Посвящается Марии. Я не из тех людей, которые любят спорить на изысканно- философские темы. Не вижу в этом смысла. В финале всех споров каждая из сторон всегда остается при своем мнении. Даже при наличии формальных «победителей» и «побежденных» всегда сохраняется ничья. А как же утверждение, что в споре рождается истина, спросите Вы. Не знаю. Не знаю не потому, что не знаю. Я не спорю. Обмен мнениями, полноценный диалог без «игры в одни ворота» с интересными содержательными собеседниками - вот что для меня действительно важно и ценно. Разумеется, на основе уважительного отношения друг к другу. В этих диалогах мы подчас познаем то, что самом деле, очевидно, что давно известно. Но с каждым разом мы открываем для себя что-то новое. И в этом есть большая польза. Иногда, мы словно Колумбы - ищем Азию, а в итоге открываем Америку. Олег Шепель тоже не любит спорить. Он один из тех, с кем действительно приятно вести беседы. Не скрою, эти беседы не исключают легких уколов словесной шпаги в грудь всевозможным официальным концепциям, и даже выпадов. Мы коллеги. Коллеги по творческому цеху, так сказать. Олег адепт «метаметафорических наук», как я в шутку его называю. Он поэт. Впрочем, поэт далеко не всегда признанный «маститыми « критиками и поэтической средой, что в немалой степени его огорчает. - Что есть Поэзия? Что есть Поэт?»- спросил меня Олег во время нашей последней встречи в остекленном притворе университетского корпуса, в народе именуемого «аквариумом». -Я так понимаю, очередной критик произвел «разбор полетов»? Можешь не отвечать . У тебя сейчас время свободное? Пойдем - ка в читалку. Там и поговорим. Мы уединились в полупустом читальном зале. -Честное слово, руки опускаются при таком раскладе вещей. Начинаешь невольно задумываться - а стоит ли вообще писать? Может, бросить все, успокоиться…и…Дольче Вита. - Олег, ты определись, что Поэзия для тебя?! Если средство для достижения известности, тогда действительно успокойся. - Нет, что ты…дело не в этом, ты знаешь. Хочу одного понять, что же критикам нынешним надо? Что есть хорошая Поэзия? - Эх, Олег, многие умы задавали себе этот вопрос - что есть хорошая ПоэзияСколько людей, столько мнений. Для меня очевидным является тот постулат, что хорошая Поэзия- это гармония содержания, формы, идеи. Поэзия Души, не подкрепленная теоретическими знаниями - согласись, далеко не лучший вариант. Также как и безукоризненные, в техническом отношении строки, лишенные Души- мертвые строки, всего лишь хорошая техника. Тело без души. - Согласен. Но иной раз критики бывают излишне категоричными. То, понимаешь ли, в стихах не должно быть глагольных рифм, то рифмы бедные, то стилистического мусора много. Что же, выходит, по их понятиям и… Пушкин не поэт? Упорно не могу понять, почему, почему критики во всем видят штампы? Что же получается- вся наша жизнь штамп? Да и где гарантия, что мысль , которую признали чуть ли не гениальной, не была высказана ранее? - Требования времени, Олег. А хороший критик, знающий , владеющий в совершенстве своим ремеслом- это тоже проблема нынешнего времени. Дефицит сейчас конструктивной , объёмной критики. Критика должна способствовать творческому росту авторов, а не наоборот. Я наблюдала такое явление - подрежут крылышки молодому поэту- мол, рифмы бедные, образы слабые- и кидается он в иную крайность, пытается «удивить мир» необычными новыми метафорами. И переступает грань между ними, между собственно Поэзией и хаотичным «потоком не-осознания», бредом, Броуновским движением. Такие «хаотичные» стихи подкупают своей оболочкой, необычными фразами, но на деле-то это набор плохо связанных друг с другом мыслей, подчас лишенных всякой логики. Автор , наверно, и сам до конца не понимает, что хотел выразить в своих стихах. - И все потому, что когда-то молодому поэту намекнули, что в его стихах присутствуют элементы уже состоявшихся поэтик. Вот и начинает он хаотично выводить свои «поэтики». - Не без этого. Но далеко не всегда причиной этому были критики. Есть люди, которые стремятся быть индивидуальностью, что замечательно, но при этом перегибают палку. Так что во всем надо знать меру, следовать Царским путем. А по поводу штампов я вот ещё что хотела заметить. Правда речь пойдет немного не о том, о чем высказался ты. Сейчас многие поэты штампуют свои сборники, выпускают их десятками, благо, что в наше время можно напечатать все и вся. А достойного поэтического уровня при этом частенько не наблюдается. Вот и спрашивается - зачем? Что даст количество для ума и сердца? Знаешь, у меня есть одна знакомая поэтесса, талант от Бога. У нее пока не вышло ни одного сборника - не потому что нет такой возможности. Она очень скрупулезно относится к своему творчеству. Постоянно работает над каждым словом, над каждой строчкой, над рифмой. Наверно, не все, что вышло из-под пера, должно быть сразу представлено читателю. Стихи должны отлежаться. Они, чтобы стать бриллиантом, должны пройти своеобразное гранение, шлифовку. - Согласен… Да, кстати, а что, по-твоему, представляет собой метаметафора? - Зримая бесконечность…А Кедров писал: « если Вы можете поместить себя в центр ленты Мебиуса или в горловину бутылки Клейна, Вы уже в эпицентре метаметафоры…» Олег улыбнулся. - Че-ло-век это из-нанка не-ба. Не-бо это из-нанка че-ло-века. - Меня, если честно, всегда волновал один существенный вопрос,- сказала я, несколько меняя тему разговора. Некоторые считают, чтобы быть Поэтом, учиться не надо. Пиши, как на душу легло- и дело в шляпе! Не могу понять- почему музыканту учиться надо, художнику надо, а Поэту- нет.Чтобы достичь результатов, надо много учиться. - А как же талант от Бога? - Талант плюс труд - вот составляющие хорошего результата. Десять процентов гениальности, девяносто процентов труда. Не я это сказала. - Говорят, Поэзия- это Чудо… - Да, Чудо. Поэт ведь ещё и философ, первооткрыватель, медиум. И Дар Слова- от Бога. Поэт в ответе пред Богом за то, что несет в своей Горсти. -А как насчет Великих Теней за спиной? - Не буду отрицать, были и есть поэты , которые оказали на меня немалое влияние. А подражание…Я считаю , что на самых первых этапах познания теории поэзии, когда молодой поэт учится, в этом есть некий смысл. Когда мы приходим в первый класс, то тоже первоначально копируем буквы, которые пишет на доске учитель, себе в тетрадь. Затем, когда поэт растет творчески и духовно, у него появляется свой неповторимый стиль, отпадает потребность кого-либо копировать. Другое дело, если у поэта не наблюдается творческого роста по разным причинам, если поэзия для него средство для популяризации собственной персоны ,а любви к слову не и в помине. - Да… А с чего началась Поэзия для тебя? - Для меня с боли. С желания выказать свои чувства. Считается, что поэзия начинается с боли и страдания. Может, для кого-то это штамп, но у меня именно так все начиналось. Боль и одиночество- два спутника, которые сопровождали меня в юности. С годами было многое пережито - пересмотрено и сейчас я радуюсь и благодарю Бога за все. Тогда был мучительный поиск себя, недопонимание многих вещей… - А сейчас? - Я бы не cмогла жить иначе…Это мой мир.. Я не одинока. Я живу в мире книг, в мире музыки, в мире красок…Я стремлюсь к Богу. Это изменило мою жизнь. И я встретила близких по духу людей. - Но это не означает, что страданий больше нет? - Не означает. Только теперь это иное… - И есть желание передать то, что познала, пережила людям… - Да. Признаюсь тебе, меня в свое время не миновала гордыня и тщеславие. Мне было очень больно, что меня не принимают. Но случилось так… я прочла статьи, которые помогли мне пересмотреть свои взгляды . - Что за статьи? - Статьи по теории поэзии, особенно о графомании. - Ты графоманка? Я бы не сказал. -Дело не в том, графоманка я или нет. Дело в сути статьи. Человек, который любит поэзию, не будет гнаться за признанием. Он весь живет, дышит Словом…Помнишь- вначале было Слово… И Слово это- Бог. Стремление к Первообразу заложено в сути человека… - В душе каждый хочет признания. Есть мнение, что не хотеть признания, одобрения - даже ненормально. - Согласна. Но только не гипертрофированного признания, подогревающего тщеславие. Да, Поэту необходима аудитория. Ведь Поэт пишет не только для себя. Читатель сотворец Поэта…Стихи во многом зависят и от духовного уровня, образованности Поэта. Запаса слов, наконец. И тут я не открою Америку. Это очевидно. - Да, я тоже это заметил.О чем задумалась? - Вспомнилось стихотворение Николая Гумилева «Шестое чувство». Да, художественный образ огромная впечатляющая сила. - Припоминаю это стихотворение… - В один прекрасный момент оно засверкало для меня прежде невидимыми гранями. Это был миг обретения, не сочти за пафос. - Ах,что делать нам с бессмертными стихами?!, - улыбаясь, Олег процитировал строчку из стихотворения. Часы показывали, что свободная пара подходит к концу. - Кажется, пора!- протянул Олег. - Да, вот что ещё…Хорошая Поэзия- это та Поэзия, которую хочется перечитывать… А писать или не писать … Не писать или писать…У Николая Шошанни в эссе «О формуле поэзии» есть такие строки: «Будь уверенным, что созданное тобой обязательно когда-то отыщет именно тот, возможно, единственный читатель, для которого написанное адресовано на Небесах» Олег ничего не ответил. |