1. Департамент Случайных Событий. Гордиевский. В целом – очень даже неплохо. Немного затянуто начало. С кофе – хорошо, а вот переход к пиву сумбурный. Запах проник в ноздри, он «нестерпимо желал пиво», затем вклинился пассаж о возможном проведении приятного вечера, по окончании которого герой стоит в нерешительности, хотя нестерпимо желал пива. Причина его нерешительности осталась за кадром. Правильная попытка разбавлять хорошие диалоги действиями героев, но пока однообразными – один налегает на кофе, второй на пиво. Хотелось бы добавить странностей любителю кофе и обыденности любителю пива, но это для пущей колоритности персонажей. Это – придирка высшего пилотажа. Хороша неоднозначность финала. Зримая, ощутимая и располагающая к размышлениям. 2. Одним днем. Леонид Рябков. И снова про любовь. Видимо, в даме так много уменьшительно-ласкательного, что оно прочно поселилось в тексте в виде глазок, ушек (хорошо, что не волосенок, например). И какое-то приторное принижение в целом воцарилось. А вот бродяга в ноябре – коротко и классно. Изморозь, набережная, бродяга, грог – это все емко и запомнится. Есть, есть еще порох в пороховницах. 3. Путешествие на соседнюю улицу. Г. Елагин. Здесь все ладно скроено. Вот только (тоже из придирок по высшему разряду) – образ самой героини. Все ясно – как и почему она вышла на прогулку. Такое сочное событие с ней приключилось. Только что это ей самой дало? Событие ради события? Для нее потом снова – пустота? Даже обидно… И еще. Немного навязчиво описана радость Веры Никитичны при появлении сыновей. Попроще надо слова поискать. 4. Диспут физиков и лириков. Рутенко Та. 100% соответствие текста названию. Какие они, физики и лирики, как они живут, как любят, отчего страдают – огромное поле деятельности… Зато мы узнали, как они пьют и о чем спорят. Милая такая околонаучная байка. 5. Две Марии. Марина Черномаз. Крепкий мастерский рассказ. Чистый. Из глубины. Народный. Когда про универсальное для всех – про тоску по дому, близким, страх за детей, об ожидании, о вере. У моей бабушки в деревне тоже немец жил. Так она своего рыжего постояльца до конца дней вспоминала. И крышу залатал, и дрова колол, воду носил, харчами своими делился. Сколько их таких женщин, по разную сторону войны сидели у окон с одинаковой тревогой и ожиданием. А сколько сейчас сидит? Просто и человечно. Жизненно. Спасибо, Марина. 6. Машенька. Галина Мальцева. Вот в кино говорят – нечего снимать, показывайте детей и животных. Вряд ли можно так о прозе сказать. Работать с детскими образами очень ответственно и трудно. Не скажу, что здесь все удачно. Саша – штамп, Женечка – никакой, Машенька… Мне понравился авторский ход о потребности в любви. Ведь действительно, если человек хочет быть обиженным, для него всегда найдутся обидчики, а если хочет тепла и любви – и это найдется. Воспитательница и мачеха для меня как образы не сложились. Первая – очень мутно прописана, вторая – пара лоскутков всего лишь. Причем один настоящий, где о ее любви к отцу Машеньки, а второй, с мыслями и рассуждениями – чисто синтетический. А Машенька – хороший стержень. Так и рассказ про нее, судя по названию. Правда, где хоть какой-нибудь финал для главной героини? Открытость финала и его полное отсутствие – две очень большие разницы. Да, и центробежная сила удалять по-моему не может. 7. Несбывшееся. Семен Венцимеров. Хорошее название и произведение ему подходит. За попытки хохм и описание других мужчин прячется пронзительная откровенность лирического героя о самом себе. И о рубце. Хотя, скорее это ссадина, даже нет – царапина! Она обязательно заживет, потому как нужна была исключительно для того, чтобы снова ощутить: больно, значит ты еще вполне жив, несмотря на возраст. 8. Геометрия жизни. Антон Спельский. Во-первых явный перебор со словом «соблазнить». И диссонанс. Вроде бы речь о чувствах, а не о спортивном интересе. А в целом – не новая и не яркая сентиментальность бесперспективности, поиск наслаждения в собственно созданной обреченности. Как по мне – это скорее геометрия нежизни. Но часто бывают и такие моменты. Очень раздражает описание намеками фильмов. Мне часто встречаются произведения, где авторам удается приобщить киногероев к жизни своих персонажей. Куда богаче читается. 9. Жизнь продолжается. Инга Пидевич. Вывожу на первый план не художественную, а смысловую ценность. Мне такие Вики нравятся, честное слово! И я верю, что все так может быть. Когда у меня был период сильного разлада с собой, мне казалось, что все пожилые женщины – отвратительны. Теперь все иначе, и я все чаще вижу женщин, много старше меня, подтянутых, ухоженных, стильно одетых и с блеском в глазах. Как ваша Вика, наверное. Все-таки механизм счастья работает у человека внутри. И об этом обязательно надо писать! 10. Осколки. Владимир Борисов. Вот тут все порадовало. И проникновение названия в каждую линию рассказа, и образность, и движение характера. Яркие детали, подробности – будто я и бараке побывала, и в домике том, и раков ловила, и письмо писала. И будто по сердцу цыгане били… Отличная, сочная, живейшая работа автора. |