи, под кроной еще одной сохранившейся старой яблони вид на хоздворик перекрывала «ароматная грядка» с разросшимися кустами душицы и любистока - альтернатива огороду. Из многолетних трав росли еще иссоп, эстрагон и зверобой. Оставшееся пространство на ней занимала настурция. Вот уж бесценное, неприхотливое растение! Мы его сажаем каждый год в разных местах участка: плетистые сорта – под деревьями, у плетня, из кустовых сортов получается красивый бордюр в цветнике. На плодородной почве они образуют сильные побеги с крупными листьями – мы их добавляем в овощной салат; на скудной земле - больше цветков для украшения блюд. А из плодов настурции в стадии молочной зрелости мы делаем приправу к шашлыку, состав которой не каждый гость угадывает: прокручиваем через мясорубку (можно вместе с сочными стеблями), солим и добавляем растительное масло. Разнообразить ее можно, добавляя зелень, молотый перец, чеснок, а вкус изменить в зависимости от сорта масла. Но основной, чуть пощипывающий язык, вкус очень хорошо сочетается с мясом. На зиму заготавливать такую приправу не пробовали, но свежеприготовленная настурция – выше всех похвал! А пестрый ковер из разных сортов настурции радует до поздней осени...
 
О чем все эти подробности вышесказанного? Это не призыв «делай с нами, делай как мы», и уж тем более, не рецептурный справочник. Но если мы побудили кого-то к творчеству, от которого сами получаем огромное удовольствие и радость, создавая гармоничный мир вокруг себя, будем считать, что мы не зря поделились с миром своим опытом. Надеемся, для кого-то он не будет лишним.
Дата публикации: 16.10.2009 14:13
Предыдущее: НеуязвимыйСледующее: Франция, для каждого – своя. (Из цикла "Будни столичной гостиницы")

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Алексей Большегоров[ 25.10.2008 ]
   Как всегда обстоятольно и интересно. Очень гармоничное название, в полной мере отражает содержание. Материал подан местами a la belle lettre, особенно это чувствуется в первой части рассказа, что, несомненно, делает повествование еще более увлекательным. В общем, очень хорошо!
   С уважением,
   Алексей.
Лори[ 26.10.2008 ]
   Очень хорошо!!!
Уваркина Ольга[ 30.10.2008 ]
   Очень интересная статья. Здесь не только о красоте 6 соток, но и о гармонии вокруг и в своей душе...
   С теплом. Ольга.
Павел Шерстобитов[ 15.01.2009 ]
   Как все близко и знакомо...
   "Но если мы побудили кого-то к творчеству..." Да!!!
   "Надеемся, для кого-то он не будет лишним." Для меня точно не будет,
   т.к. в прошлом году начал строить новую дачу. Спасибо.
 
Natalie[ 15.01.2009 ]
   Ой, как я Вам завидую! У Вас столько творческих возможностей впереди. Если интересно, приглашаю Вас на свою фотостраничку http://foto.mail.ru/mail/atlanta54/ заглянуть в папку с фотографими "На пленере". Здесь, к сожалению, нельзя проиллюстрировать текст.
Дина Исаева[ 23.06.2009 ]
   То что проделали на земле герои очерка - действительно творчество. И хотя дачами не занимаюсь (наверное, просто в это время всегда отсутствую), но картины в очерке встретила до боли знакомые. Очерк интересный. Спасибо! С уважением, Дина Исаева.
 
Natalie[ 04.09.2009 ]
   Спасибо, Дина, за теплый отзыв. Этим очерком я хотела подвести итоги проделанным работам. Однако со времени его написания было воплощено еще несколько идей - для творчества нет границ. Набралось еще творческого материала для продолжения. Жаль, что здесь нельзя разместить фотографии, наглядность не помешала бы.
Сергей Горбовец[ 22.01.2010 ]
   Это же надо! Прочитал с таким интересом, что даже стало стыдно за свой участок. А сколько узнал названий разных трав и цветов! Я даже не знаю, как они выглядят. А я-то был уверен в том, что у меня всё так здорово и уютно. Всё! Завтра же еду на дачу и берусь за работу. Погода уже установилась более-менее, +6. Можно и деревья обрезать. Вот только жаль, костёр разводить у нас не разрешают. Спасибо вам за побуждающий к деятельности рассказ. Сергей.
 
Natalie[ 22.01.2010 ]
   Сергей, спасибо, что заглянули, и за теплый отзыв. Приглашаю вас на свою страничку:
   http://www.vsepisateli.ru/vsepisateli/user/152711/photo/album/user_152711/576/
   Здесь выложены фотографии к очерку, вам должно быть интересно.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта