Передо мной старя, потертая тетрадь. Видно, что лет её немало. Мелким почерком исписаны страницы в этой старой тетради. Круглые буковки синего цвета в тексте часто исправлены красными чернилами. Выставленные оценки, прописанные числа и темы, говорят о том, что это тетрадь ученика. Да, это тетрадь моего старшего сына, давно окончившего школу, выросшего и вылетевшего из родительского гнезда. Тетрадь по русскому языку ученика 5 «Б» класса Смирнова Олега. Но как мне она дорога, как берегу её, стараясь не порвать исписанные страницы, как бережно храню среди самых дорогих моему сердцу вещей. Надо сказать, тетрадь эта примечательна тем, что в ней написаны сочинения мальчика, вступающего в жизнь, мальчика- подростка. И читая эти страницы, невольно проскальзывает улыбка, так наивны и чисты мысли ребёнка, с трудом постигающего азы точных и не очень наук. Самыми сложными из всех наук для моего сына оказались русский язык и литература. Рожденный истинным технарем, тянущийся ко всему, что связано с гайками, шурупами, винтиками и клеем. Любящий мастерить, вечно разбирающий в доме, всё, что хоть приблизительно состоит из частей, которые можно разобрать, потом собрать и обязательно ещё остаются запасные детали, мой мальчик не любил русский язык и ему неимоверно трудно давались спряжения и склонения, падежи и деепричастия. А самым трудным было для него написание сочинений, требующих выражения собственных мыслей, описания природы, рассуждений, обобщений. Давайте представим, идёт урок, учитель назвала тему, ученики склонили голову над тетрадями и мой, мечтающий о скорейшем окончании ненавистного урока сын с трудом выводит синими чернилами слова: «Тринадцатое ноября. Сочинение. Поздняя осень. » Подумав немного и почесав в затылке, из-под пера на белый лист бумаги ложится фраза: «Сейчас я расскажу вам о том, какая в Сипайлово осень.» Вдруг в памяти у мальчика внезапно возникает недавно выученный кусок какого-то стихотворения. Автора, да и сам стих полностью он не помнит, но решает записать фразу, которая пришла на ум: « Лес с себя тайну совлёк, Сорван последний орех, Свянул последний цветок.» Всё мыслей больше нет, хоть тресни . Что же писать? Посмотрел на часы, скоро ли окончание урока? До конца ещё больше 35 минут. Написал: «Сегодня тринадцатое ноября. Одиннадцать часов тринадцать минут.» Что- то там учительница говорила про описание природы. Глянул за окно и выдал: « Деревья стоят и не шелохнутся. Они стоят голые, некрасивые, у них нет вида. Но вся земля покрыта лиственным ковром.» Перечитал. А что, красиво получилось. Даже самому понравилось. Продолжил : «Дует ветерок.» Хотя какой ветерок, если деревья не шелохнуться? Ну и ладно, главное, что фраза красивая! И ещё приписал: «Туман ещё не рассеялся, и солнца сегодня нет.» Опять посмотрел в окно. Рядом со школой стоит жилой дом. Летают птицы. Это вызвало ассоциацию, в сочинении появилась фраза: «На крышах сидят воробьи.» Далее с красной строки вписана ключевая фраза сочинения: «Сейчас уже двенадцать часов пятнадцать минут. Вот как долго мысли в голову приходят. Гуляет одинокая собака». Всё! Сочинение под ярким названием «Поздняя осень» написано. Учителю хватило мудрости оценить титанический труд моего сына, в конце работы, после исправления всех ошибок стояла твердая четверка за само сочинение и тройка за грамотность. Более развернутым оказалось сочинение на тему «Что я взял бы с собой на необитаемый остров?» Приведу его полностью, лишь исправив орфографические ошибки. «Однажды мне довелось побывать на необитаемом острове. Мне нужно было упаковывать чемоданы, и вот тут-то появилась небольшая запинка, но я её быстро решил. Я взял с собой магнитофон и пару кассет, потому что я не могу жить без музыки. Я, конечно, взял одежду, еду, чтобы не помереть с голоду. Но я знал, что мне на необитаемом острове много еды не нужно будет, поэтому я взял всего лишь чипсы, колбасу и хлеб. Я знал, что на необитаемом острове нет электричества, поэтому захватил с собой фонарик и несколько батареек. Книги я, конечно, взял, чтобы не скучать, я ведь буду там один, совсем один. И вот я уже дома. Я был на необитаемом острове всего четыре месяца, но я был очень рад посетить его, потому что я ел там кокосы, бананы и апельсины, и попробовал почти все фрукты ». Читая сочинение старшего сына, давно перешагнувшего порог двадцатилетия, поражаешься, что вкусы младшей дочери такие же, предпочтения в еде сохранились: чипсы и колбаса. Хотя дома всегда есть полноценный обед, детей каким-то непреодолимым образом тянет к самым вредным продуктам. Думаю, что про книгу он написал чисто для учительницы, а так, остался бы на острове с одним магнитофоном, да лазил бы по деревьям с фруктами. Помню, как стремилась привить я своему мальчику благородство и желание заниматься спортом. Отвела его в спортивную секцию по фехтованию. Прозанимался он там неполных три месяца , да сбежал, увлекаемый желанием возиться с техникой в автомобильный кружок. И никогда не знала бы я, что мои беседы о спорте не прошли мимо его ушей, если бы не прочитала следующее сочинение. Тема: Как я буду жить и работать в будущем. «Каждый человек должен думать о своём будущем. Я уже подумал. Я в будущем окончу юридический институт. И я хочу ещё стать тренером по фехтованию. Я уже прошел отборочные соревнования, и собираюсь дойти до финала. Мне очень нравится этот вид спорта, потому, что он благородный. В этом виде спорта меня привлекает то, что нём нет насилия, и ещё то, что он старинный, древний. Я постараюсь дойти до финала, но не знаю, получится ли у меня, выдержу ли я. Вот такие у меня планы на будущее». Мальчик вырос и связал свою жизнь с ремонтом и модернизацией автомобилей. И невдомек ему, что старая потрепанная тетрадь по русскому языку и литературе вызывает улыбку у его родителей и хранится как семейная реликвия. Пройдут годы, будут подрастать внуки, и может быть им, прочту я первые сочинения их отца. |