Просторная комната. Низкий потолок. Стеллажи с книгами по периметру. Одинокое кресло за столом в центре. Человек в нем уже не молод, грива седых волос свободно ниспадает на плечи, благообразная бородка делает его похожим на Шона О Коннора. Впрочем, не только бородка. Испытующе смотрит на меня, обшаривает цепким умным взглядом. -Вы, вероятно, ко мне, молодой человек? – учтиво осведомился он. «Собственно, ни к кому конкретно я не собирался», - подумал я. -Ну как же, как же, вы хотели попасть к мастеру-писателю, поучиться, так сказать, нашему ремеслу. -Никак не ожидал, что мое желание вот так быстро и странно исполнится. - Не усложняйте текст, мой юный друг. Либо быстро, либо странно. Применительно к ситуации, полагаю, благообразнее будет «быстро». -Банально будет спросить, где мы? – я осторожно посмотрел ему в глаза. -Банально, ох, как банально, мой мальчик. Ты бы еще спросил, когда мы, и получилось бы, как в классическом голливудском блогбастере. -Благоразумнее будет молчать? Не удивляясь ничему? -Не удивляться ты не сможешь, без этого в нашем деле нельзя. А вот насчет благоразумия… Оно в разной ситуации разное. В нашей рекомендую просто принять все как есть и сконцентрироваться на главном. -А что главное? -То, зачем ты сюда пришел, конечно. -Вы хотите сказать, сюда попал. Не помню, чтобы я сюда шел. -Все относительно, как сказал великий философ. Возьмусь утверждать, что не имеет никакого значения, как ты сюда добрался. Или, если хочешь, справедливы оба утверждения – ты сюда и попал, и пришел. -Относительность проявляется при больших скоростях, если не ошибаюсь. -Совершенно верно. Все мы перемещаемся с большой скоростью вместе с нашим измерением, посему законы относительности – точнее, беззаконие относительности властвует над окружающими нас физическими телами безраздельно. -Над телами, но не над нами? -Над нашими телами тоже. -То есть выбора нет? – я не заметил, как втянулся в дискуссию с этим вальяжным стариком. -Я же сказал, над телами. Не над душами. -А как почувствовать разницу? -В этой комнате разницу ты почувствуешь быстро. Но позволь мне перейти к делу. -Извольте. -Ты пишешь прозу. -Пытаюсь. -Ты пишешь, тут варианта только два: либо пишешь, либо не пишешь. -Пишу, но пишу неумело. -Здесь тоже вопрос. Для того, чтобы оценивать, нужна точка отсчета. Для школьника ты пишешь отлично. Для великих мастеров слова ты сам школьник. Дело даже не в том, как ты пишешь, а в том, насколько умело ты пользуешься языком, образами, ваяешь характеры и строишь сцены. -Вы собираетесь позаниматься со мной? -Возможно. А может, не с тобой. -А с кем же? -С твоей лучшей половиной. -Если вы имеете в виду жену, то это не получится: я холостяк. -Ты прав, женщины – наши лучшие половины. Но я говорю про твое подсознание, про самое ядро твоей личности. -Вы умеете с ним говорить? Вы могли бы стать неплохим психоаналитиком. -Меня вполне удовлетворяет мое теперешнее положение. Если ты не против – приступим. -Приступим. -Присаживайся. Я оглянулся. В комнате решительно некуда было присесть. -На пол? -На кресло. -Где? -За твоей спиной. Кресло стояло. Секунду назад его не было, а сейчас стояло, точно такое же, как и у Шона, как я решил его называть. -Ты вполне можешь называть меня Шоном, если тебе это комфортно, я не против. -Как мило, что вы читаете мои мысли. -Полно, мальчик, не сердись на старика. Я не использую это умение против тебя, обещаю. Наш урок будет называться – границы воображения. -У нас будет всего один урок? -Не забегай вперед. Количество не важно, главное качество. -Я вас слушаю. -Хороший мальчик. Ты видишь вон ту стену? -Конечно. -Сколько до нее? -Метров пять. -А сейчас? Стена отступала под моим взглядом вглубь комнаты, вместе со стеллажами и книгами. Происходило это в полной тишине, и даже пламя свечи на столе не шелохнулось. -Метров десять. -А сейчас? Раздался хлопок, все стены одновременно сорвались с места и унеслись к горизонту. Пол сменился на скальную породу, потолок на звездное небо. Созвездия были незнакомые. Дунул свежий ветерок. Шон все так же сидел в кресле за столом, стоящим прямо на камне. -Матрица. – сказал я. Старик хитро улыбнулся. -Ап. – негромко сказал он. Горячий, ослепительно яркий песок. Тяжелое марево зноя. Белое небо. -Добавим фактуру. -скомандовал Шон. На заднем фоне вдали пошли тяжело вьюженные верблюды, замаячил островок оазиса. Я только успевал вертеть головой, хватая раскаленный воздух открытым ртом. -Ап. Снег, снег, снег. Метель. По колено в сугробе, я даже не успел почувствовать холод, так быстро Шон продолжил: -Ап. Палуба корвета. Не знаю почему, но я уверен, что это был корвет – широкие доски, мачты с парусами, скрип снастей. И крик чаек невдалеке – вместе с солеными брызгами острота ощущений была потрясающе реалистичной. -Она не просто реалистична, мой мальчик, это настоящий корвет. – усмехнулся Шон. – Можешь спросить этого милого человека. Милый человек, здоровенный детина лет сорока в грязном сюртуке и с саблей на боку вылез из люка прямо перед нами, выпучил глаза и потянулся за оружием. -Ап. Мы были на симпатичной лесной поляне, сквозь нежнейшую листву просвечивало солнце, в траве резвились кузнечики, благоухание ромашек пьянило не хуже вина. -Вы учите меня менять декорации? -Декорации в театре, мой мальчик, мы меняем миры. -А откуда вы знаете, где какие миры, чтобы их менять? Шон постучал себя пальцем по голове: -Мы не знаем, мы создаем их. -То есть как создаем? -Объяснять долго, просто пока запомни. Мы можем создать любой мир. Он будет жить своей жизнью даже тогда, когда мы его покинем. -Вы хотите сказать, что… -Да, и верблюды, и сугробы, и пират – все настоящее. Что с ними происходит, когда мы оставляем миры в покое – пусть объяснят физики тому, кому это интересно. Лично я считаю, что они получают полную свободу действий, или еще точнее – они изначально свободны, это иллюзия, что мы создаем их «под себя», «под свое произведение» - мне кажется, мы просто приоткрываем дверцу и ненадолго заглядываем туда. Я внимал с широко раскрытыми глазами. Не то чтобы меня шокировал его рассказ – скорее, мне было жутко интересно. -Впрочем, это абсолютно безразлично. Мы никогда не почувствуем разницы, нам будет казаться, что мы вертим этим миром, в то время как он будет крутить нами. Ты следишь за моей мыслью? Я кивнул. -Пойдем дальше. Создаем живые образы. Давай ты. -А как? -Ну ты же писатель, в конце концов. Не спрашивай. Представь. Я сконцентрировался и представил в далеких кустах зайца. Ничего не происходило. -Ты готов? -Не получается. -А что ты представил? -Зайца вон там. -В тех кустах? -Да. Шон взял со стола книгу и швырнул ее в указанную мной сторону. Из кустов тут же выпрыгнул и понесся на нас нескладный ушастый зверек. -Это по-твоему заяц? – насмешливо спросил Шон. -Ну… Вы же не станете утверждать, что это волк. -Остришь? Молодец. Это необходимое условие. Думай еще. Я напрягся. Через несколько мгновений прямо перед Шоном на столе развалилась огромная белая с темными пятнами кошка, томно свесив голову с края стола. -Молодец. Люблю кошек. Оставлю ее себе. А почему ты создаешь только животных? Смелее, давай по очереди. Даю образец. Оглянись. -Смелее, мой мальчик, - прозвенел голос у меня над ухом. Я быстро обернулся – за мной стояла, смущенно прикрыв подбородок рукой, лесная нимфа. Ну почему сразу нимфа, - это обстановка на меня действует, - просто очень красивая девушка в легком сарафане. Белоснежные кудри рассыпались по загорелым плечам, глаза цвета синего летнего неба смотрят чуть насмешливо. -Иди сюда, Марта, - позвал Шон. – Присаживайся. Девушка грациозно села в появившееся для нее кресло. -Посмотрим, как молодой человек создаст мужчину. «Ну уж, дудки»-подумал я, прежде чем создать бодрого карапуза лет пяти, тоже кудрявого и очень активного – не успев появиться, он пшикнул на кошку, та очумело рухнула со стола и подпрыгнув, понеслась прочь, подгоняемая звуком топающих изо всех сил ножек. -Хорошо, улыбнулся Шон. – А что ты скажешь на это? Из лесной чащи появилась чья-то серая тень. Угрюмо опустив голову и втягивая воздух, на поляну вышел огромный волчара. Я почти не напрягался – тигровый боксер появился перед девушкой и ребенком почти мгновенно и угрожающе зарычал низким утробным рыком. -Волк не испугается служебной собаки, - наставительно сказал волк, но тем не менее растаял в воздухе, а вместе с ним растаяла и поляна, подул ветер, вокруг снова были скалы. Мы стояли на вершине одной из них все четверо, а потом Марта вскрикнула и исчезла с глаз. -Мама!!! – крикнул почему-то мальчик. Сердце упало у меня в груди, я бросился плашмя на камень и взглянул вниз: Марта висела над пропастью, цепляясь за какую-то дохлую растительность и глядя на меня широкими от ужаса глазами. -Сволочь! – крикнул я и стал подталкивать свое тело вперед, одновременно вытягивая руки к Марте. -Мальчик мой, ты забыл о нашей игре. – Прозвучало за моей спиной. -Да пошел ты!... – камешки сыпались прямо Марте в глаза, но наши руки уже сцепились, и теперь я извивался ужом, стараясь втянуть нас обоих назад. -Ап. Я лежал на берегу, морской прибой лениво окатил меня с головой. В руках я все так же сжимал руки Марты, только она уже не болталась в воздухе, а лежала вместе со мной на песке. Ребенок строил песчаную крепость в метре от нас. -Спасибо, Сережа, - прошептала для одного меня Марта. -Молодой человек, вы меня разочаровываете. Когда девушка по моей задумке сорвалась в пропасть, вы должны были просто представить ее спасение, этого было бы вполне достаточно. -Разумеется, - сквозь зубы сказал я. -Нет, вы поступили как рыцарь, и теперь по закону жанра сердце юной туземки навеки должно принадлежать вам. Но это глупо, вы же писатель, а не сотрудник МЧС. Я оглянулся – глаза Марты лучились теплом. Она чуть заметно подмигнула. -Оставьте же свою Дульсинею на мгновение, и вернемся к нашим занятиям. -Извольте. - я подошел к нему и присел рядом на песок. Видимо, Шону хватило вкуса не тащить за собой на пляж стол с креслом. -Мы опробовали с вами создание миров и образов, приступили к моделированию ситуаций. Теперь закрепим начатое. Покажи мне, пожалуйста, что-нибудь захватывающее. Я задумался. Постарался отвлечься от синих глаз Марты, которая сейчас помогала карапузу обустраивать песчаные крепостные ворота. Внезапно для остальных и ожидаемо для меня метрах в пятидесяти от нас появились с десяток пиратов, в засаленных сюртуках, тяжелых ботфордах и шляпах-треуголках. Они сгрудились вокруг внушительного на вид сундука, оживленно жестикулируя. До нас хорошо доносились их прокуренные голоса: -Черный пес прав, надо оставить это гребаное сокровище прямо тут на острове и не тащить его с собой в Порто. На обратном пути мы прирежем капитана и завернем сюда за сундуком снова. -Молчи, Пью, твоих мозгов никогда не хватало ни на что, кроме шулерства, да и то тупого. На острове клад могут в любой момент найти. -Мы оставим с ним Бена Гана, - властно сказал одноногий пират с попугаем на плече. -Почему Бена Гана? – возопил рыжий пират с добродушным лицом. – Почему вечно Ган? -Потому, что ты идиот, но умелый идиот. – отрезал одноногий. -Ты не прав, Сильвер - возразил Пью. – А что, если он уплывет вместе с сокровищем? -Ты еще тупее, чем я думал, Пью, я всегда говорил, что ром не доведет тебя до добра. Мы не оставим ему лодку – а без нее он никуда не денется. -Здорово! Сильвер – голова! Оставайся, Бен, отдохнешь тут пока, кокосов поешь! – заржали со всех сторон. -Молчать. – прекратил веселье одноногий. – Надо оттащить сундук куда-нибудь с глаз долой. А потом вернемся на корабль и доложим, что Бен утонул. За работу, бездельники. Вся разношерстная группа, пыхтя и ругаясь, стала толкать сундук в глубь острова и вскоре скрылась за деревьями. На песке остался глубокий след. Краем глаза я изучал реакцию Марты – она заворожено смотрела на это действо, а в конце захлопала в ладоши. Карапуз тоже захлопал, и в возбуждении даже наступил на только что слепленные ворота. -Неплохо, мой мальчик, неплохо. Но не пойдет. -Почему не пойдет? – спросила за меня Марта. -Плагиат. -Вы не говорили, что это против правил. -А сам ты догадаться не мог? Нетрудно стебаться над классикой. Ты возьми вот сам что-нибудь придумай, а мы на тебя посмотрим. -Может, ваша очередь? -Ты уверен, что этого хочешь? Я люблю экстрим. Что-нибудь вроде прыжка с парашютами, и у одного из вас заедает кольцо. Или вы под водой, и у вас одна воздушная маска на двоих. Вы готовы? -Марта? – я обернулся к девушке. Она покачала головой, выразительно показала глазами на карапуза. -Ладно, не буду проверять вашу тягу к экстриму, придумаем что-нибудь сами. - я закрыл глаза. В следующее мнгновение пляж исчез, исчезли остров и море, мы сидели на толстом ковре перед пылающим камином, вокруг нас была полутемная комната с уютной мебелью, в окно заглядывал серпик луны. Ребенок копошился чуть поодаль, играясь с ушами огромной ленивой собаки, а у нас в руках было по бокалу горячего вина. -Марта, скажи, из какой ты реальности? – Шона в комнате не было. Потому что это был Наш мир. Она смотрела на меня, в ее глазах отражались и плясали огоньки от камина, уголки губ изгибались в улыбке. -Из твоей реальности, Сережа. Из нашей. -Но этот мир вымышлен мной. Мной придуман. -Этот мир придуман не нами. -А кем? -Ты мог бы и не спрашивать. Все миры придуманы Творцом. -Действительно, мог бы не спрашивать. А как же вся эта чехарда, Шон, пираты? -Какая чехарда? Какой Шон? -Шон О Коннор. -Этот благообразный американец, голливудский актер? -Ну да. -Не понимаю, к чему ты о нем спрашиваешь. Тебе нравятся его фильмы? - Марта смотрела на меня с искренним недоумением. Вместо ответа я напрягся. Прошло несколько секунд. Ничего не происходило. -Он не появляется. -Кто – он? -Заяц. Марта внимательно посмотрела мне в глаза. -Ты шутишь? - спросила она. Я посмотрел в угол комнаты – там на столе стоял открытый ноутбук, по экрану медленно плыл трехмерный корвет – мой любимый скринсэйвер. «Вот где появится мой заяц, если уже не появился»-подумал я. «Ап»-вдруг послышалось мне, а затем тот же голос заразительно засмеялся. Марта этого не слышала. Она медленно тянулась ко мне. «Спасибо»-мысленно поблагодарил я, заключая ее в обьятия. 23.03.2008 Сергей Матвеев Мюнхен Свидетельство о публикации №2803240277 |