Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Нина Шишкина
Объем: 9123 [ символов ]
НАСЛЕДСТВО
НАСЛЕДСТВО
Алексею Арефьеву неожиданно досталось наследство — сад. Обыкновенный, теперешний сад — пять соток с яблонями и сарайчиком, в черте города. Алексей, державший в руках лопату только на субботниках, к факту его открытия отнесся более чем прохладно.
Если бы не председатель садового кооператива, оставаться бы Алексею безземельным. Сентябрьским вечером Лидия Павловна приехала к нему домой, и от нее в сбивчивом разговоре Алексей сначала узнал о смерти своего отца, Петра Федоровича, случившейся более года назад, потом о смерти в середине нынешнего августа второй его жены — Евдокии Григорьевны, и, наконец, об их осиротевшем саде, о какой-то двоюродной сестре Евдокии Григорьевны, приходившей насчет наследования участка. И еще об уважении Лидии Павловны к Петру Федоровичу, о его рассказах про сына, о поисках Алексея через горсправку и т. д.
Петр Федорович Арефьев, полковник в отставке, развелся со своей первой женой, матерью Алексея, когда сын учился в десятом классе. Алексей был вторым их ребенком, старшая дочь, к тому времени уже замужняя, жила в Ленинграде. Алексей рос парнишкой увлекающимся, занимался во всевозможных авиамодельных и радиокружках, очень неплохо учился в школе. В последнем классе, ко всему прочему, он на всю жизнь заболел туризмом: палатками, байдарками, песнями под гитару, — и, занятый своим, разрыв отца с матерью воспринял спокойно. Собственно говоря, он вырос в обстановке отчуждения родителей друг от друга, и сам, в силу этого, был как-то отчужден от них.
Мать Алексея, хирург, много работала, не изменив профессии, несмотря на то, что пришлось ей покочевать за мужем. Детей она воспитывала собственным примером, и сюда само собой включалось вежливо-холодное, скептическое восприятие отца. Не то чтобы Алексей больше любил мать, но с отцом он и вовсе мало общался. Тот прежде всего служил Родине, кроме того, отличался молчаливостью, и, если говорил, то немногословно и всегда очень категорично. В последнем он был схож со своей женой. Впрочем, на этом сходство характеров не заканчивалось. Это-то сходство, обернувшееся противостоянием двух потенциальных лидеров, и привело к казенным отношениям в семье и, в конце концов, к разводу, поводом для которого послужила, якобы, измена отца.
Первое время после развода мать всякий контакт Алексея с отцом расценивала как оскорбление для себя. Жалея ее, он вскоре совсем прекратил редкие, отдающие официальностью встречи с Петром Федоровичем. С первого курса института Алексей потянулся к делу, засиживаясь в лаборатории до позднего вечера. Наука в ту пору была очень престижным, модным занятием. Справедливости ради, упрекнуть Алексея угождением моде было нельзя. Все остальное время он отдавал туризму, а летом в стройотрядах зарабатывал солидную добавку к своей повышенной стипендии. Одним словом, жизнь Алексея шла стремительно, интересно, с хроническим цейтнотом.
Мать, со свойственной ей постоянной уверенностью в собственной правоте, наложила для себя «табу» на воспоминания о Петре Федоровиче, считая, что они свидетельствовали бы о ее слабости. Слабость она не уважала, сочувствия не искала. Как и в чем находила она отдохновение душе, Алексей и не задумывался. Впрочем, у нее была работа.
Когда на последнем курсе института он решил жениться, мать не возражала и, вскоре после свадьбы, оформила пенсию и уехала к дочери в Ленинград. Алексей остался с молодой женой в двухкомнатной «хрущевке» и был совершенно счастлив. О том, чтобы пригласить на свадьбу отца — не было и речи, ведь и мать ни в каких торжествах не участвовала, все происходило при турклубе. Да и Петр Федорович, женившийся во второй раз, совсем перестал о себе напоминать.
С небольшим интервалом родились у Алексея с Галей дочь и сын. Алексей самозабвенно работал на «почтовом ящике», куда его прямо-таки выхватили при распределении. Жена в химическом НИИ потихоньку кропала себе диссертацию, сдавала кандидатские минимумы, одновременно побеждала детские болезни, разучивала с сыном стихи к очередному утреннику в детском саду, водила подросшую дочь на фигурное катание. С женой Алексею повезло. Да, собственно, с чем ему не повезло? У Алексея все было прекрасно. Он и жил со спокойной уверенностью, что все идет, как надо. Уверенность росла от успехов в работе. «Ящик» выпускал зенитные комплексы, замечательные по всем своим боевым и техническим качествам. Алексей трудился в самом важном с его точки зрения КБ. Вскоре он уже руководил группой, мозговавшей над очень интересной задачкой. И задачка эта решалась, и уж Алексей знал, что опередил всех мыслимых конкурентов лет на двадцать.
Только скоропостижная кончина матери омрачила на какое-то время тогдашнюю Алексееву жизнь. Было это лет уж восемь назад. Алексей летал на похороны в Ленинград, а Петру Федоровичу, разумеется, ничего не сообщали. К той поре имя отца упоминалось лишь в качестве отчества Алексея.
Теперь, сидя с председателем кооператива, Алексей выглядел довольно растерянным. Неожиданно для себя он был потрясен случайно нашедшим его запоздалым известием об отце. Запоздалость только усугубляла ее угнетающее действие. О саде Алексей совершенно не думал. Он почему-то лихорадочно пытался вспомнить, где был примерно год назад, что делал. Спросить точную дату смерти и что-либо еще о Петре Федоровиче он не решался, испытывая мучительную неловкость перед этой маленькой, усталой женщиной. Она рассказывала о своем знакомстве с Петром Федоровичем, называла какие-то имена, что-то спрашивала и сама же находила ответ, а Алексей молчаливо сидел, боясь выказать, что речь идет о совсем неведомом ему. Сосущее чувство подленького страха было Алексею внове. Он ждал, как мальчишка, чтобы скорее закончилась эта сцена, и, отчасти, поэтому вдруг суетливо закивал головой: «Ладно, ладно, раз наследство — надо брать».
Но когда Лидия Павловна ушла, по мере освобождения от молчаливого оцепенения, Алексей понял определенно, что сада не возьмет. Начавшееся разгорание угрызений совести по поводу забытого отца удалось притушить давно, оказывается, припасенными в закоулках души «добропорядочными» причинами. И сад, как принадлежавший совсем, получалось, чужому человеку, к Алексею никакого отношения иметь не мог. Как он согласился придти завтра в кооператив! С этой минуты Алексея уже мучила только одна проблема: что делать с опрометчиво данным обещанием. Не придти к человеку, который выказал прекрасную сторону своей души, разыскав Алексея, и который будет ждать, Арефьев-младший не мог. Стало быть, идти в сад придется, но — Алексей откажется, извинится, и все.
Об этом итоге своих размышлений Алексей и доложил жене, весь вечер хлопотавшей на кухне и деликатно помалкивавшей. Галя снова промолчала, пожала плечами, мол, поступай, как считаешь нужным, но утром попросила Алексея взять ее с собой. Алексей просьбе обрадовался, потому что потихоньку опять начал ощущать противный привкус неудовлетворенности собой: умер его отец, а Алексею вроде бы как все равно. Он привык к порядку в своей жизни, а тут вырисовывался определенный непорядок. Дорогой, которую, в основном, оба молчали, Галя все же обмолвилась: «А ведь сад в наше время иметь — совсем не плохо». Алексей рванулся к ней взглядом: «Свой — может быть и хорошо. Чужой — плохо!»
Но когда в конторе кооператива Лидия Павловна, ласково поздоровавшись с Алексеем, тут же представила его двум бывшим там женщинам, как сына Петра Федоровича, который, мол, пришел принимать отцовское хозяйство, и те в ответ одобрительно закивали, Алексей вдруг понял: если он сейчас откажется от сада, то в глазах этих людей — отречется от отца. Именно отречется. Такая, чересчур резкая, форма выражения несыновних чувств Алексея не устраивала.
Идущей под уклон садовой улочкой Лидия Павловна повела Алексея и Галю к участку отца. Неловкость от затянувшегося Алексеева молчания снимала бесхитростным разговором Галя, изредка озабоченно на него поглядывавшая. Он же шел, чувствуя себя подневольным. Чьим подневольным? Он втянулся в ненужное, ненравящееся ему дело. И уже второй раз сказав Лидии Павловне «да», Алексей знал, что скажет «да» и в третий. Скажет, ненавидя себя за слабость, которая есть — обыкновенный страх показаться плохим сыном. Получалось, что Алексей всю жизнь себя высоко оценивал, а сегодня фундамент его душевного благополучия дал трещину.
Алексей не нравился теперь себе ни тот, прежний, ни тем более этот — сегодняшний. Захотел ли бы Петр Федорович отдать сад такому сыну? Полузабытый образ сурового к материальным излишествам полковника ответа не давал. К стыду своему, Алексей еще осознавал раздражение оттого, что злополучный сад этот доставался ему уже будучи бесхозным, ничейным. Алексей должен его взять, как крайний. В «крайности» мерещилась ему некая собственная ущербность.
Сентябрьское воскресенье выдалось изумительно солнечным и теплым. Наследство встретило их калиткой, завязанной на веревочку, и склонившимися под тяжестью плодов яблоневыми ветками. В углу притулилось дощатое сооружение с маленьким оконцем, тут же, шагов пять в длину теплица, где вытянувшиеся помидорные плети приклеились желтеющими листьями к стеклу. Под ногами валялись яблоки.
«Евдокия Григорьевна уже месяц, как умерл%E
Дата публикации: 16.05.2008 15:30
Предыдущее: Колдовской напевСледующее: Что б не забыл

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта