Ч а с т ь 1. ОСНОВЫ ВЫ — ТВОРЕЦ Откровенно говоря, не выношу предисловий. В чужих книгах всегда их пропускаю: чего тянуть? К делу! К делу. Возьмите ее в руки. Даже можете не брать, пусть лежит. Пыль снимите с лака касанием ладони. И нежно троньте первую — самую тонкую — струну. (Рисунок) Вот такой получился крохотный пузырек звука — тот, что застрял у меня между двух верхних ниток. Будто из трубочки выпустили переливчатый мыльный шарик. Еще троньте. Слышите? Нет, вы не слышите. Вы еще не понимаете, что случилось: вы стали Творцом. Вы только что создали новую Вселенную. Почувствуйте, прочувствуйте свое величие, пропитайтесь им: — Я — Творец! Слушайте, смотрите на него, на первый рожденный вами звук, — как он сияет и радуется, что жив! И как он недолговечен… Звук — как человек: хрупок, но бесконечно ценен. ТЕМБРЫ Троньте струну так и этак — у самого конца (подставки), посередине (у грифа), палец разверните одним боком, другим, попробуйте наружу его разогнуть — чтобы проехаться по струне только ногтем. Слышите, какие разные получаются звуки? Это наше богатство. Ни на одном инструменте нет такого изобилия тембровых оттенков — потому что гитара живая. Ищите, пробуйте. Только ради Бога: запоминайте, что нашли! Я, когда начинал, откопал где-то в недрах своей гитары звук трубы — но где, забыл… Отныне вы — часть великого Мира Шестиструнной Гитары. Это абсолютно уникальный инструмент: на гитаре можно играть всё — даже симфонии (так делает японец Кацухито Ямашита). В ваших руках — лютневые древности и хэви-металл, авторская песня и блюз, философская классика и фламенко. Ричи Блэкмор, Андрес Сеговия, Пако де Лусия, Гэри Мур, Никколо Паганини , Джон МакЛафлин, Кристофер Паркенинг — все они в нашей компании. Когда мы говорим «гитара», мы имеем в виду «Музыка». Вам нужно по-настоящему увлечься, гитара стоит того. Послушайте записи великих, ужаснитесь пропасти между ними и вами — и поймите, что вам под силу преодолеть эту пропасть. Вперед. Завидую вам, честное слово: мне не вернуть счастья первого знакомства. Помню, как мне ее купили. Она — свеженькая, только с завода, пахла столярным верстаком, а из розетки — круглой дырищи — вытрясались опилки. Я еще ничего про нее не знал, но уже чувствовал, что обрел первого настоящего друга… Выглядела она примерно так: (рисунок) Запомните названия частей. Храните ее бережно: гитара не любит прямых солнечных лучей, сырости, мороза; битье ногами тоже не приветствует. А если вам посчастливилось иметь настоящий инструмент, сотворенный хорошим мастером, — держите его в жестком футляре и никому не давайте «поиграть». Гитара не прощает измен, после чужих рук перестает слушаться. Это правда. КАК ЕЕ ДЕРЖАТЬ Играть следует сидя. Можно, конечно, и стоять — но это больше относится к электрогитаре с ее тонким корпусом и узким грифом. Никогда не слышал, чтоб на нашей «толстой» гитаре хорошо играли стоя сольные вещи. Аккомпанемент — это пожалуйста. Усадите ее себе на колени, как любимую кошку. Вырезом она легла на бедро и доверчиво прильнула к груди. Обнимите ее правой рукой — бережно, как кошку. Ведь если сильно прижать, кошка обидится. Гитара — единственный инструмент, который обнимают. Думаете, случайно? Правый локоть примостится чуть выше или ниже ребра гитары — как вам удобнее. Чувствуете — вы слились в единое целое, как ковбой с конем! ...... (Это - начало моего самоучителя "Книга о гитаре", выпущенного издательством "Композитор" в 2006 году. Подробная информация - на моём сайте). |