О том, что в Ригу приезжает Далай –лама XIV и выступит с лекциями в спортивном комплексе Олимпийский, Кристина узнала из сообщения в газете. Однажды она познакомилась с речью Далай –ламы (небольшая брошюрка), которую Он произнес при вручении ему Нобелевский премии мира в 1989 году. «Нравственная ткань мира на земле – это любовь и сострадание»,- выписала она себе в блокнот и хорошо запомнила эти слова. Цена билета была доступной и Кристина решила съездить в столицу. Позвонила знакомой по институту. Та вначале сказала, что принять гостей не может, но Кристина возразила: не такой она и важный гость, может переспать и на раскладушке или на полу, ее цель – послушать лекции Далай-ламы. Идя мимо цветочных магазинчиков в центре Риги с выставленными у их дверей букетами цветов, вдыхая благоухающие ароматы, Кристина замедлила шаги и подошла к рядам роз. Она купит розу, небольшую розу, цвета бордо и подарит ее Далай –ламе. Решено – сделано. Огромный зал спортивного комплекса. Профессионально украшено цветочными композициями возвышение для выступления, вероятно, специально оборудованное по случаю, стол покрыт бордовой скатертью. Полукругом, с несколькими проходами расставлены стулья, зрители занимают свои места. В первом ряду - президент Латвийской Республики Вайра Вике- Фрейберга, рядом с ней – известный латышский поэт; приглашенные, гости. В желто-бордовом -монахи из Республики Тува. В двери спортзала, отделанного белым кирпичом, в сопровождении дюжих телохранителей проходит улыбающийся Далай –лама XIV. Он садится рядом с переводчиком за стол, и начинает по-английски свою речь, беседу, ибо не по бумаге читает . Переводчик - рядом с ним - осуществляет синхронный перевод на латышский. Русский текст высвечивается на белом полотне экрана, с правой стороны. Кристина записывает едва ли не слово в слово, изредка устремляя взор на говорившего. -Я хочу поблагодарить организаторов за предоставленную мне возможность выступить и поблагодарить президента за возможность быть здесь. Я хотел бы поблагодарить ее за речь, произнесенную накануне в Латвийском университете. Я высоко ценю добрые слова, сказанные оратором. Спасибо. Сегодня тема моего разговора – это сострадание и то, как мы можем достичь счастья. Для начала я хотел бы прояснить, поскольку нас здесь очень много: если вы пришли с какого-то рода ожиданиями улучшения своего здоровья, исцеления, то это ошибка, я ничего не могу вам предложить и думаю, что вы будете разочарованы. Я на самом деле весьма скептически отношусь людям, которые утверждают, что обладают лечебными силами, являясь хилерами. Пусть бы они излечили меня от кожной болезни, я был бы им признателен, а то мне приходится принимать микстуры и втирания, которые действительно помогают. Если здесь есть люди, которые пришли из любопытства, то это хорошо, это нормально. Я обращаюсь к вам с чувством, что я один из вас, такой же человек, ка и вы, мы – одно и то же в умственном смысле, духовном. У вас есть потенциал к дурному и доброму. Отделяют нас всякие мелочи: цвет кожи, различие носа. И есть люди, которые спец(?)...это не дело. Физически мы в равных условиях, одинаковы, мы можем вступить в брак, производить детей, это значит, что мы физически одинаковы. И надо сказать самое важное: я хочу быть счастлив, я хочу жить в счастье, и вы тоже. Совершенно одинаково. И каждый из нас имеет на это право. Право на счастье, право на полноценную жизнь. Я думаю, это цель в нашем сосуществовании – это счастье. И в нашей повседневной жизни счастье зависит от надежды. Надежда – это нечто хорошее, и я думаю, наше существование основано на надежде, на чем-то добром, и на счастье и радости. В человеческой истории желание счастья и успехов правомерно. Право на успех мы тоже имеем. В ранний период человеческой истории жизнь была очень простой, почти как у других малышей. Под силой интеллекта усложнялись все человеческие инструменты (интитуты). Благодаря интеллекту можно найти различные методики для достижения счастья жизни. Поэтому я думаю, что мы, человечество, должны заботиться о физических условиях своего бытия и должны систему образования нацелить в направлении на материальные потребности. Во многих областях, я думаю, можно было бы решить многие проблемы и устранить страдания, достичь комфорта и удобного физического существования. Пройдет лет 10, я думаю, вы совершите все усилия для того, чтобы сделать переход для достижения хорошего результата. Теперь вопрос: в чем? В тех обществах, где были применены знания и передовая экономика, достигли ли люди большого и стабильного счастья и радости? Мы видим, что у людей в этих обществах есть все материальные удобства, высокое развитие науки и техники, но многие из них духовно страдают. Я думаю. Что счастье – это проблема человеческого интеллекта. Из-за ревности, из-за сравнения, разной степени соревновательности, в ином случае из-за большой эгоцентричности ум людей теряет счастье, и те люди, которые внутри несчастны, всегда жалуются. В том числе отметим новое молодое поколение, растущее при таких установках, когда получено мало любви, человеческого сострадания, просто из-за недостатка человеческого тепла они становятся несчастны и делают несчастными других. Я думаю, что из-за недостатка заботы, ответственности и случается высокая эгоцентричность. Происходит то же самое. Посмотрите на на Америку, другие страны. Посмотрите на Китай: они все еще утверждают, что являются социалистической страной, но сколько там бедных. И в глобальном масштабе богатые и бедные страны. В чем же состоит проблема? Я думаю: и здесь отсутствие человеческого сострадания, эгоизм, недостаток понимания, что все мы братья и сестры, имеем равные права на успешную жизнь. В международных отношениях сильные страны проявляют силу по отношению к слабым странам. Это действительно печально. Даже если они проповедуют демократию, во многих случаях они проявляют силу. И вся эта ситуация сохраняется, несмотря на высокое материальное состояние. Еще одна важная вещь: это окружающая среда. Активно эксплуатируются естественные ресурсы, включая вырубку лесов, что оказывает огромное влияние на окружающую среду, на появление наводнений. Все это вызвано жадностью, недалновидностью, узостью кругозора. Если мы внимательно исследуем эти проблемы, то , я думаю, мы поймем, что они обусловлены человеческим умом. Из-за несбалансированности наш ум создает новые желания, новые фантазии, мы испльзуем новые разрушительные методы, преследуя придуманные цели, не являющиеся необходимыми. Много денег, а внутренне богач несчастен, мы можем это видеть. Мы встречаем семьи, у которых есть все, но они совершенно несчастны, они спрашивают о благословении. Кто я такой, чтобы благословлять вас? БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДОЛЖНО ПРИЙТИ ИЗНУТРИ, понимание правильно развивать, правильное отношение к жизни, тогда можно уменьшить внутреннее беспокойство. Материальное удовлетворение хорошо, но свойства ума могут сделать человека совершенно несчастным при наличии материальных удобств.Физические беды могут быть устранены с помощью материальных предметов и средств и тогда физически можно чувствовать себя хорошо, но если вы чувствуете себя несчастными в душе, то это физическими средствами не устранить. Нам приходится искать причины своих проблем внутри своего ума. На рынке вы можете купить алмазы, все что угодно можно спросить-продать, но покой ума не купишь ни за какие деньги. Если попросить врача, чтобы он сделал вам укол , чтобы вы были счастливы – врач не поможет. Умственный мир должен быть достигнут методом самого ума, а не физическими средствами. Кристина записывает едва ли не слово в слово, изредка устремляя взор на говорившего. - Мой личный опыт состоит в том, - говорит он,- что я потерял свободу в возрасте16 лет, а в 24 я потерял свою собственную страну, 42 года я жил в эмиграции как беженец, и все 42 года я постоянно слушаю новости о происходящем в Тибете. Я забочусь о народе Тибета, поселившемся в Индии. То есть можно жить трудно, я переживаю много боли, или трудностей, но мне кажется, я смог сохранить спокойствие и душевный мир. Не потому, что я являюсь каким-то особенным, а потому что я много практикоал, тренировал ум, тренировал эмоции. Несчастье – само слово очень эмоционально. И одновременно пренеприятное состояние в том осознании, насколько такая эмоция вредна и деструктивна. Затем уже по своей воле вы пытайтесь ослабить деструктивную эмоцию и попытайтесь взлелеять конструктивную эмоцию: такую как сострадание, удовлетворенность, ясность. Вы увидите, как это полезно, какая это хорошая работа для ума и счастливой жизни. Любовь – это позитивная эмоция, ее увеличение способствует пониманию.Понятно, что преобразовывая таким образом свои эмоции, мы вызываем изменения в жизни.. Не просто молиться – пытаемся преобразовать сознание. Каждый результат сравниваем, который из них будет долговременным и поддерживаем, выбирая тактику отношения к своим эмоциям. Тренировка сознания на основе понимания может расширить ваш ум. Это чрезвычайно полезно, когда вы встречаетесь с кем-то, преобразовавшем себя. Физические проблемы можно устранить физическими средствами, но проблемы, связанные с нашей душой, ее страданиями и болью могут быть уменьшены, если мы взглянем на вопрос с точки зрения более широкой перспективы. У нас есть одни и те же способности, и эмоции, и интеллект, но я думаю, мы можем более подробно подумать об этом. Мы пренебрегаем своим внутренним потенциалом. А ведь вы можете поэкспериментировать, и вы увидите, как : облегчить свое состояние возможно. Итак, без каких-то религиозных верований, просто проанализировав, попытавшись осознать как можно глубже, понять эту систему с точки зрения этих факторов и затем попытаться развить положительное. Я называю это светской этикой: чувство сострадания, чувство понимания, честности, удовлетворенности. Я думаю, это основные моральные ценности для каждого человека. Когда ваш ум в покое, вы можете правильноиспользовать свой чнеловеческий интеллект. Если же ум захвачен, например, ревностью или ненавистью, вы становитесь почти безумными и вы совершаете ошибки. Это действительно трагедия, связано с узостью взглядов. В спокойном состоянии мы судим более правильно и таким образом делаем нашу жизнь лучше и сохраняем человеческие ценности. Сегодня мы не можем не чувствовать зависимости друг от друга. Раньше можно было разбить войска врага и вы чувствовали победу. Сегодня, если вы достаточно сострадательны в своей душе, то вы не можете чувствовать горе другого. Поэтому сегодня нет такого понятия, как военная победа. Победа и поражение – это вещи, которые отражаются на обеих сторонах. Сегодня мы должны понять это, и понять, что совершаемое нами отразится на всем, что нас окружает, на состоянии окружающей среды. На этом первая лекция была закончена. Присутствующим было позволено, предложено задавать вопросы. Вопрос из зала: - Вы говорили о счастье, но то, что делает счастливым одного, не делает счастливым другого. На этот вопрос Далай-лама ответил следующее: - Если мы говорим о мире, о покое, о дружественности, то это вещи, которые всех людей делают счастливыми. Если кто глупец – будет этим недоволен, то в этом его собственная вина. Мы видим это даже у животных, они радуются доброте. -Что является важным в общении с другими? - Я думаю важно – признавать своего соседа таким же полноправным, как вы сами. И надо помнить, что ваш интерес тесно связан с его личными интересами. Чем больше вы любите, тем лучше вы его поймете, и тем большую выгоду вы приобретете. Если сосед злобен, вы должны принять вызов. Не в том смысле, что вы должны отомстить, а в том, что вы должны внести дополнительные поправки в отношении идей, чтобы он не мог причинить вам вреда. Если будете делать это в спокойном состоянии, это будет более эффективно. Поэтому душевный мир важен и здесь. -Счастливы ли Вы? - Да, я так думаю. -Вопрос: В чем состоит цель всех религий? - Все религии необходимы. Когда говорим о главной цели религии, то перспективы у них весьма различны. Это может быть спасение, личное счастье или достижение нирваны,- но на другом уровне главное – выдвижение общечеловеческих ценностей, стремление сделать людей лучше и счастливее. Но если есть религиозная практика для других целей, то проанализируйте свою жизнь, измените ее и вы придете к тем же вечным ценностям. Вопрос: Что Вы думаете о будущем Тибета? - Если в локальном плане – ситуация очень плоха, критична: древняя нация с уникальным культурным наследием стоит перед угрозой исчезновения. Но если посмотреть шире- в каком процессе изменений находится Китайская Республика, большая часть мира, и не может не испытывать тех процессов, которые испытывает весь мир: весь мир идет к демократизации, свободе слова, свободе собраний,- надежда есть в такой перспективе. Почти во всех парламентах есть группы, поддерживающие народ Тибета, нам сочувствуют простые люди, живущие в разных странах мира, настроенные на торжество правды. Некоторые китайцы начинают понимать, что борьба народа Тибета справедлива. Суммируя все эти факторы, можно надеяться... Встреча подходила к концу. Кристина вместе с другими подошла поближе к импровизированной сцене с неким заграждением. Кто-то из присутствующих на лекции хотел подарить Далай-ламе картину, кто-то книгу или еще что-то. Кристина держала розу в руках. Далай-лама сложил руки вместе, поклонился. «Делай-ламе розы не дарят, - пронеслось в сознании, - научен поклону, за его плечами судьба народа». Стало понятно, что подарки Далай-лама не принимает. Одна женщина, вероятно,из Бурятии, в сердцах сказала Кристине, что это из-за нее. Кристина ничего не ответила, но подумала: усвоила ли уроки лекции эта женщина? Кристина медленно шла по улицам Риги, глубоко задумавшись. |