Представляю читателям журнала ЛАУРЕАТ вступительную статью «Эпические параллели» и подборку моих произведений, принявших участие в литературном конкурсе «Преданье старины глубокой». Я рассматриваю их как произведения - интерпретации (произведения - переосмысления, произведения - параллели) некоторых, понравившихся мне лично, эпических сюжетов из средневековой калевальской метрики. В статье использованы версии рун из сборника «Рода нашего напевы» (избранные песни рунопевческого рода Перттуненов). Сост. Э.С.Киуру, Н.А.Лавонен Петрозаводск: Карелия. 1985.-272 с. В поэзии калевальской метрики отображен длинный путь развития северных народов от глубокой древности до средних веков. Древняя калевальская поэзия своеобразна и специфична. В моем понимании древний мир, представленный карельским эпосом, полностью отличается от нашего своими представлениями о создании мира и рождении человека, о времени, о пространстве, о силе, о добре и зле, о разуме, о способностях человека и природы. Но карельский эпос не однородный. В нем видны как архаичные суждения древних мифических героев, так и влияние позднейших времен христианской эпохи. Характерной чертой карельского эпоса является разножанровость. В эпосе северных карел и финнов существуют различные жанры: эпические и лиро-эпические песни (баллады), легенды, заклинания, заговоры, исторические песни. Все эти жанры карельского эпоса тесно соприкасались с древними обрядами и традициями. Многие из них дошли и до наших дней. Признаком карельского эпоса является его архаичность, наличие пропусков и ритмических сбоев, повторов. Источником карельского эпоса является коллективное народное творчество. Это обстоятельство, т.е. когда не существует автора произведения, на мой взгляд, является особенностью карельского фольклора. Каждый из исполнителей передает слушателям сюжет, возможно, добавляя в него что-то от себя (или от данной эпохи). Ярчайшим шедевром мирового значения является карело-финский эпос «Калевала» (первое издание в 1835 г.). В этом ряду можно назвать также сборник эпических песен «Кантелетар» (1840-1841), трактат «Кантеле, или древние и новые руны финского народа» (1829-1831). Автором этих произведений является финский исследователь-фольклорист Эллиас Лённрот. В основу его произведений легли карельские и финские эпические руны, записанные Лённротом в ходе путешествий в Карелию. В создании «Калевалы» и других произведений особое значение имеют песни и легенды, записанные собирателями фольклора от рунопевческого рода Перттуненов. Глава рода, выдающийся исполнитель Архиппа Перттунен, исполнял лучшие, в художественном отношении и по полноте, руны карельского народа. Руны (и некоторые отдельные строки) от А. Перттунена заняли в Калевале центральное место. Песенное эпическое наследие рода Перттуненов на протяжении около двух веков является основой дошедшей до нас карельской метрики. Непорочное зачатие Карельская средневековая песня-легенда о непорочном зачатии Девы Марии от брусники изложена в пятидесятой главе «Калевалы» под названием «Поиски младенца». В основе песни лежит библейская мифология. Песня состоит из нескольких почти самостоятельных частей: непорочное зачатие, поиски места (бани) для родов, исчезновение младенца и его поиски. Руны-легенды об Иисусе Хористе получили распространение в Карелии и в Ингермаландии. Песня записана от А.Перттунена и М.Перттунена. Мотивы песни использованы Э.Лённротом в трактате «Кантеле, или древние и новые руны финского народа» и в «Кантелетар» (в части третьей, песни шестой). В легенде-интерпретации, вынесенной мной на конкурс, использован только фрагмент о непорочном зачатии Девы Марии от брусники. Как мне показалось, это самый яркий и целомудренный эпизод во всей калевальской метрике. Все остальное – вторично. Счастье-Доля Эта конкурсная работа является интерпретацией карельской средневековой легенды о счастье. В карельском эпосе сказки и легенды о счастье занимают важное место. Ученые считают, что легенды о счастье зародились в архаичные времена. Считалось, что счастье, доля, судьба, выступают вместе с человеком от рождения, могут отделяться от человека в связи с его смертью и переходить к другому. Например, карелы считали, что когда человек спит, его Доля бодрствует. Даже разделяли Доли: хорошая бодрствует, а плохая всегда спит. Легенды о поиске Счастья, лучшей Доли, судьбе, в разных версиях использованы в народных карельских эпических песнях и сказках. Карельским легендам и сказкам присущи такие черты, как архаичность, наличие пропусков слов и целых фраз, ритмических сбоев, повторов. В известном во всем мире карело-финском эпосе «Калевала» сюжет о Счастье-Доле автор Эллиас Лённрот не использовал. Из всего рода Перттуненов его исполнял только сын А.Перттунена Мийхкали Перттунен. Записан от Мийхкали Борениусом в 1877 г. Опубликован только единственный эпизод в лиро-эпическом произведении «Кантелетар» (часть первая, руна двадцать вторая). ЗАГОВОРЫ Большинство калевальских эпических и лиро-эпических песен (рун) непосредственно связано с обрядами. Особая роль принадлежит заговорам. Карельские заговорные руны в народном творчестве рода Перттуненов созданы в стиле калевальской метрики и уходят своими корнями в глубокую древность. Заговоры непосредственно связаны с мотивами создания мира, происхождения огня, воды, железа, мороза, молний, а также со способами управления элементами мира и явлениями. Обычно заговор заканчивается заклинанием в виде увещевания, заигрывания, угрозы, порицания, повеления. Известны заговоры поднятия духа, от обморожения, от кровотечения, от ушиба деревом, от ожога, от болезней, заговоры-обереги, заговоры в бане и др. Известны охотничьи заклинания, заклинания стада, заклинания железа, заклинания порога и др. Большинство заговоров произносили шепотом, в стороне от посторонних глаз, с впадением заклинателя в экстаз, с размахиванием рук и скрипом зубов. Сказка-заговор от обморожения В сказке-интерпретации использован эпический мотив заговора, дошедший до нас от рунопевческого рода Перттуненов. В «Калевале» он содержится в руне тридцатой (строки 185 – 298). Ну, а дальше, я нафантазировал … ПЕСНИ-БАЛЛАДЫ И ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ В средневековой калевальской метрике баллады относятся к жанру, более позднему, по сравнению с эпическими песнями и легендами. Баллады в народном творчестве рунопевческого рода Перттуненов близки к жизни людей, передают сюжеты о семейных отношениях, любви, верности, разлуке, целомудрии и т.п. К балладам близки лиро-эпические песни северной Карелии, которые повествуют о взаимоотношениях между людьми, родными, близкими, женихами и невестами. Ученые называют такие песни песнями-повторами из-за повторяющихся диалогов. От автора. Вступительная статья «Эпические параллели» и три произведения «Непорочное зачатие», «Счастье-Доля», «Сказка заговор от обморожения» опубликованы в журнале ЛАУРЕАТ № 2 в июне 2008 года. |