Крайне интересная тема! И уже в немалой степени – «тронутая»))) немалым (же)) числом критиков. Вот уж несколько лет они пытаются уложить-осознать в сознании широкой общественности, этот феномен – Сетевой Литературы. Адекватное понимание этого феномена, помогло бы нам увидеть, трезво оценить и СВОЮ позицию в рамках этого поля. Хотел бы добавить ещё два (конечно же, довольно спорных) - пункта: 1) В вопросе о Сетевой Литературе, как ни в каком другом, можно заметить колоссальную подмену!!! Меняются два, изначально никак не связанных между собой пространства: - Социальной и -Художественной деятельности человека. Разных по своей природе, по причинам возникновения, по целям, по фактуре, формату и пр. и пр. Потому, даже, и исследуются эти пространства разными науками: - Социальными (психология, социология) и - Искусствоведческими (эстетика, литературоведение …) Так вот именно в Сети - путаница этих двух, ещё раз повторюсь – изначально различных вида деятельности, - именно в Сети – они смешиваются ПОВСЕМЕСТНО. И подмена эта, на первый взгляд незначительная, приводит к очень неприятным последствиям. Не буду здесь подробно останавливаться на их перечислении, достаточно сказать, что чаще всего именно эта подмена является причиной всякого рода склок и скандалов среди Сетевой братии. Нда. Очень длинный и непростой вопрос… Потому сразу – ко второму пункту: 2) На мой взгляд, литературный Интернет - на порядок ПОНИЗИЛ уровень Литературы, вообще, как вида Искусства. Прекрасно отдаю себе отчёт, в гневе Коллег после последнего утверждения. Опять же - ограничусь сейчас только «озвучиванием» этой мысли. Хотя, в двух словах: именно лёгкость процесса опубликования своего творения, возможность безответственности такого шага, возможность подмен, описанных выше, а также ещё ряд других специфических свойств Сеттетуры, – дают возможность понижения той самой планки, что мы называем словом - Литература. ***** Вопрос – «почему?» – почему понизился уровень Литературы – довольно не прост, коротко его и не решить. Но, как всегда в таких случаях, поможет метод небольших шажков сторону цели. Цели - понять, очистить из под кожуры, из под нанесённого за последние годы «песка» на это сравнительно новое понятие – Сеттетура. Представляется, что речь пойдёт далеко не только об уровне литературном. Но, безусловно, - и об уровне всей МАССОВОЙ культуры вообще. И как следствие этого понижения – и обо ВСЁМ, что «возлежит» рядом с ней - массовой культурой. Ибо всё, что так или иначе с ним – Масскультом близко связано - соответственно также пропорционально сползло ниже прежних уровней качества. Уровень культуры размывается под вкусы и желания масс. Что? Массы возжелали побольше юмора? Побольше внимания ко всему, что ниже пояса? Массы жаждут хлеба и зрелищ? (ничего ведь не меняется) Да пожалуйста! Ответ мастеров культуры не заставит себя ждать. Мастера вослед за своим желанием получить достойную, своих праведных трудов, - оплату от Народа, также устремляются вслед за массами. Куда? Ну понятно в общем … Куда … И вот этот общий уровень ползёт вниз, а всё то, что близко и связано с ним, что двигается ровно в параллель - естественно – расцветает. Вот, собственно, откуда и расцвет Сетевогого Литературного движения. Сеттетура расцвела вместе с жаждой масс в свободном и простеньком для них чтиве. Чтиве на потребу массового читателя, ставшего новым хозяином жизни. *** *** *** Но тут есть ещё одна штука, дополняющая эту всеобщую «благостную» картину. У Сетевой Литературы, ушедшей резко вниз вслед за общим уровнем масс, есть своеобразное свойство, смазывающее это самое её движение вниз. Некий такой смазочный материал, ускоряющий это движение. Это свойство – принципиальная ИНТЕРАКТИВНОСТЬ Сетевых технологий. Если раньше, Субъекту, для нахождения себе подобного Субъекта культурного процесса, - требовалось: то ли искать клубы по интересам, то ли пробиваться в Литобъединения, то ли бороться с редакторами, то теперь этого всего делать не обязательно. Вполне достаточно разместить своё произведение в Сети и ждать откликов (которые и не заставят себя долго ждать))) Ибо сотни таких же, жаждущих себе подобных - с радостью откликнуться на призыв «разобрать» произведение. Верне – какое там – «разобрать» - разве оно кому нужно- разбирать там что-то? Нет. - Потусоваться, пообщаться, поспорить (о чём угодно - о сортах пива, дороговизне на бензин и пр и пр) – но не с каким-то там дядей из подворотни, а с самым что ни на есть «себе подобным». С литератором!)) И всё это – по поводу опубликования своего произведения на каком-то, вполне определённом, но в то же время - бескрайнем просторе Сети)) … Да, кстати … Чтобы придать своему тусовочному корреспонденту более-менее приличный статус – надо его – Статус своего корреспондента, поднять, так сказать. Присвоить! И вот тонны рецензий выстроенных по типу- «ты писатель – я поэт, оба мы люди искусства» А потому … А потому и первый тост. Да и второй… Да и … Так и сложились у нашего нового свободного Субъекта Литературной Деятельности – уже и прочные отношения в сетевом литературном мире. В общем - что бутылку водки ему выпить, что стишок накатать, что повестушку-мемуарушку быссинько сваять … И тут же поп… поговорить на тему своего таланта. И вот рождаются сотни и тысячи новых Литсайтов, и регистрируются миллионы новых почитателей своих-родных-и-близких «талантов», и множится в сети братия Литературная, и уровень … Уровень её, собственно её - Литературы … ну тоже множится … Скорее - размывается. И как следствие свободы широкого тиражирования –падает … Это самый уровень её, Литературы. Процесс, который мы все медленно и с разными чувствами (в зависимости от места, точки зрения, лагеря, в котором находимся) с разными чувствами мы и наблюдаем, за тем как «развивается» эта наша Сетевая … Эээ … Да что там Литература ... Вон оглянитесь вокруг … Ну, да впрочем, это уже и совсем оффтопиковая, другая тема. И совсем уж чуждая, прекрасным компаниям, что плодятся и множатся в благотворной для них, наполненной всеми удобрениями, почве. Что зовётся современной Сеттетурой. *** *** *** (Извинения тем, кто сочтёт эти размышления чересчур мрачными, но таким уж представляется мне положение в нынешнем Литературном Интернет-пространстве) |