Разбираемое произведение: *** (Скорее, господа...). Автор Апрелька. Оригинал произведения: (последнее стихотворение)
Автор с ником "Апрелька" появилась на портале ЧХА совсем недавно, и представленное мне на отзыв стихотворение *** ("Скорее, господа...") – это самое первое ее стихотворение на нашем сайте. А если точнее – финальный фрагмент четырехчастной композиции "История... любви?" Оговорюсь сразу: на мой взгляд – лучшая часть из четырех. Судите сами: *** Скорее, господа, Иначе путь неблизкий Окончится не там, Не тем И не тогда. Давайте, господа, Уедем по-английски, Чтоб в душах дорогих Не оставлять следа. И в благородстве нас Никто не заподозрит, И дымчатый янтарь Состарится без нас... Мы веруем в Любовь, Она - наш главный козырь, И в рукаве никто Другого не припас. Ни силы нет такой, Ни древнего проклятья, Что остановят нас На выбранном пути. Награда - не покой, Не нежных рук объятья, А Счастье тех, Кто нам Не помешал уйти. Что хочется отметить прежде всего? Прекрасную технику и ритмику стихосложения. Чеканный шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы выдержан без единого провала ударения или потери темпа... И в сочетании с взрывным характером императива первой же строчки – "Скорее, господа!" – сразу создает ощущение порыва сродни тому, которым отмечено, например, начало классического стихотворения И.Гёте "Willkomen und Abschied" ("Встреча и расставание"): "Душа в огне, нет силы боле, // Скорей в седло и на простор!" (пер. Н.Заболоцкого). Но уже к концу первой строфы становится понятно, что Апрелька речь ведет не о порыве, а о разрыве, и ее энергичный призыв сменяется во второй строфе терпкой горечью... Чтобы завершиться афористичным и мудрым финалом третьей строфы, почти приближающемуся по смысловой нагрузке к сонетному ключу в классических сонетах. И композиция стихотворения, его архитектоника заслуживает, на мой взгляд, отдельной похвалы. Рифмы стихотворения столь же четки и безукоризненны, и среди них встречаются просто блестящие: "Неблизкий – по-английски", "Заподозрит – козырь", хотя "проклятья – объятья" до общего уровня качества стихотворения, конечно же, не дотягивает. Что еще привлекает в тексте "Скорее, господа..."? Его лаконичность и емкость, отсутствие ненужных или неудачных слов (за единичными исключениями, о которых я скажу чуть позже). Еще – изящная игра словами ("Окончится не там, не тем и не тогда"), и почти былинная напевность второй и третьей строф с повторяющимися зачинами строк ("И... – и ...", "Ни... – ни..."). Что хотелось бы [предложить автору] подправить? Чтоб в душах дорогих Не оставлять следа. Мне кажется, что слово "дорогих" здесь выбивается из общей лексики, оно слишком банальное и слащавое. Например, Чтоб в душах, близких нам, Не оставлять следа. или даже Чтоб в близких нам сердцах Не оставлять следа. звучит несколько лучше, хотя тоже не идеально. Но я уверен, что Апрелька найдет еще более удачный вариант этой строки. Еще одна шероховатость, как мне показалось – Награда - не покой, Не нежных рук объятья, Аллитерация на "н" в целом хороша, но заикающееся "не-не" в начале второй строчки я бы попытался убрать. Ну, например, "не томных рук объятья"... Ведь эпитет "нежные" здесь тоже достаточно банален и вполне заменим на что-нибудь более изысканное. Но это только на мой личный взгляд. И последнее, конечно – "счастье" нужно написать с маленькой буквы. Пафос здесь неуместен, он портит камерность и изящность финала стихотворения, в целом вызывающего в памяти "Обыкновенное чудо" Эльдара Рязанова: "Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло!" (слова Ю.Кима). А теперь, напоследок – о смысле стихотворения, о его содержании и посыле... Я вижу в двадцати шести скупых строках Апрельки гимн искусству уйти вовремя, разорвать отношения ДО ТОГО, как они испортятся, осклизнут и протухнут. На высокой ноте, сохраняя ее послезвучие в памяти. В целом же, на мой взгляд, "Скорее, господа..." – прекрасное начало творческого пути Апрельки на нашем портале. И если автору удастся выдержать уровень, сохранить четкость формы и ясность поэтической мысли в ее дальнейших работах, можно будет с уверенностью сказать, что на "Литконкурсе" появилась новая, талантливая и многообещающая поэтесса. Пока же остается на это только надеяться. |