Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Гурьева Татьяна (Рутенко Та)
Объем: 7812 [ символов ]
O tempora, o mores
 
«О tempora , o mores!»
 
Наверное, все было бы не так страшно в нашей пестрой и богатой событиями столичной жизни, если бы не ощущение того, что в городе идет затяжная война, которой пока нет конца и края.
 
Особая горечь появляется оттого, что все это происходит в центре города, в котором я родилась и выросла. И как же мало этот центр напоминает теперь прежний…Дело не в ностальгических переживаниях, дело в том, что центр города неумолимо сокращается, как шагреневая кожа для театров, библиотек, музеев, художественных галерей. Который год продолжается битва за Андреевский спуск, - музей под открытым небом.
Совсем недавно отбили Пейзажную аллею – визитную карточку древнего города Ярослава от бойких застройщиков. Каждый день мы, киевляне, становимся свидетелями того, как супермаркеты, офисы, развлекательные центры превращаются в бельмо на глазу у древнего седого прародителя. Свечки небоскребов вырастают с угрожающей быстротой. Правда, у временщиков всегда мало времени. Что останется нашим детям?
Обратим внимание на угрожающие цифры – за 94 года в Киеве построено 6 объектов культуры! Невероятно? Увы, это так. С 1914 года в столице построены цирк, три музея, два театра. Все…
Неужели потребность киевлян в офисных центрах так велика? А вот любимый киевлянами Сенной рынок до сих пор лежит под руинами, как истерзанное животное, задохнувшись от варварского нашествия тех, кому безразлична судьба города. А ведь когда-то…Здание с удивительным чугунным литьем, лепкой, удивительной красоты стеклянным куполом завораживало своей красотой. Первое из прекрасных общественных строений послевоенного периода, особо любимое киевлянами. Сенной рынок вошел в историю города, как достижение послевоенного зодчества. Здесь, в районе улицы Воровского, всегда бурлила жизнь. Многие стремились попасть на знаменитый «блошиный рынок», приобрести раритетные вещи, чудом сохранившиеся в бабушкиных сундуках после войны и голодомора.
 
Тенденции разрушения и уничтожения исторического центра Киева не могут не пугать тех, кто любит гулять по родному городу, наслаждаясь зеленью сквериков и парков, своеобразной атмосферой киевской старины. Само понятие «культура» почему-то стало невероятно убыточным и неудобным для властей, поэтому центр продолжает наполняться уродливыми офисными центрами из стекла и бетона. Все уже постепенно привыкли к тому, что здания под объекты культуры сегодня почему-то не строятся, а строятся офисы в самых неподходящих для подобных объектов местах. Бывший мэр Александр Омельченко воплощал в жизнь программу сдавать в год по 150 высоток. Нынешний мэр не отстает от предшественника.
 
Так ли все страшно?
Пройдемся по историческому центру. Андреевский спуск, колыбель Михаила Булгакова и многих знаменитых, талантливых киевлян. Превратившись в музей под открытым небом, спуск переживает сейчас сложные времена. Художники и общественные активисты пытаются отстоять улицу и галереи. А вот и Андреевская церковь – жемчужина и украшение города, возвышается в самом начале Андреевского спуска. Возведенная на месте водруженного креста апостолом Андреем Первозванным, церковь не просто прекрасное культовое сооружение, в ней проводятся музыкальные вечера классической музыки. Единственное уцелевшее здание Растрелли в Украине, жемчужина барокко.
А ведь ее история уникальна. Как не вспомнить историю сватовства Прони Прокоповны и Голохвостова, удивительные легенды. Когда-то в стародавние времена вместо Днепра шумело синее море. Когда апостол Андрей Первозванный установил на горе крест со словами : "се буде город великий - новый Иерусалим" , море опутилось вниз. Но часть моря ушла в Андреевскую гору. После строительства церкви под престолом открылся…колодец. Поэтому не имеет церковь колоколов, при первом ударе поднялась бы вода морская и залила бы весь Подол.
Сказка – ложь, да в ней намек…Неустойчивая оползневая гора представляет большую опасность для всего Андреевского спуска. Не смотря на это, территория вокруг церкви застраивается из-за прибылей, которые не дают покоя власть имущим. Общественность уже не успевает следить за новостройками.
При всем этом прилежащие к спуску улицы Владимирская, Десятинная находятся в особой охранной зоне Андреевской церкви, кстати, памятника мирового значения. Появилась еще одна новомодная фишка – надстройка мансард над старыми домами. Такая уродливая надстройка двумя этажами над памятниками архитектуры по ул.Владимирской, 4 у фундамента Десятинной церкви уже визуально исказила вид на Андреевскую церковь со стороны Софийской площади. Хотя всем давно известно - холм может просесть, а церковь обрушится. Обнесенный забором дом Ричарда Львиное Сердце перестал радовать своим великолепным внешним видом. А в церкви? Пока продолжаются межконфессиональные распри, дважды в день идут богослужения. Из-за копоти свечей портятся уникальные фрески, полностью нарушена гидроизоляция, подмокают стены во время дождя. Здание срочно требует ремонта.
 
Возникает вопрос – простая ли это улица, не слишком ли много шума сегодня возникает по поводу передела центра Киева. Почему туристы так стремились и стремятся попасть на эту улицу?
Судите сами…
Спуск появился еще в доисторические времена.
Улица, связывающая Верхний город с Нижним всегда была особенной.Устремленная в небо талантливым архитектором Растрелли Андреевская церковь вместе с Домом Ричарда Львиное Сердце ( как назвал это удивительное сооружение писатель Виктор Некрасов) давно стали визитной карточкой нашего города. Булгаковский дом-музей с памятником, подробно описанный в романе «Белая гвардия», открытым совсем недавно, находится в эпицентре внимания гостей и туристов. Да что там говорить, помню, и мое первое знакомство с этим домом началось с того, что моя мама указала мне место, где был спрятан пистолет Николки. Известно также, что по Андреевскому спуску поднимался сам князь Игорь, возвращаясь из Половецкого плена. Многое можно рассказывать об этой удивительной, воспетой писателями и поэтами местности. Михайло Старицкий еще в 16 веке писал о Подоле в своих киевских повестях: «…вдруг за крутым поворотом вынырнул перед всадниками в юговом, морозном тумане славный Киев-Подол. Грозно подымался на верху высокой горы, словно на ледяногй скале, Вышний замок. Высокая стена шла короной по всей вершине горы. Из-за высокой стены виднелись золотые кресты и купола церквей. Дальше к Днепру шли такие же блестящие горы, окружая полукругом нижний город Подол. А он весь раскинулся у их подножья сетью кривых улочек, красных черепичных крыш, церковных крестов и куполов.
- То-то наш Киев! – вздохнул цехмейстер Щука. – Думаю, нет такого города и в немецкой земле?
- Нету, пане цехмейстере, нету! – воскликнул с жаром Славута. – Ни такой святыни, ни такой красы!»
 
Сейчас важно другое – мы можем это все потерять. Разрушается структура горы, на вершине которой проходит улица. Киевские власти постоянно говорят о реставрации Андреевского спуска, однако наученные горьким опытом киевляне боятся, что такие «благие» намерения могут обернуться угрозой для существования Андреевской церкви. Тяжелая техника нанесет непоправимый урон спуску вокруг церкви. И даже если отреставрируют дорогу, что будет с церковью?!
Вопросы передела собственности стали самыми актуальными. Где уж тут о культуре думать?
 
Возможно, это проблема одного конкретного города. Присмотретесь вокруг - думаю, и у вас происходят подобные события, и у вас на глазах разрушают город вашей мечты и юности. Объединиться, отстоять культурное наследие – задача тех, кому не равнодушна судьба родного города, края.
Август. Медовый Спас…На чугунной лестнице у церкви много людей. Снова и снова поклониться замечательному памятнику Прони Прокоповны и Голохвастого приходит много туристов и гостей города. Не обмануть бы их заветные ожидания.
Дата публикации: 22.08.2008 12:14
Предыдущее: ВернисажСледующее: Скорый "Киев-Москва"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Тишкина Светлана[ 22.08.2008 ]
   Согласна с вами. 5 баллов. Это проблемы не только Киева. В Луганске также застраивают центр. Ничего святого. Приятно встретить соотечественника.
   С уважением, Света
Аксель[ 22.08.2008 ]
   За всю свою долгую и неинтересную жизнь я до сего года не бывал в Киеве. В этом году удалось на пару-тройку дней выехать аж дважды. Исходил с десяток км, и, между прочим, думал:"Где-то здесь живет и здравствует Рутенко Та". Город - прекрасный, живописный, с ароматами близкого юга. Но так уж устроен человек - он уродует ту божественную природу, в лоне которой живет. Был я на Андреевском спуске, в церквях, которые Вы описываете, заглянул в дом, где провел детские и юношеские годы М.А. Булгаков. Подумал еще: "как сложно поддерживать этот памятник, этот архитектурный комплекс не только от влияния "деловых" людей, но и стихии" - полагаю, проливные дожди наносят спуску немалый ущерб, разрушая мостовую, подмывая фундаменты. Мне еще запомнился дореволюционный уютный Киев, с двух-трехэтажными домами, лепкой, скульптурами, барельефами начала 20в. Не красят кручи над Днепром некоторые памятники советского времени, вроде монумента, посвященного воссоединению Украины с Россией. Но писать можно много, боюсь, как бы не пропало то, что написал.
 
Аксель[ 22.08.2008 ]
   Запомнилась площадь с Богданом Хмельницким в центре, с монастырским комплексом и Святомихайловским собором по углам, со стендами, где на двух языках написано о голодоморе, виды на чудный Днепр при тихой погоде - на левобережье. Конечно, запомнился Крещатик с его помпезной, но все-таки радующей глаз советской архитектурой. Разумеется, запомнилась Лавра и снова прекрасные виды на Днепр, парки с деревьями, какие в нашей полосе почти не растут. А в Вашей миниатюре я снова обнаружил хороший язык. Но такая уж я сволочь, что не могу не отметить то, что смоей точки зрения портит впечатление о Вашей литературной манере. Вы хорошо, повторяю, пишете, молодец, что приводите цитаты и интересные факты, но не стараетесь, как мне кажется, отделывать свои произведения, уповая на штампы. А теперь - конкретика: "визуально исказила внешний вид" - тут Вы переборщили visual можно перевести как "видовой";­ "внешний",­ а какой еще, - не внутренний же; ""... своим великолепным внешним видом..." - снова "внешний вид" - да еще повтор, что с литературной точки зрения нехорошо. "находится в эпицентре внимания" - правильный штамп: просто "в центре внимания". Отдельно хочу сказать про "в Украине". Да, так стали говорить и российские журналисты. Т. Шевченко писал и так, и так: не ручаюсь за правильность и точность - украинского языка я не учил, стихи Кобзаря почти не читал, но "як умру, так поховайте мене НА Украйине " или "Було колысь - В Украйине ревилы гарматы". Это дело украинцев писать и говорить "в" или "на", но по-русски же только "на"! Такова традиция, зачем у нас в России не берегут свой язык и в угоду политическим соображениям его искажают - не пойму!
Гурьева Татьяна (Рутенко Та)[ 26.08.2008 ]
   Уважаемый Аксель, дорогой мой человек! Рада, что Вы были в Киеве, сожалею, что не смогла Вам показать "свой город".
   Благодарю за Ваши замечания, от души. По поводу моего стиля - полно, да есть ли он у меня? Я ведь нигде не училась, пишу три года, самоучка, технарь по образованию. Так что до стиля мне, пожалуй, далеко. Согласна с Вашими замечаниями. А вот по поводу "на" и "В" получила много критики от маститых авторов. С тех пор "на" не употребляю.
   Надеюсь, когда-нибудь оправдаю Ваши надежды. Я много работаю над собой.
Аксель[ 27.08.2008 ]
   Так держать! Так трыматы! (это, конечно, неправильный перевод с русского на украинский:))

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта