1. Из дневника начальника уголовного розыска. Списанные души. Георгий Лахтер. Крепко. Пока более пронзительна сама информация, история, чем ее художественное воплощение. Хорошо выполнен финальный момент – живо, работающе. По-хорошему хочется подробностей из жизни Марго, перемена в характере, как это происходило, как она становилась такой. Как менялись дети, как она их «упустила», занимаясь своим могильно-цветочным бизнесом. Но это если рассматривать как самостоятельное художественное произведение. Как к фрагменту дневника, пожалуй, претензий нет. Вход в эпизод, его раскрытие, финал – все на месте. Вообще яркие рифмы прослеживаются. Интересно вы работаете, удачи! 2. Дверь. Мария Народицкая. С интересом читала. Колоритные такие игры с дверью. Ноты, лица у предметов, привычно считающихся совсем неодушевленными. Это мы, люди, многое лишаем души. А здесь – обратный пример. Мне бы, конечно, хотелось яркости самой двери. Чтобы произошло что-то такое, отчего она сломалась и ее жизнь как-то изменилась, что ли. А игра людей «в дверь» осталась бы. Или нет? Но это чисто читательские домыслы в развитие темы. Еще мне показалось, что немного сбиты интонации – слова «отвратительно», «неотвратимо» как-то утяжеляют. И легкая ирония сбивает. Я себя поймала, что перестаю верить тревоге ожидающего, когда тот думает, что кто-то ползет на животе… Финал нужен неожиданный. Тогда будет совсем классно! 3. Билет в один конец. Тупицын Артем. Отчужденная, философичная апатия и действенное, жизненное раздражение – хороший вход в конфликт. Да еще на фоне жары, мертвого воздуха, глухого места. И дверь, со «стирающейся надписью «любовь»»… И деньги, рассыпанные, как в голливудском фильме. И туман, выплевывающий ступеньки перед бегущим героем… Воспоминания, ожидание, осознание, развязка. По-настоящему написано. Богато. 4. Про уродов и людей. Марина Морозова. Вот везет мне на интересные работы. Очень люблю, когда люди умеют поднять эпизод до масштаба художественного произведения, в котором – портретный, духовный срез общества. С людьми и уродами, все верно. Мне показалось, что немного лишние литературно-философские рассуждения старика. Он итак показан автором настолько выше, что этого уже не нужно. Вот про сына – очень хорошо. Все завязывается в рассказе – и начало, и финал. Душой вы пишите. Это мощно. 5. Особый случай. Елена Шуваева-Петросян. Характерная такая зарисовочка. Краткая, но емкая. Одна моя приятельница говорит: Я обожаю сплетничать, мне после этого кажется, что я живу лучше всех! Хороший ход, их лоскуточков негативных образов легонько скроить совсем другой… 6. Блинчики. Инна Мень. Ох, уж эти наши любимцы! Но как было бы скучно жить без их проказ, которые иногда так корректируют наши планы. Я все увидела, даже захотелось блинчиков! (Попробую напроситься в гости). Утро, солнце, семья в ожидании гостей… Маленький кусочек счастья. Даже если не хватает блинчиков. 7. Слышу голос из прекрасного далека. Ирина Фаэр. Очень трепетно эмоционально написано. Есть хорошие детали (например, вспомнившийся запах). Веет жизнью переживаний. Они ведь тоже живут своей жизнью. Человек властен над проявлением эмоций, но над ними самими – увы! И все-таки есть какая-то спешность в лирической героине, ярко выраженное стремление броситься в другую крайность, похоже, скорее рассудком, чем сердцем… Но оно вовсе не жестоко, оно такое, каким мы сами хотим его видеть. 8. Тапочки для старушки. Светлана Дениженко. Вот здорово, что пишут современные авторы и о стариках, и о детях. Есть такая крепкая связь между поколениями. Щемящая бабушка получилась. Пусть бегает (не так уж это и важно, в каких тапочках). А битвы, которые от любви идут, старики частенько проигрывают. Но дуются, да, бывает. 9. Подарок. Эдуард Караш. Читала уже ожидая какого-то подвоха, но очень путалась в детальных ответвлениях кто там кому кто, надо ли в таком небольшом произведении столько родственной информации выдавать? Мне было бы интересней подробности самой жизни, быта, свадьбы… Как сейчас говорят «завислая динамика» образовалась… Хотя все подробно. А про кирпич – хороший ход. 10. Аллегро рождения свыше. Сеня Уставший. Да уж, яркое название вполне соответствует цепляющему тексту. Прямо с самого начала, с запаха моря над каторжниками. С раны, с овчарки, со звуков из детства. Пробирает душу. Хочется про них про всех почитать дальше. Удачи! |