Ну, вот, подбираюсь, наконец, и к рассказу о цивилизационном наследии. Поездка к Чичен-Итца комплексу занимает, в общем-то, немного времени - два-три часа по автобану, но тур к пирамидам продается как таковой на весь день. С утреца шикарный автобус с кондишеном, туалетами, минибаром, стюардом и, естественно, англоязычным гидом собирает публику от отелей и путешествие начинается. Впрочем, должна заметить, что в нашем автобусе среди туристов, помимо десятка американцев, нескольких англичан, голубой парочки из Бельгии и нескольких студентов из Швеции, было и человек 7-8 из Чили - то бишь, испаноговорящих. Поэтому публике приходилось выслушивать гидовы излияния на двух языках, причем по-испански он порой говорил как правило пространнее (что, в принципе, вполне понятно - свой же для него язык, и он доводит не тока до Киева, но и, как выясняется, до пирамид майя). "Нормальные герои всегда идут в обход", как мы помним еще со времен кинофильма "Айболит-66". Мексиканцы, очевидно, думают примерно так же, и посему дорога к наследию майя пролегает помимо автобана по суровым и пыльным проселочным дорогам с колдобинами или в лучшем случае - посыпанным гравием, поэтому о больших скоростях не думается, думается только о времени, на дороги эти потраченном. Зачем всё делается именно так? Затем, что по пути мы останавливаемся пару-тройку раз: первый - размять косточки и покурить - желающим, пока водитель и гид оплачивают проезд автобуса по зоне народного достояния (типа платных ворот при переездах из штата в штат или при въездах в некоторые города в Америке - плата обычно идет на обустройство этих самых дорог. Куда это девается в данном мексиканском случае - история умалчивает, поскольку о качестве дорог я только что сказала). Народное достояние и путь к нему охраняется военными. Показалось интересным, что униформа у них американская, а оружие - израильское. Впрочем, ни военные туристам, ни туристы военным волнений не доставляют: одни курят на одной стороне дороги, другие - на другой, и все друг другу улыбаются и приветливо машут руками, показывая большие пальцы вверх. Ну вот, помахали солдатикам, попили водички, посетили заповедные места под странно знакомым названием "баньос"... нет, это не бани, это вовсе даже туалеты. Но забавно. Так же, впрочем, как и еще несколько слов. Например, "курва", что означает крутой поворот. Что характерно, совершенно это же слово употребляет мой муж-словак, будучи за рулём, при крутом повороте... Однако, я отвлеклась. Очень-очень жаль, что не было обзорной остановки в одном интересном месте по дороге - небольшом городке Байядолид, который расположен всего в 29 милях от Чичен-Итцы. Огромные модерные автобусы с туристами лишь медленно въезжают в его центр, объезжают по периметру центральную площадь-парк, и осторожно выезжают по тесной узкой улочке. Впрочем, те, кто путешествует сам по себе, без покупки туров, вполне может приятно провести время в этом тормозном местечке, где время, кажется, остановилось. Тем более,что вокруг него тоже полно руин майя. Так вот, городок этот начал строиться еще аж в 16 веке, и с тех пор мало что внешне в нем изменилось. Там нет никаких предприятий, а стены домов напоминают старые лица с морщинами благодаря вековым трещинам на многослойных покрасках и побелках. Когда-то там были поселения двух племён майя, но в 1543 году испанский завоеватель Франсиско де Монтехо устроил с ними разборки по поводу их нежелания мирно терпеть испанское вторжение и на руинах поселений заложил город Байядолид, названный аналогично испанскому городу, где венчались тогдашние король и королева Испании Фердинанд и Изабелла. Непонятно, почему в русскоязычной прессе пишут название города как Валладолид, произносится оно именно как Байядолид. Что интересно, испанское правительство недавно признало этот городок наиболее аутентичным испанским городом в обеих Америках и выделило приличные суммы на его сохранение в этом виде. Несомненным украшением городка является католический собор 16го же века, который, впрочем, был почти полностью разрушен в 1702 году в постоянных военных стычках между майя и испанцами, но быстро восстановлен. Забавно, но это - единственный католический костел, главная дверь которого обращена на север вместо запада. Другой достопримечательностью городка является монастырь Св.Бернардино, также построенный в середине 16го века монахами-францисканцами. Там до сих пор сохранены фрески того времени и старинный сад с водяной мельницей. Население окрестных деревень по-прежнему приходит в город, чтобы продать свой урожай и вручную изготовленные национальные одежды, кожаную обувь и сумки, народные мексиканские кровати - цветные вязаные гамаки и сувениры ручной же работы туристам. Эти потомки майя - очень мирные и набожные люди, живущие собственным трудом и не ведающие болезней и идиотизма огромных городов. Сфотографировала примечательную табличку возле места, где торгуют сувенирами. Дети в местах, где есть достопримечательности - перманентные участники торговли и попрошайничества, и табличка просит не покупать ничего у детей, и вообще, не давать им денег - лучше посоветовать им пойти в школу, потому что они заслуживают лучшего будущего! После недолгого взгляда на средневековое прошлое мы оказались буквально через несколько минут в довольно необычном месте, которое называется "сенот". Вокруг небольшой площадки для парковки расположились несколько уютных бунгало, небольшая сувенирная "палапа" - крытое пальмовыми листьями сооружение без стен, ресторан с, говорят, хорошей кухней и главная достопримечательность - круглая дыра, подобная колодцу, на дне которой - небольшое чистейшее озеро, образованное подземными водами. Свет, проникающий сверху, окрашивает воду в кристальную голубизну. По краям колодца свисают корни растущих наверху деревьев, а вниз к воде ведут узкие ступеньки, продолбленные в сталактитово-сталагмитовой пещере как коридор. То и дело пролетают ласточки, всё вокруг звенит от гомона птиц, звуков воды и голосов восторженных туристов. Желающие могут искупаться, что большинство и делает, надев на всякий случай спасательные жилеты, но мы с супругом не рискнули - стоянка была недолгой, автобусов было много, и не хотелось выстаивать очередь к воде в пещере, а потом сидеть в автобусе с мокрыми задницами, потому что времени на переодевание уже просто бы не было. Как во всех случаях с достопримечательностями, это место окружено легендами о жертвоприношениях майя и сброшенных в воду грудах золота и серебра, и да, в подобных колодцах в Чичен-Итце археологи находили подтверждение тому, но - не в этом случае. Конкретно этот "колодец" был открыт совершенно случайно и относительно недавно, ступени вырубались уже в современности и т.д. А набрел на него фермер, искавший убежавшую свинью. Что не делает, разумеется, это прелестное место ординарным. Это настоящее чудо природы. Еще одна - последняя перед Чичен-Итца остановка - ланч в хасиенде. Хасиенда - что-то типа гэст-хауза с рестораном, где туристам предлагаются блюда мексиканской кухни. В то же время на небольшой сцене плясуны и плясушки с подносиками на головах и в расшитых майя-одеждах отстукивают каблуками мексиканские танцы. На подносиках стоит бутылка текилы и несколько рюмок. Вокруг хасиенды и на верандах - вездесущие торговцы сувенирами: маски, различные фигурки, национальные многоцветные одеяла и пончо, сомбреро (кстати, никто их нигде и не носит - как в России не носят постоянно кокошники и расшитые рубахи, так уж - чисто для национального колорита ). Местная валюта - песо идут в расчете 10 с небольшими сентаво за доллар, но баксы берут повсюду очень охотно, поэтому по сути - нет нужды в банковском обмене. Примерная запрашиваемая цена на маски из дерева и из лайма - местного поделочного камня, обработанного и раскрашенного - от 25 долларов и выше, в зависимости от размера сувенира. За маску, мне понравившуюся, мальчишка-торговец запросил 40. Помня советы бывавших в Мексике делить запрашиваемое на два, а то и на четыре, сказала - 10. На помощь парнише подоспел папашка - сказал: для такой красивой сеньоры - так и быть, 30. Я сказала - 10. Папашка занервничал - публика уже начинала собираться к автобусам... надежда продать уменьшалась. "25, сеньора... или даже 20..." - надрывно прошептал он. "10" - ответила жутко скупая сеньора Натуся. "А что, если я отдам это Вам, красотка, за 15? Ваш муж не осудит Вас за такие траты", - воспрял папашка снова, увидев подходящего ко мне хазбенда. "10, мэн" - сказала я - "и нам пора уезжать из такого прекрасного местечка", - я повернулась, чтобы пойти к автобусу, и даже сделала шаг в том направлении. "Ок, пусть будет 10, я не могу отказывать женщинам" - папашка быстренько выхватил у меня из рук маску, ловко обернул ее бумагой, засунул в полиэтиленовый пакет и с деланной грустью посмотрел на десятидолларовую бумажку, тут же, впрочем, исчезнувшую в его огромном и уже не пустом нагрудном кармане. Довольные, мы пошли к автобусу, вслед донеслось:"Синьор, синьора, не хотите ли купить еще одну - я вам отдам вторую тоже за десять!!!" (продолжение следует) |