По роду работы мне часто приходится получать экземпляры книг с авторской дарственной надписью. Бегло перелистав очередной подарок, я , как в старом анекдоте, отмечаю про себя: «Это я уже однажды читал, и такое я уже однажды читал, а такое уже однажды читали до меня…», и очередная нетленка отправляется в ящик книжного шкафа, или к задней стенке полок, откуда может быть извлечена уже только в случае ремонта, или ,что еще вероятней, переез- да... А поскольку книжный поток становится все шире, а вместимость моего личного книгохранилища ограничено несколькими полками, можете себе представить с какой тревогой я жду встречу с очередным автором или просьбой прочитать, прорецензировать, оценить… Совсем с другим настроением я ожидал посылку с книгой Люче ( Людмилы Чеботаревой) «Чертополох» Во - первых, этого автора я знаю не первый год, слежу за ее творчеством, радуюсь ее успехам, Во вторых, в-третьих, и прочих, Людмила грамотный, талантливый поэт , и , как оказалось, прозаик, умный и ироничный собеседник, доброжела- тельный оппонент… И провести вечер в ее обществе, в данном случае- в обществе ее книги- удовольствие. «Говорить о поэте всегда трудно. Ведь лучше всего говорят о нем его стихи, в которых мир его души соприкасается с миром души читателя. И происходит чудо, чудо слияния душ, чудо восторгов, открытий, пережи--ваний»- это говорит о Люче наш коллега, сам великолепный российс- кий поэт Вадим Цокуренко. И доказательством его правоты служит то обстоятельство, что во время чтения ( пожалуй, лучше сказать: пения ) ее стихов, я бросался к своим старым сборникам, чтобы убедиться, что у меня там такого нет-настолько были созвучны ее мысли, ее образы тому, что я сам писал много лет тому назад. Читаю Людмилу Чеботареву и удивляюсь: как эта милая поэтесса, чья лирика очень женственна, а стихи порой так и просятся в гимназические альбомы, вдруг поднимается до высокой гражанственнос- ти, и это не кажется странным: Эй , люди, стойте, Остановитесь! Над суетою Приподнимитесь. И дайте руку Ему скорее. Пока еще мы Помочь сумеем Пока есть время. Ведь это просто. Скорей, скорее, Еще не поздно. Эти стихи еще такие по детски наивные были написаны по поводу смер- ти отца, но и сегодня известный поэт Люче может ими гордиться. Книга «Чертополох»- не просто поэтический сборник, куда вошли лучшие произведения за тридцать ( даже не верится!!!) лет. Это книга – размышление об истоках поэзии, о поэтическом мастерстве, о свеем месте в той отрасли человеческой деятельности, которую Пушкин назвал когда-то «изящной словесностью» «…Кто придумал назвать Скрипку просто и трепетно – «скрипка?» Кто же зелени сочной Дал терпкое имя – «трава»? Кто нам первым поведал О том, как рождается колос? Кто сумел нашептать, Как июньские росы тихи? Просто тот человек Тоже, видно, опробовал голос. Да и сам не заметил, как вдруг написались стихи» Изящные строки изящной поэтессы… А ведь это стихи двадцатилетней давности. И проба голоса тогда еще совсем молодой Люче оказался очень даже удачным, если судить по произведениям, созданным позднее уже зрелым и состоявшимся автором. « … Где жаркие слова сплетаются в стихи, Где на пределе чувств все истины просты, А ПОМЫСЛЫ ЧИСТЫ, КАК ПЕРВЫЕ ГРЕХИ»… так могла сказать только Люче, которая и в своем зрелом творчестве не потеряла связи с наивнос- тью и непосредственностью детского восприятия мира, что , так мне кажется, и делает человека ПОЭТОМ. Мастерство приходит со временем. Оно пришло и к Людмиле Чеботаре- вой. И теперь каждое ее стихотворение- это открытие, это изобрете- ние, это новая вершина. Мне не однажды приходилось наблюдать за тем, как автор пытается втиснуть в несколько куплетов целую жизнь. Это получалось чаще у того, кто подходил к задаче с иронией, с улыбкой… Но так как это сумела сделать Люче, меня восхищает до сих пор. Целовали меня мужчины По отцовски , скупо и кратко. В мой пушистый теплый затылок Целовали меня мужчины. Целовали меня мужчины По мальчишески, неуклюже. Ткнувшись носом в тугую щеку, Целовали меня мужчины. Целовали меня мужчины По мужски. Горячо и душно. Проникая в самую душу, Целовали меня мужчины. Целовали меня мужчины По сыновьи. Тепло и нежно. И по дружески – троекратно. И по братски- слегка небрежно. Целовали меня мужчины, Прикоснувшись ко лбу губами. Словно ангелы, невесомо. Неужели уже отпевают? Дед и отец Людмилы Чеботаревой были художниками. И с генами они передали ей не просто любовь к природе, но и умение использовать очень яркие и сочные краски для ее отображения. Все, о чем говорит Люче можно увидеть, пощупать, попробовать на вкус- настолько изобра- жаемые ею предметы и явления естественны и объемны. « А мелкие капли деревья покрыли, Как будто мурашки по коже… У старого зонтика сломаны крылья, И больше летать он не сможет…» Грусть, высокая печаль, ощущение безвозвратно уходящего времени всегда были характерной темой для настоящей поэзии. Не удивительно, что эти чувства волнуют и нашу поэтессу. « Я не люблю песочные часы. В них так заметна быстротечность времени. Секунд – песчинок груз ложится бременем На душу.- и пощады не проси. Я не люблю песочные часы…. …А времени не повернуться вспять Не знаю за какие прегрешения Виновна оказалась перед Временем, Что рано так посеребрило прядь. Но Времени не повернуться вспять…» Или «Вершили мотыльки свое кружение, Прощально вспыхнув в сумраке души. Наверное, от перенапряжения Перегорела лампочка души. И темнота – оковами на теле, А не бальзамом для усталых глаз. Лишь мотыльки на свет души летели, Не чувствуя, что он уже погас» Не помню кто, кажется Пастернак сказал, что мир – это музыка, которую осталось лишь наполнить словами. Поэтический мир Люче - это музыка, уже наполненная словами Вообще, тема музыки не случайно занимает такое место в еетворчест-ве. Вся ее поэзия- Музыка.. Когда читаешь стихотворения Людмилы, особенно , если рядом никого нет, постепенно в сознании возникает мягкая мелодия, и невольно начинаешь их петь. Или покачиваться в такт, как верующий еврей во время молитвы. «… Большой олень с ветвистыми рогами Трубил свою предсвадебную песню…» «… И вторили серебряные трубы Лесного ручейка любовной песне…» «Торжественна весенняя кантата…» «Как в старинном сказочном балете Снег танцует вечное адажио» «… На землю обрушился ливень Вивальди, Стращая трещотками «грозного» грома.» «В лес соловьи слетаются на торжественную литургию И в небеса возносится Светлая литания лету» Музыкальная терминология - неотъемлемая часть достаточно богатого словаря поэта, и ее применение абсолютно гармонично в ее творческом арсенале .Оно не вызывает чувства искусственности, напыщенности, псевдоинтеллектуальности, чем порою грешат многие даже именитые авторы. Каждое слово на своем месте, вынь его – и стихотворение рассыплется . Это ли не признак мастерства.? Израиль – страна поэтов. Каждый пятый говорящий по русски- худож- ник, каждый четвертый – музыкант,, каждый второй – поэт. Но с трудом приживаясь на новой родине, они так и не смогли разрезать пуповину и отделиться от той культуры, от того языка, который их породил. Не удивительно, что тема ностальгии в творческом багаже занимает немалое место. Люче не исключение. «… До свиданья ,снег, я улетаю В те края, где не бывает вьюги, Где приют находят птичьи стаи На своем пути далеком к югу. Истекает молоком и медом Та земля, завещанная Богом Своему печальному народу: Мне, тебе, и всем нам понемногу» «На небе крики птичьей стаи- Орнамент в стиле рококо. И я бегу. Куда не знаю. Но навсегда. И далеко.» «Привези мне веточку вербы, Чтобы не было так печально.. Привези мне веточку вербы- Видишь, солнце уже встает. Привези мне веточку вербы, Чтоб не снились мне сны ночами О далекой стране, в которой Я оставил сердце свое» Но в жизнь поэта мощно и неотвратимо входит и Страна – Родина его предков. И в его творческой палитре появляются новые яркие краски, без которых не нарисовать эту Страну « Пусть землю превращая в рай, Уронит плод гранат и лайм. Мне тишину, шофар, сыграй К восшествию в Ерушалайм» А вместе с новыми пейзажами, новой музыкой, появляются в творчестве Людмилы Чеботаревой новые темы и новые герои. «…И снова выхожу я из Египта, Как в стародавнем, памятном году. И на пьянящий запах эвкалиптов Через пески Синайские бреду. Нет, не в погоне за небесной манной, И медом с молоком- спешу на зов, На свет моей земли Обетованной- Земли праматерей и праотцов» Иду к высокой, безграничной сини, Внезапно осознав в конце пути: Я сорок лет бродила по пустыне, Чтоб, наконец, к самой себе прийти» Разговор о Людмиле Чеботаревой , прекрасном поэте Люче, был бы совершенно неполным, если бы мы не коснулись темы, которая ( и это вполне естественно !) занимает весьма заметное место в ее творчестве – о Любви Но это уже другой разговор- важный и неспешный. И состоится он в следующей части этой, совсем не претендующей на литературное исследование, рецензии книги Люче «Чертополох» Единственное, что могу себе разрешить сейчас – это с удовлетворением заявить: книжный мир нашего портала обогатился интересной, умной, яркой новинкой. А вместе с нами великолепный подарок получили все любители и знато- ки поэзии на русском языке. Спасибо Вам, Люче! Ефим Хаят |