Овеянные легендами Соловецкие острова имеют вулканическое происхождение. А жизнь там можно смело сравнить с жизнью на вулкане, поскольку во все времена Соловкам доставалось от природы, войн и горе-правителей. Возможно, поэтому Соловки в народе называются «Островом невезения». Прилично отдалённые от материка десятками километров морской пучины, острова располагаются всего лишь в какой-то сотне километров от Полярного круга, в зоне, определяемой как граница тайги и тундры. Соловецкий архипелаг из шести больших и множества мелких островов, с одной стороны, особенно неожидан в своей красоте, но с другой кажется довольно негостеприимным местом. Сама природа с первых дней была противопоставлена жившим здесь людям – долгая морозная зима, короткое холодное лето, неудобная для земледелия почва, летний гнус, почти непроходимые леса с множеством болот и озер. К тому же, сошедший много тысячелетий назад гигантский ледник усыпал острова громадными валунами. Словом, и по сей день тонкий почвенный слой на пару со скудным солнышком не позволяют воспроизводить даже необходимые для пропитания зелень и овощи, а о фруктах не может быть и речи!!! Но наперекор судьбе Соловецкая история может похвастаться, что именно в таких суровых северных условиях здесь вызревали арбузы, дыни и виноград... Часть 1. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ ПРОШЛОЕ Говорят, что Белое море пошло от Соловков. Ведь в древние времена море было единственным источником пищи, ибо земледелие и охота совершенно не удовлетворяли потребностей населения. Потому-то народ и называл море святым, священным, светлым, белым: «Наше морюшко – матушка наша. Оно выручает нас, кормит…» (рыболовство, водоросли, солеварение…) – Белое море и озера на островах полны разнообразной рыбой, а знаменитая соловецкая селёдка ценится наряду с сёмгой. В XV веке добрались до Соловков два инока – Савватий и Герман. Но первыми стали вовсе не они, кто открыл «Русскую Америку». На Соловках отлично сохранились археологические памятники неолита – загадочные спиралевидные каменные лабиринты с запутанным рисунком ходов, а так же каменные курганы – надмогильные саамские сооружения метровой высоты, доказывающие, что человек жил здесь уже 2 – 1 тыс. лет до н.э. Ученые предполагают, что лабиринты были созданы древними жителями побережья Белого моря для совершения обрядов ритуального захоронения, культовой и промысловой магии. До сих пор нерасшифрованные лабиринты позволяют взглянуть на Соловки как на хранилище тысячелетней истории Севера. Часть 2. СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ Отшельники Савватий и Герман, обосновавшиеся на одном из островов, построили здесь небольшой скит. Так прожили они 6 лет, выращивая репу – единственный овощ, способный произрастать в суровом северном климате. Изпоредка обновляли они запасы провианта у промысловиков. После смерти Савватия к Герману присоединился Зосима – сын обеспеченных родителей, ушедший от мирской суеты. Потом появились другие единомышленники. Так на суровой северной земле стала обживаться монашеская община - Спасо-Преображенский ставропигиальный Соловецкий мужской монастырь. Мощное подвижничество, становление Соловецкого монастыря начало ощущаться во второй половине XVI столетия. Это период правления бесстрашного защитника людей от опричного террора, игумена, будущего Митрополита Московского, преподобного Филиппа (Колычева) (1548-1566). При нём появились 3 деревянные церкви, Преображенский собор (1558-1566), Успенская каменная церковь (1552-1557 гг.) с трапезной, под которой монашеская братия обустроила пекарню, откуда тёплый воздух расходился по галереям, отапливая сразу несколько каменных зданий обители. Бесчисленная хозяйственная смекалка и технические расчёты насельников поражают воображение. Они продумывали и незамедлительно внедряли, казалось бы, невероятнейшие идеи, целесообразно используя любые капризы природного ландшафта. Словом, всё, за что бы братия ни взялась сотворить, построить, вырастить было сделано на века, да так, что ни время, ни человек не в силах что-либо разрушить. Так, они вручную начали строить монастырские стены из огромных валунов, примерно восемь-десять тонн каждый. Укладывая их друг на друга, монахи поднимали тяжеленные глыбы на высоту аж до 15 метров!!! Стены в результате оказались 10-метровой-, а башни 30-метровой ширины – словно не люди строили монастырь, а великаны. Говорят, что поднимали они эти гранитные булыжники по ледяным горкам на тросах. А самый большой камень в стене Соловецкого монастыря, весом около 20 тонн, сейчас непременно показывают туристам. Впоследствии монастырские стены помогли выдержать не один набег царских стрельцов и англичан. Но об этом чуть позже... Сквозь глухие леса монахи проторили многокилометровые дороги и соединили 72 озера каналами, соединив их в единую систему. Благодаря проделанному титаническому труду, вода на острове стала проточной, отчего уменьшилось количество комаров и гнуса, из-за которых невозможно было жить в этих местах. Узкая система протоков позволила не только сбросить в море излишки воды, но и подвести воду к монастырю. По выложенной вручную средь Бела моря километровой извилистой дамбе, монахи перегоняли скот с Большого Соловецкого острова на соседний остров Муксалма, где братия содержала молочную ферму и выводила прекрасных породистых лошадей. Ещё одно уникальное гидротехническое сооружение – это садки для разведения форели. Монахи просто перегораживали морские проливы валунными дамбами, а для циркуляции морской воды оставляли небольшие протоки. А с какой любовью и заботой обиходила братия ботанический сад на хуторе Горка. Здесь пышно цвели розы, обильно плодородили и теплицы, которые насельники придумали обогревать паром от воскоотбеливательного завода так, что тут вольготно стали расти даже виноград и арбузы!!! И вдруг обнаружилось чудо – именно в этом месте огород давал особенно богатый урожай. Оказалось, температура на горе на 2-3 градуса выше, чем в других местах Соловков и монахи начали привозить сюда из разных уголков России нехарактерные для северной полосы растения. Так здесь появились 40 кедров из Сибири, курильский и китайский чай, амурский барбарис. До сих пор радует нежными цветками и тонким ароматом шиповник – подарок Далай Ламы. А ныне продолжил эту эстафету Принц Уэльский Чарльз, посадивший саженец пихты Сибирской... Постепенно хозяйство обители уже насчитывало более 30 различных производств. Здесь работали каменотесы, резчики по дереву, гравёры, иконописцы, мастера серебрянного дела, проводились сукноваляльные, сукнокрасильные, шорные работы, выделка мехов, работали соляные варницы, мукомольная мельница, кирпичный заводик, скотный двор... А собственновыращенную форель братия активно обменивала на зерно, …пушки и порох. Кроме этого у монастыря был свой флот из 12 судов с единственным на Белом море сухим доком для ремонта судов, радио- и гидроэлектростанция... Словом, вот так превратился единственный на Руси островной монастырь в весьма самобытное царство, где земля была воссоздана человеком, согрета теплом его души... Здесь даже непотревоженные чайки стали вить свои гнезда прямо на земле, у стен монастыря. Часть 3. ЖУТКОЕ ПРОШЛОЕ Благодаря упорному, самоотверженному труду и строгой религиозной организации монастырь стал крупным и богатым собственником, независимым во многих военных и хозяйственных вопросах. И однажды обитель проявила самостоятельность в вопросах веры… В 1652 г. патриархом стал новгородский митрополит Никон. Он слишком рьяно продолжил начатую его предшественниками работу по исправлению богослужебных книг, которые на протяжении 700 лет многократно переписывались вручную. Поскольку качество переписки зависело от грамотности переписчиков, а выполненная ими работа не особенно-то и проверялась, то накопилось множество ошибок – за что впоследствии и пострадали невинные Соловки... Вовлеченная в религиозные споры уединенная обитель стала центром раскольнического движения. Сюда стекались паломники, монахи, отшельники несогласные с реформами патриарха Никона. Постепенно здесь возник мощный оплот «староверов». Восьмилетнее восстание верующих закрепилось в истории под названием «Соловецкое сидение» (1668-1676 гг.). Всё началось с того, что в конце 1667 г. правительство приняло строгие меры, распорядившись конфисковать все вотчины и имущество монастыря, перекрыть возможные пути снабжения его всякими припасами. Но при этом царским полкам всё же был дан вовсе не строгий приказ "потеснить", не делать "приступа", "не стрелять по ограде"… Поэтому осада безуспешно длилась долгих шесть лет не только потому, что сами монахи заранее подготовились к обороне, собрав огромные запасы продовольствия, 90 пушек, 900 пудов пороха и множество ядер, но и благодаря открыто сочувствующим им жителям, которые тайком снабжали восставших недостающими провиантами. И только в 1674 г царским полкам был отдан приказ взять монастырь приступом. Целых два года монастырь, обладавший тысячным войском, успешно держал осаду. Победить непокорных удалось лишь при помощи монаха-перебежчика Феоктиста, открывшего царским стрельцам потайной лаз сквозь 10-метровые монастырские стены. И …22 января 1676 г. Наступающим удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление бунтарей. После чего зачинщиков казнили, покаявшихся простили и оставили жить в монастыре, а оставшихся разослали в сибирские остроги. Жестокая расправа над повстанцами слишком пагубно отразилась на благополучии обители. После подавления восстания Соловецкая обитель получила от государства конфискованные земли обратно и потихоньку стала восстанавливаться. К концу XVII века в монастыре насчитывалось уже около полутора тысяч книг. А лучшие иконописцы России стали присылали сюда свои творения. Но это уже была не та светлая обитель… и в XVIII веке монастырь несколько утратил свое культурное и хозяйственное значение. Политика Петра I, дважды побывавшего на Соловках (в 1699 г. и 1702 г.), ничуть не поспособствовала активному возрождению монастыря. Кроме того, при Екатерине II, той самой – Великой, мощный удар по экономике монастыря нанесла ещё и секуляризация монастырских земель (1764 г) – так сказать, произошло снижение роли религии в жизни общества. Однако и в это время в монастыре возводится ряд крупных сооружений, таких как колокольня (1777 г) и Филипповская церковь. И с XIX века монастырь потихоньку начинает возрождать свою былую мощь. А в 1854 году в его историю вписывается ещё одна яркая страница – героическая двухдневная оборона от напавших на него английских фрегатов. Несмотря на многократный перевес англичан в вооружении и яростный обстрел, почти разоруженные монахи всё-таки сумели отстоять независимость, благодаря, конечно же, монастырским стенам, получившим от мощной бомбардировки лишь незначительные царапины. Это лишний раз подтверждает, что на Соловках сформировалась самая неприступная крепость России – Соловецкая крепость. После этого интерес к монастырю резко возрастает, увеличивается количество паломников и почетных гостей, вновь возобновляется строительство… Но вот произошла Октябрьская революция, которая положила конец духовной жизни монастыря. Какое гибельное разорение началось с этого дня – монастырь переименовали в Кремль, Белое море – в Красное, монахов разогнали, замолкли и колокола… А вместо креста над монастырем засияла красная пятиконечная звезда. И теперь уже всякая жизнь на островах прекратилась – зелёные массивы монастыря были вырублены, теплицы разрушены, зарос и одичал ботанический сад. А куда девались породистые лошади? Где сотни коров и кому теперь нужна сама ферма на острове? После всего этого в 1921 г. в монастыре организовали совхоз, но вырастить так ничего и не смогли. Ровно через год, видимо, вспомнив о том, что в царские времена в монастырских стенах была тюрьма, куда ссылали грешников и еретиков, примерно по 15 человек в год, решили открыть лагерь для заключённых – СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения). Чуть позже таких слонов по всей России появится много, очень много… Тюрьму сподобили куда страшнее царской, поскольку теперь загубленным душам пошел счет не на единицы, а на десятки тысяч. Хотя плюсы тоже были. От всех других лагерей этот СЛОН сильно отличался тем, что здесь не было колючей проволоки – бежать же всё рано некуда, вокруг холодное море. А заключённым разрешалось думать о чём они привыкли и даже выпускать газету. Ещё у них были свои деньги, театр и библиотека. Но у провинившегося был только один выход – голодная и холодная смерть в карцере. Во всех соловецких церквях и братских корпусах НКВДшники соорудили нары, на которых спали заключенные – так сказать, неугодные правительству лица и религиозные преступники. И первыми в тюрьму сели оставшиеся в монастыре монахи. Ближе к 30-м годам публика заметно поменялась: большевики начали сажать своих же: чекист, поднявший над Соловецким монастырём красный флаг, через 3 года вернулся на Соловки уже как заключённый. Архангельский чиновник, первым предложивший превратить Соловецкий архипелаг в большой лагерь – расстрелян. Жизненные пути многих руководителей Соловецкого концлагеря и тюрьмы были тоже принудительно оборваны. А в общей сложности, в годы Сталинских репрессий около 40 000 человек были здесь замучены насмерть. Словом, немногие вернулись оттуда… Постепенно таким же образом изменилась и вся страна – Россию окутала колючая проволока… Дух и тело сковали железные руки железного Феликса со словами: «ЖЕЛЕЗНОЙ РУКОЙ ЗАГОНИМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К СЧАСТЬЮ!». Здесь, на Соловках, вдали от посторонних глаз отрабатывалась организация охраны и практика расстрелов, обсуждалась вероятность применения отравляющих газов, определялись нормы питания и технология захоронения трупов, изучались возможности массового использования принудительного труда… Казалось, что на Соловках открылась «фабрика по производству людей» с принципиально новым сознанием – советским, так сказать. Охранники, прошедшие школу на Соловках, возглавляли потом лагерные Управления по всему СССР. В 1939 году на Соловках закончилось возведение специального Большого Тюремного корпуса. Но поскольку начиналась подготовка ко Второй мировой войне, то территория архипелага потребовалась для организации на ней военно-морской базы Северного флота. Поэтому в 1939 г. всех заключённых срочно эвакуировали на материк, в другие изоляторы и лагеря, а единственным местом на Соловецких островах, где никогда не сидели заключённые, оказался специально построенный для этого Большой Тюремный корпус – типичный российский парадокс. Прибывший за последней партией заключённых пароход приставал к страшнейшему беспорядку: пустые, разорённые храмы и здания были полуразрушены и загажены, фрески и колокола расстреляны, каменные лестничные плиты братского корпуса были истёрты, образовав глубокие выемки – такую работу могли проделать не сотни, а тысячи ног… В годы Великой отечественной войны в монастыре обосновался учебный отряд юнг Северного флота, давший стране тысячи хорошо обученных защитников. Отряд Северного флота располагался на островах до 1980-х годов. Удивительно то, что Соловецкий монастырь – оплот духовной жизни Севера России – владел архипелагом почти 500 лет, а срок пребывания советских концентрационных лагерей на Соловках едва достиг 20 лет. Но не смотря на это, для многих миллионов людей слово «Соловки» стало символом репрессий. А красноватый цвет монастырских стен впечатлительные туристы непременно связывают с кровью сидевших здесь заключённых. Часть 4. ВРАЖДЕБНОЕ НАСТОЯЩЕЕ В 1967 г на территории монастыря был организован музей, чуть позже получивший самостоятельность как Соловецкий государсвенный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, призванный охранять, собирать и пропагандировать историко-культурное наследие островов. Одновременно в монастыре начали производиться научно-реставрационные работы по возвращению первоначального облика лучшим сооружениям. Возрождение же духовной жизни на Соловках началось спустя 20 лет, в 1988 году – сначало полулегально, но чуть позже официально. И вновь ожила «потеряшка»-душа соловецкая, возобновились церковные службы… Но так уж случилось, что жизнь религиозная не вписалась в музейные планы. И в монастыре надолго воцарило двоевластие, напоминающее подбитого двуглавого орла, где светская и религиозная власти плохо уживались в одном теле. На этом фоне и нарисовался очередной парадокс – туристы стали попадать в монастырь через платный, «музейный» вход, паломники же через бесплатный, с противоположной стороны монастырских стен. Но это так, разминочка… Музей развернул бурную деятельность по «предпродажной упаковке» Соловков и превращению их в высокодоходный товар на туристическом рынке. При этом музей, как хранитель документов, упорно не замечал у себя под носом ценнейший «экспонат-завещание» – Грамоту, согласно которой ещё в древние времена Великий Новгород даровал монастырю Соловецкие острова в вечное владение. Чего собственно и добивается обитель. И то, что «сегодня происходит на Соловках – завтра будет по всей России» – справедливость этого выражения четко доказали и «соловецкое сидение», и годы Сталинских репрессий. А потому пусть Соловки, словно лакмусовая бумажка, покажут нам продастся ли Русь за деньги, как непристойная девка при сутенёре-правительстве или же самоотверженным трудом воссоздаст себя любимую, былую, независимую… Глава 5. ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ. В конце 2007 г Российское правительство всё же приняло решение о передаче Московской патриархии всех памятников на Соловецком архипелаге, в том числе и музея-заповедника. Но кроме монастыря на островах живут ещё 1500 мирян! И что же мы имеем сегодня? Если вам вдруг захочется окунуться в прошлое, то вам – на Соловки! Как они были лагерем, так и остались. Колючей проволоки там, конечно же, не увидишь, но в душе она останется. Миряне же непременно встретят вас со словами: - Ну вот и закончилась для вас, граждане, власть советская, началась власть соловецкая. Эту фразу повторяют здесь уже с 1922 г, со времени открытия первого в советской России лагеря особого назначения (СЛОН). Однако, это не умирающая российская глубинка. Здесь есть свой аэропорт, пристань, почта, музей, электростанция, несколько гостиниц и магазинчиков, даже отделение банка... Но оживают Соловки лишь к туристическому лету, а вместе с ними и цены, которые здесь значительно выше московских, так как все продукты привозятся с «большой земли». В то же время, работы здесь нет никакой, а значит, нет и денег чтобы купить эти дорогие хлеб, сахар, спички… Сами соловчане отзываются о малой родине как о тюрьме, в которой нет решеток и охранников, но из которой, кроме как от самого себя, не сбежишь. Ведь бежать-то всё равно некуда, да и не на что… Они волей-неволей сравнивают себя со здешними сталинскими узниками и говорят: «У тех арестантов хотя бы была надежда уехать когда-нибудь отсюда!» На острове уже давно привыкли к пустым прилавкам. Это летом, когда на Соловки приезжают денежные туристы, в магазинах появляются сосиски, беконы, «Сникерсы». А с октября по май на острове «мёртвый сезон». Население поедает то, что удалось завести на остров за короткое северное лето. В основном соловчане ходят в магазин за хлебом и за водкой. Причем многие сначала покупают водку, а уже на оставшиеся – хлеб. С приходом зимы хлеба не будет, а лекарств уже нет. На Соловках рожают 15-летние девчонки. Здесь это нормально. О средствах контрацепции на острове никто не слышал, даже врачи. Нищим жителям Соловков ничего не остаётся, как уповать на Бога. Но как и везде, есть и …исключения, для которых Соловки – это рай. На все бытовые трудности они смотрят философски: - Лагерь – это внутреннее состояние человека. Если человек внутренне несвободен, то совсем неважно, где он живет – в Москве или на Соловках. Соловецкие дети в монастыре частые гости. Приходят если не из любопытства, то хотя бы за едой. У монахов всегда, в отличие от дома, найдётся кусок хлеба и стакан несладкого чая. Детей здесь любят. Вот что говорит один из них: «Когда папке дают деньги, мамка его уже караулит. Они вместе идут в магазин и покупают бутылку водки. Бывает, что и на хлеб денег хватит. Тогда мы едим его вместе с картошкой. Иногда папка с моим братом идут в море за рыбой. И потом мы всё время едим селедку. Чай нам дают в монастыре, а когда там много послушников, чая не дают, но могут дать кусок хлеба». Скорее всего так и произойдёт, что все эти дети подрастут и станут …монастырскими послушниками. Ведь на крошечном острове всего две дороги: одна – к богу, ругая – к бутылке. Даже неверующий Василий не возражает против пострига своих троих детей: «я за то, чтобы мои дети ходили только в монастырскую воскресную школу. Чему их могут научить в обычной школе, если учителя приходят на уроки выпимши. А в монастыре всегда накормлен, напоен и работа не обременительная – подумаешь, молитвы читать и в колокола звонить. А так чего в миру-то хорошего. Одно пьянство и нищета» Словом, стоит хоть раз приехать в это место, которое можно смело назвать машиной времени, чтобы разом прочувствовать и чудесное далёкое прошлое, и ужасающее недалёкое, и …безнадежное настоящее и, наконец-то, задуматься о будущем «страны невезения, что на планете есть». |