Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Николай Костыркин
Объем: 13734 [ символов ]
Идентификация культа верховного бога гето-даков Замолксиса
Идентификация культа верховного бога гето-даков Замолксиса
 
Вопросы религии гето-даков занимают учёные умы Республики Молдова и Румынии и других стран вот уже целое столетие. Заинтересованность духовной жизнью древнего населения Карпато-дунайско-понтийского региона не случайно по причине того, что данное пространство не один раз за историю мира являлось буфером в процессе миграции и культурной взаимоинтеграции народов Европы и Азии. Все составные части религии гето-даков, от элементов анимизма до комплектации божественных культов, являются продуктом генезиса религиозной мысли не одного десятка индо-европейских племён, оставивших свой след в данном регионе. В изучении данного вопроса до сих пор остаётся много белых пятен, которые этнографам, историкам и культурологам настоящего и будущего предстоит заполнить новыми открытиями и исследованиями.
 
В этой статье речь пойдёт об одном из главных аспектов религии гето-даков - культе Замолксиса, божества, ставшего верховным объектом почитания данного народа во времена правления вождя Буребисты, сумевшего создать единое гетто-дакийское государство. Вокруг личности Замолксиса до сих пор стоит множество вопросительных знаков, которые зачастую и являются отправной точкой исследований учёных, пытающихся понять, чем жило и во что же на самом деле верило древнее населения вышеобозначенного географического региона. Раскрыв полностью тайну Замолксиса, можно будет дать ответы и на множество других вопросов, касающихся религиозных постулатов, системе гето-дакийского пантеона, структуре и идее религиозных мистерий.
 
Задача данной статьи - идентифицировать культ Замолксиса, проведя параллели с генезисом других, наиболее известных на данный момент индо-европейских языческих традиций, показать неслучайность возведения культа данного бога в ранг верховного, а также понять, насколько оправданно сам культ завоевал такую популярность на определённом этапе развития гето-дакийской цивилизации.
 
Гето-дакийское жречество не оставило после себя практически ни каких письменных свидетельств о своей деятельности - за исключением "Белегинов" Деценея - поэтому современной науке мало что известно о пантеоне гето-даков. Тем не менее, современная наука располагает небольшим, но содержательным информационным пластом по данному вопросу, где есть даже свидетельства античных авторов, к которым мы и обратимся в первую очередь.
 
Греческое предание говорит, что Замолксис изначально был человеком, рабом, а позднее учеником греческого философа, учёного и мага Пифагора. Замолксис изучал под руководством своего хозяина и наставника "небесные науки" а также путешествовал (один или с Пифагором - это остаётся "за кадром") по Египту в целях постичь ещё больше наук. М. Элиаде, автор наиболее фундаментальных работ по гето-дакийским обычаям, цитирует в своей монографии "От Замолксиса до Чингисхана" древенгреческого учёного Геродота: "Я узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис(другое написание имени "Замолксис", означении которого речь пойдёт позже - Н.К.), будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора, сына Мнесарха. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки(фракийцы - Н.К.) жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во Фракии, к тому же проживший среди эллинов и, главное, рядом с самым мудрым человеком Эллады - Пифагором, решил построить особый дом, в котором он принимал и устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага. Пока Залмоксис принимал гостей и увещевал их таким образом, он строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года. Фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины. Я сам не подвергаю сие сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был ли он простым человеком или, в самом деле, богом гетов - не ведаю, с тем и оставляю его в покое".
 
Как видно из вышеизложенного, Геродот сам не доверяет рассказу, который поместил в свои труды, однако сам прославленный учёный, скорее всего, нередко сталкивался с подобными историями о предприимчивых просветителях. Однако мы видим, что информацию эту он почерпнул не у гетов, а у своих соотечественников греков. Следовательно, уже имеется вероятность некоего искажения изначальной версии легенды.
Перед анализом вышеизложенного стоит прибегнуть к трудам Страбона, который говорит о том, что три года добровольного заточения Замолксиса кормила его мать, которая и доставляла новости с надземного мира, тщательно записанные и заученные её сыном, дабы при выходе на поверхность продемонстрировать свою осведомлённость о делах соплеменников, что, соответственно вызвало среди последних мистический интерес к личности Замолксиса. Далее последний пробился по иерархической лестнице к статусу верховного жреца одного из местных божеств, стал советником племенного вождя, а затем ушёл от людей, поселившись в пещерах горы Когайонон. С той поры и начинается история Замолксиса, как бога, ибо геты, так и не разгадав обман ученика Пифагора, постепенно начали обожествлять своего прославленного соотечественника.
 
Но данный сюжет, скорее всего, подходит для основы романа в жанре квазимифология, нежели для полного научного доверия, хотя мистериально некоторые культы "обречены" на прототип в виде homo sapiens: мол, некий шаман с целью получить новый сакральный уровень познания, проходит через самоинициацию и три года проводит в подземном помещении, предаваясь медитации, самосозерцанию и прочим духовным практикам. По истечении срока он выходит к людям и начинает вещать о том, что было, что есть и что будет. Народ, соответственно, награждает шамана божественным или околобожественным статусом, а тот, претерпев определённые изменения собственной психики, понимает, что ему не с руки жить среди людей и по прошествии некоторого времени уединяется на всю оставшуюся жизнь, допуская к себе лишь вождя и жречество - и то лишь ненадолго и в целях испрошения важного совета. Таких примеров в мифологических традициях индо-европейцев предостаточно, а суть обряда, который мог бы служить основой божественного пути Замолксиса, можно встретить в трудах М.Элиаде, и мы не будем на нём останавливаться: сие есть проблема мировой шаманистики, а нас интересует суть культа Замолксиса.
 
Тот же М.Элиаде на основе приведения данных о специфике пифагорейских мистерий и практике самого Пифагора, называет культ Замолксиса "пифагорейским", т.е. появившимся непосредственно благодаря пифагорейскому учению. Здесь учёный опирается на общие постулаты пифагорейства и религии гето-даков: вера в переселение душ, вегетарианство и т.д. Однако мы имеем возможность полностью не согласиться с данным утверждением, если проведём параллели с культами других индоевропейских богов и проведём идентификацию культа Замолксиса, согласно принципам собирания и дробления архетипа.
 
Сама вышеприведённая легенда могла всего-навсего заполнять пробел понимания греками похожести учения Пифагора и духовной жизни гето-даков, однако, греческая просвещённая и мистическая мысль берёт своё начало на востоке - у халдеев, зороастрийцев и индусов, хотя с последними у греков намечено параллельное развитие науки, куда входили и мистические практики, на протяжении последних 5-ти веков до нашей эры. В то же время система преемственности религиозных мировоззрений прослеживается у всех индоевропейских народов древности и берёт своё начало также из Индии, колыбели индоевропейской миграции. От Индии и до Ирландии воины едят на колесницах, общество имеет кастовую или околокастовую структуру, исповедуются божества, берущие своё начало из одних и тех же архетипов: Богиня-Мать, Бог Ясного Неба, Громовик, Бог Подземного Мира, Культурный Герой, Бог Огня, Бог Воды, Бог Ветра и т.д. Следовательно, общие индоевропейские религиозные постулаты через язык, культуру и взаимоассимиляцию последующих миграционных волн повлияли и на религию гето-даков, консолидировавшуюся на основе общего индоевропейского наследия. Обговорив это, мы теперь имеем полное право приступить к проведению параллелей и выяснению всего спектра архетипической принадлежности культа Замолксиса.
 
Отталкиваться мы будем от приведённой ранее записи Геродота. Вычленяется из неё уже оговоренный ранее намёк на суть мистерии: шаман идёт на временное добровольное лишение себя определённых функций организма, делая это во имя приобретения сакрального озарения, вдохновения, черпания знаний из информационного энергетического поля Земли. Теперь приводим аналоги данного процесса из мировой мифологии.
 
Германский бог Один (Вотан) отдаёт великану Мимиру один глаз в обмен на дозволение испить из Источника Мудрости, а затем пронзает себя копьём и висит 9 дней вниз головой на Мировом Древе Иггдрасиль, на 9-ый день открывая руны - систему магического алфавита у древних германцев . В данном случае Источник Мудрости является объектом сакрального знания, а лишение глаза и висение на Древе - соответственно актом обмена личной силы на силу мироздания и принесением самого себя себе же в жертву. Руны же это результат обретения сакрального знания. Кстати, известный учёный Тур Хейердал считал Одина человеком, одним из венедских князей и искал следы его пребывания на северном побережье Чёрного моря .
 
Кельтский солнечный бог Луг убивает своего деда, демона-фомора Балора, поражая его своим копьём в единственный глаз и обретая после этого статус вождя племени богов Туатха де Дананн, с которым его также связывают родственные узы (Михайлова, Шкунаев 1985, стр. 351 - 380). Балор в мистериальной трактовке мифа является тёмной ипостасью Луга, следовательно последний броском копья ликвидирует, или побеждает свою тёмную ипостась и в связи с этим получает новый сакрально-политический статус.
 
Мотив копья, присутствующий в данных примерах, можно сравнить с обрядом посылания вестников Замолксису, когда выбранного мужчину бросали на поставленные вертикально копья, и если тот умирал быстро, считалось, что послание богу дойдёт незамедлительно.
 
Моисей, имевший, видимо, в домонотеистическиой практике евреев статус бога-законодателя, рискуя, по мнению своей паствы, жизнью, поднимается на гору Синай для того, чтобы Иегова передал ему 10 заповедей еврейского народа. Подобно Моисею, Замолксис был первым законодателем у гетов. Также Замолксис, подобно Один и Лугу, приобретает в конце концов, статус наиболее почитаемого божества среди своего народа.
 
Если продолжить наши рассуждения, то мотив "умирания и воскресания" Замолксиса можно сопоставить с мифами о финикийском Адонисе, иранском Митре, египетском Осирисе и скандинавском Бальдре, которые, согласно практически идентичной мифологеме, относятся к архетипу Умирающего и Воскресающего Бога, который позднее отразился и на культе Христа. Данный архетип связан с цикличностью года, когда божество своей смертью и воскрешением символизирует начало нового урожайного цикла в сельско-хозяйственной деятельности народа и сакральный переход к новому году в жизни людей. До нас не дошли сведения о цикличном элементе смерти и воскрешения в культе Замолксиса, однако, мы можем предполагать его раннее наличие до тех пор, пока он не был растворён новыми, более существенными функциями культа, позаимствованными из составных элементов других архетипов, которые оставили свой след в культе Замолксиса.
 
Также Замолксис отражал в себе черты хтонического архетипа, если учитывать его принадлежность к подземному потустороннему миру (обитание в подземном чертоге и позднейший уход в пещеры горы Когайонон). Само имя "Замолксис" по одной из версий восходит к фракийскому "zamol" - "земля", что этимологически возводит данный термин к общим индоевропейским словарным корням. Другая версия генезиса имени приводит ещё одно фракийское слово - "zalmos", "шкура", что говорит и о зооморфной, более ранней ипостаси бога - видимо, медведе или волке. Последнее более очевидно, т.к. сам этноним "даки" восходит к фригийскому "daos", что означает "волк". В подтверждение вышеизложенному: кельтский хтонический бог Кернуннос, имеет несколько зооморфных ипостасей, среди которых волк и медведь. Славянский хтонический бог Велес носит на своих плечах медвежью шкуру, а его внук певец Баян, т.е. социально-культурная ипостась самого Велеса, может обращаться в "мысь", т.е. в белку (ср. с Мировой Белкой Рототоск из скандинавской мифологии) а также в "серого волка".
 
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Культ Замолксиса не является пифагорейским, как утверждает М.Элиаде, но представляет собой результат преемственности и генезиса культов, принадлежащих к ряду индоевропейских архетипов.
2. По принципу собирания и дробления архетипа культ Замолксиса идентифицируется, как носитель составных частей архетипов Хтонического Бога (Кернуннос, Велес), Умирающего и Воскресающего Бога (Митра, Адонис, Осирис, Бальдр), Бога - Законодателя (Минос, Моисей, Ману), и Культурного Героя (Один, Луг). Со временем некоторые качества культа канули в лету, но при тщательном анализе параллелей в индоевропейских мифологемах есть возможность восстановить весь комплекс элементов данного культа.
3. Зооморфной ипостасью Замолксиса являются волк и медведь.
Дата публикации: 25.09.2008 14:44
Предыдущее: Освещение паранормальных явлений в прессеСледующее: Общество и религия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта